Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 19:07
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:04 07:21 12:39 16:07 17:50 19:07
свернуть
Календарь
Хиджра
12 Раби-авваль 1442
Григорианский
29 октября 2020

Циклы уроков

Урок 49. Глава 4: 55 хадис

Урок 49. Глава 4: 55 хадис

Урок 48. Глава 4: 54 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Среда
8 окт. 2020 513 0
Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия


Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха мы начали новую главу «Глава о правдивости». На прошлом уроке мы начали 54 хадис Посланника Аллаха ﷺ, который передал нам ибн Масуд (р.а.). Сегодня, с дозволения Аллаха мы продолжаем эту главу, и пройдем, ин шаа Аллах 55 хадис Посланника Аллаха ﷺ, который нам передал Ан Аби Мухаммад ибн Хасан ибн Али ибн Абу Толиб (р.а.) - известная личность, в истории ислама, так же самый любимый внук Пророка Мухаммада ﷺ – Хасан сын Али сын Абу Толиба (р.а.).

 

Они были сыновьями дочери Посланника Аллаха ﷺ, Фатимы (р.а.). Фатима (р.а.) так же является госпожой всех женщин в Раю, как нам описывал Пророк Мухаммад ﷺ. Отцом Хасана и Хусейна (р.а.) был Али ибн Абу Толиб (р.а.), первый юноша, который принял ислам. Так же, они были первыми в истории человечества людьми, которых назвали Хасаном и Хусейном. Мы знаем, что до них, никто так не называл своих детей. Так же Хасан и Хусейн (р.а.а.) были очень похожи на Посланника Аллаха ﷺ как внешне, так и по своему характеру. И Посланник Аллаха ﷺ присутствовал жизни своих внуков с самого первого дня. Он лично призвал им азан, и дал им их имена. Так же, в качестве деда он заботился о них и наставлял. И Посланник Аллаха ﷺ искренне их любил и всегда молился за них. Он их называл своими цветками базилика.

 

Имам Тирмизи передал хадис от Пророка Мухаммада ﷺ, где Посланник Аллах делал дуа за своих внуков:

 

«Это мои дети и дети моей дочери. О Аллах, Ты знаешь, что я люблю их двоих. Так полюби же их и Ты и полюби всякого, кто полюбит их двоих».

 

Так же Хасан и Хусейн являются предводителями молодых людей в Раю.

 

«Джибрииль (а.с.) приходил ко мне и обрадовал вестью, что Хасан и Хусейн являются предводителями молодых людей Рая»,

 

имам Ахмад приводит этот хадис от Посланника Аллаха ﷺ. Так же, после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, все сподвижники почитали и проявляли почет и уважение внукам Посланника Аллаха ﷺ.

 

Например, Умар (р.а.), в период своего правления, учредил государственную казну, и назначил пособие, в 5 тысяч дирхамов Хасану и Хусейну (р.а.). Так же, он назначил выплату ветеранам, кто участвовал в сражении при Бадре. Так же оба внука Посланника Аллаха (ﷺ) были учеными, знающими исламское правоведение. Хасан (р.а.) каждую ночь перед сном читал суру «Кахф». А Хусейн (р.а.) известен своей непревзойденной благотворительностью. Ибн Аббас (р.а.) рассказывает:

 

«Я ни жалею, ни о чем, что упустил в молодости, кроме того, что не совершил хадж пешком. Хасан совершил хадж пешком 25 раз».

 

То есть 25 раз Хасан (р.а.) совершил хадж пешком. И поэтому ибн Аббас (р.а.) подчеркивает его степень, достижение в области фикха, богобоязненности внуков Пророка Мухаммада ﷺ.

 

Давайте начнем хадис Посланника Аллаха (ﷺ), который нам передал Хасан ибн Али ибн Абу Толиб (р.а.). Хадис начинается таким образом:

 

«Я запомнил, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Оставь, внушающее тебе сомнения. И обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Ведь правдивость — это поистине спокойствие, а ложь – это сомнения».

 

Этот хадис приводится у Тирмизи и он дал оценку, что этот хадис является достоверным. Данный хадис входит в число 40 хадисов, которые имам Ан-Навави (р.а.) выделил в отдельной книге и несет в себе огромный смысл. Он указывает на богобоязненность и осторожность в религии.

 

Ученые ислама придерживаются этого пути, этого метода, основы в вопросах фикха. То есть, выбирая более безопасное мнение. Например, на одежду человека попали какие-то нечистоты, наджаса. Он не знает точное место их попадания. Если он помоет переднюю, часть одежды, то все равно остаются сомнения, по поводу задней части. Если же он вымоет заднюю часть, то все равно остаются сомнения по поводу передней части. Как в такой ситуации безопаснее поступить? Безопаснее всего, помыть всю одежду целиком, чтобы сомнение было заменено спокойствием. Поэтому спокойствие души в первую очередь рассматривается в религии ислам в каких-то сомнительных вопросах.

 

Или же, например, человек засомневался в молитве, забыв, совершил он два ракаата или три. И необходимо выбрать меньшее количество ракаатов, так как это освобождает человека от сомнений, и следует восполнить остальное количество. Этот хадис заключает в себе важную основу из фикха.

 

Правило гласит – если ты сомневаешься в чем-то, то держись того, что не вызывает сомнения. Так же в этом содержится, и воспитание душу человека. Ибо, соблюдая это, многие обретут покой. Многие люди выбирают нечто сомнительное, а потом постоянно ощущают беспокойство. Конечно же, если имеют живое сердце. Поэтому если ты заменишь сомнения убежденностью, то и беспокойство исчезнет, говорит Посланник Аллаха ﷺ, наставляя своего внука.

 

«И поистине, правдивость – это спокойствие», говорит Посланник Аллаха (ﷺ). 

 

Именно по причине этих слов, этот хадис приведен именно в этой главе. Потому что это слово Посланника Аллаха ﷺ более глубоко открывает тему правдивости. Так же правдивость является спокойствием. То есть правдивый, никогда не пожалеет о том, что говорил правду. Ибо его правдивость является спасением. Всевышний Аллах спас правдивых именно по причине их правдивости. И поэтому мы видим, что правдивые люди всегда спокойные.

 

Давайте рассмотрим антоним этого термина, чтобы было понятно, что же касается лжи. Ложь, напротив, вызывает сомнения. Посланник Аллаха ﷺ так же затронул эту тему. Ложь всегда вызывает сомнения. Именно поэтому лжец всегда пребывает в сомнениях. Рассказывая свою ложь, он постоянно сомневается, задаваясь вопросом «А поверят ли мне люди или нет?». Поэтому лжец часто подкрепляет свой рассказ множествами клятвами, боясь, что ему не поверят.

 

Например, лицемеры постоянно клянутся Аллахом, рассказывая что-то, и при этом постоянно сомневаются, боясь, что их ложь выявится. Так же, ученые ислама приводят аяты из Священной книги Коран, сура «Ат-Тауба», где Всевышний Аллах именно про лицемеров говорит нам следующее:

 

«Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам».

 

Ибн Касир, делая тафсир этому аяту, приводит слова ибн Исхака, где он сказал:

 

Ибн Исхак передал: «В числе людей, которые оказали гостеприимство иудеям, были и те, кто названы лицемерами — «мунафикун», из племен Аус и Хазрадж (а Аллах лучше знает), из Бану Хабиб ибн Амр ибн Ауф были: Джулас ибн Сувайд ибн ас-Самит, его брат аль-Харис ибн Сувайд; Джулас, который известен тем, что отстал от Посланника Аллаха ﷺ при завоевании Табука и сказал: «Если этот человек говорит правду, то мы хуже ослов». Эти его слова передал Пророку Умайр ибн Саад. Он был под опекой Джуласа, который взял себе в его мать в жены после смерти отца его. Умайр ибн Саад сказал ему тогда: «Ей-богу, о Джулас! Ты для меня — самый любимый человек, самый добрый и самый дорогой, и я не желаю причинять тебе вред, но ты сказал такое, что если я доложу об этом, то разоблачу тебя. А если умолчу, то пострадает моя вера. Но одно из них лучше другого». И пошел он к Пророку ﷺ и передал ему то, что сказал Джулас. Джулас клялся именем Аллаха Пророку ﷺ и говорил ему, что Умайр оболгал его, что он не говорил то, о чем сообщил Умайр ибн Саад. Тогда Аллах сказал о нем: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам..."

 

Утверждают, что он покаялся, покаяние его было искренним, и стал он известен как добрый мусульманин.

 

Абу Джафар ибн Джарир передает со слов ибн Аббаса, что однажды посланник Аллаха ﷺ сидя в тени дерева, сказал:

 

«Поистине, к вам придёт человек, смотрящий на вас глазами шайтана. Если он придёт, не говорите с ним».

 

И прошло немного времени, как действительно пришёл синий человек (т.е. очень тёмный), и пророк ﷺ спросил у него: «Почему ты и твои товарищи ругаете меня?» Человек ушёл и привёл своих товарищей, и они стали клясться, что не ругали его до тех пор, пока пророк ﷺ не простил их. И тогда Аллах ниспослал аят: "Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили..."

 

Далее Всевышний Аллах говорит: «Они задумали совершить то, что им не удалось». Аят был ниспослан по поводу Джуласа ибн Суайда, который намерился убить своего пасынка, за то, что тот обещался сообщить Посланнику Аллаха ﷺ о его речах. То есть они собирались совершить покушение на Посланника Аллаха ﷺ. Так же есть мнение, что аят был ниспослан по поводу Абдуллы ибн Убая, который так же собирался убить Посланника Аллаха ﷺ. Какую мы извлекаем пользу из этого аята? Всевышний Аллах подчеркивает сыфаты, атрибуты лицемеров. Ложь – является сомнением и вызывает у человека тревогу. Так же ложь, это сыфат лицемеров, которые вечно останутся в Аду. Да убережет нас Всевышний Аллах от такого. И лжец постоянно переживает о том, что его рано или поздно раскусят. Поэтому человеку стоит оставить ложь, направившись к правдивости. Ибо она несет с собой спокойствие.

 

Сегодня мы с дозволения Аллаха, прошли 55 хадис Посланника Аллаха ﷺ. Укрепили в своих сердцах наставления Пророка Мухаммада ﷺ по отношению к своему внуку Хасану сыну Али. Пусть Всевышний Аллах укрепит полученное знание в наших сердцах, и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ.

 

Урок 50. Глава 4: 56 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi