Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы переходим к 51 и 52 хадису. То есть мы соединим два хадиса в одном уроке, так как хадисы очень короткие, но по тематике они одинаковы. 51 хадис передал известный нам сподвижник Абдулла ибн Масуд (р.а.).
Передается от ибн Масуда (р.а.), что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине после меня будет «асаро».
И здесь внизу, автор дает пояснение слову «асаро». Асаро – это единоличное пользование. То есть Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«После меня будет единоличное пользование и будут совершаться такие дела, которые вы не одобрите». И тогда сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, что же вы велите нам делать?». И Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха о том, что вам причитается».
Сразу же перейдем к 52 хадису, и в конце перейдем к изучению этих хадисов, основываясь на комментариях ученых ислама. Хадис передал нам также известный сподвижник Аби Яхъя Усайд ибн Худойри (р.а.). Он принял религию ислам, благодаря молодому сподвижнику из Мекки по имени Мусоб ибн Умай (р.а.), который был в составе первой группы проповедников из города Мекки. Мусоб ибн Умай (р.а.), прибыл в Ясриб, Ясриб это старое название города Медины, где остановился у одного из вождей племени Хазрадж, Асада ибн Зуррора. И, тем самым, сделал дом Асада центром исламского призыва. Ибн Мусоб (р.а.) начал призывать людей к истине, к исламу, рассказывая им о Пророке Мухаммада (ﷺ) и постепенно все больше и больше людей стали посещать эти собрания. Однажды Асад со своим гостем, то есть с Мусобом ибн Умай вышли, чтобы вместе встретить гостей из племени Бану Адиль Ашхаль и предложить им принять ислам.
Тем временем Усайду ибн Худойр и Саад ибн Муаз узнали, что сподвижник и проповедник из Мекки находится в Медине и что его привел Асад ибн Зуррора. И Саад ибн Муаз отправил Усайда ибн Худойра чтобы он выпроводил этого сподвижника обратно, однако, послушав его проповедь, Усайд ибн Худойр по воле Всевышнего Аллаха проникся его речью и там же принял ислам. Пророк Мухаммад (ﷺ) уважал этого сподвижника, и ни раз говорил: «Есть благо в этом сподвижнике по имени Усайд ибн Худойр (р.а.)».
Данный сподвижник участвовал вместе с Посланником Аллаха (ﷺ) во множествах битв и после смерти Посланника Аллаха (ﷺ) Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.) оказывали ему почтение и уважение. Здесь не упоминается в каком именно году он умер, но ученые ислама привели, что после себя он оставил долг, в размере 4000 дирхамов и чтобы выплатить его долг, наследники решили продать принадлежавшее Усайду (р.а.) землю и когда об этом узнал Умар (р.а.), то он сказал: «Я не оставлю детей своего брата попрошайками». Затем он поговорил с людьми, которые готовы были удовлетворится тем, что в течение 4 лет будут покупать урожай с его земли, оставляю себе тысячу дирхамов ежегодно, и высчитывая их из долга.
Усайд ибн Худойр передал 18 хадисов от Посланника Аллаха (ﷺ).
Сообщается, что Абу Яхъя Усайд ибн Худойри (р.а.) сказал, что один из ансаров сказал: «О Посланник Аллаха, не назначите ли вы меня правителем, как назначили такого-то и такого-то». И тогда Пророк Мухаммад (ﷺ) ответил: «Поистине после меня будет единоличное пользование. Проявляйте же терпение до тех пор, пока не встретитесь со мной у водоема».
Что касается хадиса ибн Масуда (р.а.), (51 хадиса), то в нем сообщается что Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине после меня будет единоличное пользование». То есть появятся люди, которые присвоят себе то, что по праву принадлежит народу. Такие правители, которые будут распоряжаться имуществом простых мусульман так, как они пожелают. И соответственно услышав это, сподвижники попросили наставление у Посланника Аллаха (ﷺ). И Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха в том, что вам причитается».
Ученые ислама объясняют этот хадис Посланника Аллаха (ﷺ) таким образом. То, что правители будут использовать имущество простого народа, для своих нужд, за это их ответ перед Аллахом, а людям следует продолжали подчинятся своим правителям. Нельзя поднимать бунт, нарушая порядок. Пророк Мухаммад (ﷺ) наставляет нас, завещая нам терпение: «Не претендуйте на ту власть, которую им даровал Всевышний Аллах», по Воле Всевышнего Аллаха он стал правителем, вы же просите Всевышнего Аллаха, чтобы он наставил правителя на прямой путь, и чтобы он соблюдал ваши права. В этом заключается мудрость Пророка (ﷺ).
Посланник Аллаха (ﷺ) знал, что человеческая душа скупа и нафсу тяжело перенести тот факт, что кто-то иной пользуется тем, что принадлежит ему. И Пророк Мухаммад (ﷺ) ссылаясь на свою мудрость, советует нам то, в чем заключено для нас благо.
В настоящее время во многих государствах мы видим ситуации, о которых проницательно упомянул Посланник Аллаха (ﷺ) в своем хадисе. Появились правители, которые пользовались чужим имуществом не по праву. Они занимаются расточительством в еде, питье, одежде, жилье и в транспорте. Но это не значит, что следует выйти на правителей, пытаясь свергнуть их. Что нам следует делать в такой ситуации? Нам следует выполнять свои обязанности перед Всевышним Аллахом и просить у Аллаха то, что нам полагается. Потому что по воле Всевышнего Аллаха он стал нашим правителем.
А что касается 52 хадиса, который передал нам Усайд ибн Худойр (р.а.), то также напомню, что в нем сказано:
«Поистине после меня будет единоличное пользование»,
и сразу же после этих слов идет наставление:
«Терпите же, пока не встретитесь со мной у водоема».
То есть Посланник Аллаха (ﷺ) мотивирует нас Раем если мы будем следовать за его сунной. Если вы проявите терпение, то воздаянием от Всевышнего Аллаха для вас будет то, что вы сможете испить из водоема Посланника Аллаха (ﷺ). Пусть Аллах сделает нас из числа тех, кому будет дозволено испить этой воды. Этот водоем в день Суда станет тем, в чем люди будут больше всего нуждаться. В этот День людей постигнет величайшая печаль, горе, страдания, они будут испытывать мучения от зноя. И именно тогда, люди подойдут к этому огромному водоему, длина которого составляет месяц пути, и ширина его месяц пути. Вода в этом водоеме, дарованной Посланнику Аллаха (ﷺ), поступает из Райской реки «Каусар». В аятах Священного Корана упоминается, что вода в ней белее молока, слаще меда, и по запаху своему приятнее мускуса. Вдоль этого водоема стоят сосуды подобные звездам. Кто выпьет из этого водоема один раз, больше никогда не почувствует жажду.
В этих двух хадисах, Посланник Аллаха (ﷺ) побуждает нас проявлять терпение в ситуации, когда правитель нарушает права своих граждан. Мы обязаны знать, что правители бывают таковыми, каким является его народ. Если люди будут грешить, то всевышний Аллах дарует нам власть с такими же правителями. Потому что в Священной книге Коран, Всевышний Аллах во множествах аятах предостерегает нас от этого. Например, Всевышний Аллах в Священной книге Коран говорит следующее:
«Так Мы позволяем одним беззаконникам править над другими беззаконниками за то, что они совершили».
То есть, если подданные становятся праведными, то Всевышний Аллах дарует для них праведного правителя. А если же подданные скверные, то соответственно и правитель будет скверным. Здесь ученые ислама так же приводят слова Али ибн Абу Толиба (р.а.). Сообщается, что один хариджит пришел к Али ибн Абу Толибу (р.а.) и сказал ему:
«О Али, что это за беспорядки в твое время, ведь их не было во время Абу Бакра, Умара (р.а.), когда они были правителями мусульман». Тогда Али (р.а.) ответил: «Подданными Абу Бакра и Умара (р.а.) были я и мне подобные. А мои подданные сейчас такие как ты и тебе подобные».
В этом хариджите и ему подобных не было блага и поэтому в стране творились беспорядки, хаос, разделение мусульманской уммы, что привело к такой катастрофе, как убийство Али (р.а.) который стал шахидом. Так же рассказывается о том, что один из правителей Бану Умайя, услышав, как люди плохо отзываются о нем, собрал всех знатных людей государства и обратился к ним:
«Желаете ли вы, чтобы мы были подобны Абу Бакру и Умару (р.а.)?». Они ответили, что, конечно же, желают. Тогда он ответил: «Если вы желаете, чтобы мы были подобны Абу Бакру и Умару (р.а.), то будьте такими подданными, какие были у Абу Бакра и Умара».
Обратите внимание, уважаемые слушатели на то, какие слова я выше привел от халифов, правителей мусульман. Всевышний Аллах - Мудрый, поэтому он дает правителей, соответствующих деянию людей, их нравственному уровню. Если люди грешат, то и правители будут такими. Если люди живут во благе, то и правители будут благими. И поэтому в вышеупомянутом хадисе Посланник Аллаха (ﷺ) еще раз предостерегает нас: «Вы должны будете выполнять то, что вам предписано». То есть каждый должен заниматься своими делами, воспитывать себя и свою семью. Потому что общество состоит из семьи. И каждый должен заниматься своими обязанностями «и молить Аллаха о том, что вам причитается». Именно то, что вам причитается оставить на Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (ﷺ) также призывает нас: «Проявите же терпение, пока не встретитесь со мной у водоема».
Вышеупомянутые хадисы призывают нас к тому, что в первую очередь надо воспитывать самих себя, потомков. И тогда ваша семья будут благочестивой. И соответственно, через некоторое время изменится и общество в наилучшую сторону. Если подданные будут благими, то Всевышний Аллах непременно одарит это народ соответствующим правителем.
Пусть Всевышний Аллах даст наставление правителям, властям государства и сделает их справедливыми, богобоязненными, благочестивыми. Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное благое знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ). И в конце урока я напомню, что сегодня мы, с дозволения Аллаха закончили 51 и 52 хадис Посланника Аллаха (ﷺ).