Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 53 хадису Посланника Аллаха (ﷺ). Этот хадис является последним в разделе: «О Терпении» и его нам передал известный сподвижник по имени Аби Ибрахим Абдилла ибн Аби Ауфа (р.а.), который участвовал во множествах битв вместе с остальными сподвижниками. После смерти Пророка (ﷺ) данный сподвижник, переезжает в город Куфа и до последних дней своей жизни занимается преподаванием знаний ислама.
Так же, относительно вопроса передает ли Абу Ханифа хадисы от сподвижников Пророка (ﷺ) и считается ли он табиином или нет? Когда на этот вопрос отвечали наши ученые ахлю сунна уаль джамаа, например Хафиз ибн Хаджар (р.а.) то он отмечает, что Абу Ханифа (р.а.), застал при жизни группу сподвижников, ведь он родился в Куфе, в 80 году по хиджре. И Хафиз ибн Хаджар (р.а.) далее упоминает, что в то время там находились такие авторитетные, известные сподвижники как Абдулла ибн Ауфа (р.а.). Общеизвестно, что он умер позднее, именно в двух риваятах в 86 или в 87 году по хиджре. В это время в Басри находился Анас ибн Малик (р.а.), который умер в 90 году по хиджре, или чуть позже, так приводят в своих трудах ученые ислама ахлю сунна уаль джамаа. Абу Ханифа (р.а.) мог привести хадисы именно от этого сподвижника.
Абдулла ибн Ауфа (р.а.) рассказывает, что в один из дней, когда Посланник Аллаха (ﷺ) повстречал врагов, он ждал пока солнце не стало клониться к закату. А потом встал среди и сказал:
«О люди, не желайте встречи с врагами. И просите Аллаха об избавлении. Но если вы уже встретились с ними, то проявляйте терпение. И также знайте, что Рай находится в тени ваших мечей».
Затем Пророк (ﷺ) сделал дуа следующим образом:
«О Аллах, Ниспосылающий истинную Книгу, Приводящий в движение облака, и Победивший союзные племена, разбей их и приведи нас к победе над ними».
Этот хадис приводят имам Бухари и имам Муслим.
Посланник Аллаха (ﷺ) обратился к своим сподвижникам, как я вышеупомянул следующими словами:
«О люди, не желайте встречи с врагами».
Здесь ученые ислама объясняют следующим образом, говоря, что не следует желать встречи с врагами. Например, говоря: «О Аллах, сделай так, чтобы мы повстречали врагов». Ситуацию может знать только Всевышний Аллах. И поэтому ни в коем случае, даже при победе над врагами нельзя считать себя лучше, чем они. Потому что все может произойти наоборот. И поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) призывал своих сподвижников к тому, что не следует желать встречи с врагами.
«Просите Аллаха об избавлении. Но если же вы встретились с ними, то проявляйте терпение»,
говорится в этом наставлении Пророка Мухаммада (ﷺ).
Именно по причине этих слов, автор привел этот хадис в главе: «О терпении». Далее упоминается:
«И знайте, что Рай находится в тени ваших мечей».
Что означают эти слова? Воин, погибая, становится обитателем Рая. Далее Пророк Мухаммад (ﷺ) обратился к Аллаху с следующей мольбой:
«О Аллах, Ниспосылающий Книгу, Приводящий в движение облака, Победивший союзные племена, разбей их и приведи нас к победе».
То есть это дуа следует произносить воину, который повстречался с врагами. Ученые ислама приводят в своих трудах, что у сподвижников была такая сунна. Прежде чем встретиться с врагами, они говорили вышеупомянутое дуа Пророка Мухаммада (ﷺ). Здесь Посланник Аллаха (ﷺ) в первую очередь ищет близости к Аллаху посредством перечисленных знамений Всевышнего.
Во-первых, речь идет о ниспослании Книги – Священного Корана. Далее идет речь о движение облаков. В-третьих, речь идет о сокрушение союзных племен. Ученые ислама говорят о событии, когда все племена мушриков объединились в союзы, и более 10000 воинов окружили Медину, желая воевать против Посланника Аллаха (ﷺ). Но по Воле Аллаха враги были побеждены.
Польза из этого хадиса извлекается следующая: первое - запрещено желать встречи с врагами. То есть разрешено желать мученическую смерть, но запрещено желать о встрече с врагами. Вторая польза из этого хадиса, следует просить у Аллаха избавления и безопасности, ибо с этим не сравнится ни что. То есть не следует мечтать о войнах и сражениях, а следует просить у Аллаха избавления и помощи. Если же человек встретил врага он обязан терпеть, как наставляет Посланник Аллаха (ﷺ). Если вы уже встретились с врагом лицом к лицу, то проявляйте терпение. И также здесь ученые ислама приводят аяты из Священной книги Коран, сура «Аль Анфаль», 45 аят:
«О верующие, когда вы встречаете отряд, готовый сразиться с вами, то будьте стойкими и много поминайте Аллаха».
Имам Куртуби (р.а.) толкует данный аят следующим образом:
«Это указывает на то, как победить врага в сражении. То есть проявлять смелость и стойкость, и просите у Аллаха победы и поддержки. Повеление проявлять стойкость в сражении с неверными, как и в предыдущем аяте содержится запрет бежать с поля боя, и запрет и повеление сошлись в одном и том же. И это усиливает необходимость быть стойкими и упорными в борьбе против них».
«И много поминайте Аллаха»,
имам Аль Куртуби (р.а.) объясняет это следующим образом: «У ученых на счет этого поминания есть три мнения. Первое мнение, поминайте Аллаха тогда, когда в ваших сердцах появляется страх». То есть, когда человек встречается со своим врагом, то в его сердце появляется страх. И поэтому здесь надо поминать Аллаха многократно, потому что это помогает проявлять стойкость в любых ситуациях.
«Второе мнение ученых, проявляйте стойкость в сердцах и поминайте словами. Потому что сердце может быть спокойным, стойким, во время встречи с врагом. Но язык может быть в замешательстве. И было велено поминать Аллаха, чтобы сердце оставалось в спокойствии дальше». Когда сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ) встречались с врагами лицом к лицу, они говорили следующее дуа:
«Господь наш, пролей на нас терпение. Утверди наши стопы, и помоги нам победить врагов неверующих».
И это сознание достигается только глубоким и истинным пониманием Всевышнего Аллаха. И это похвальная смелость в людях.
И третье мнение ученых ислама. Вспомните об обещании Аллаха поддержать вас и воздать вам». Имам Аль Куртуби (р.а.), так же передает мнение Катады (р.а.): «Имеется в виду о повеление читать зикр, во время сражения, но не громко». И поэтому из этого хадиса ученые ислама извлекают две пользы. Еще раз напомню, первое, это запрещено желать встречи с врагами, но разрешено мечтать о мученической смерти. Второе, следует просить у Аллаха избавления и безопасности. Ибо с этим ничто не сравнится. Не следует мечтать о войнах и сражениях, следует просить у Аллаха избавления и помощи в религии.
И, в-третьих, если вы все-таки встретились со своим врагом, в первую очередь проявлять терпение. Потом быть стойким на этом пути, и говорить дуа, как выше упомянул Посланник Аллаха (ﷺ). Именно по этой причине имам ан Навави (р.а.) привел этот хадис в этой главе.
И в конце нашего урока, мы просим у Всевышнего Аллаха утвердить в наших сердцах полученные благие знания, в этой, завершаемой нами главе. Уважаемые слушатели, так же мы должны стараться делать на это деяние, пока мы живы. Проявлять терпение, знать важность терпения в вашей жизни и выходить из испытаний, трудных ситуаций, только достойным путем, по сунне Посланника Аллаха (ﷺ).
Пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ).