Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Магриб 18:52
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:21 06:37 12:48 17:03 18:52 20:08
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Сафар 1442
Григорианский
22 сентября 2020

Циклы уроков

Урок 41. Глава 3: 42 хадис

Урок 41. Глава 3: 42 хадис

Урок 40. Глава 3: 41 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Среда
12 авг. 2020 1 106 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия 


 

Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха мы переходим к изучению 42 хадиса Посланника Аллаха (ﷺ).  Хадис передал нам известный сподвижник ибн Масуд (р.а.). На этом сподвижнике я не раз останавливался в прошлых уроках, поэтому сразу переходим к самому хадису Посланника Аллаха (ﷺ).

 

Сообщается, что ибн Масуд (р.а.) сказал: «В день битвы при Хунайне Посланник Аллаха (ﷺ) отдал предпочтение некоторым людям при разделе военной добычи» …

 

То есть упоминается день битвы при Хунайне. Дадим короткую справку о том, что это за местность Хунайна. Эта местность находится между Меккой и Таифом, неподалеку от города Мекки. И в этом хадисе упоминается именно битва при Хунайне. Какая это битва? Мы знаем из истории ислама что после завоевания Мекки одним из племен, вносившего диссонанс были – хавазиниты. Это племя, которое занимала огромную местность между Меккой и Наджидом. На юге их земли они простирались вплоть до Йемена. И важная ячейка, основа племени – сакифиты, жили в Таифе.

 

Вражда между курайшитами и хавазинитами, из-за торговли берет начало еще до периода ислама, со времен джахилии. И по причине принадлежности нашего любимого Пророка Мухаммада (ﷺ) к племени курайшитов перешла и на него, и на распространяемую им религию ислам. Некоторые группы племени нарушили условия худайбиского соглашения. Это соглашение о безопасности дорог. И Пророк Мухаммад (ﷺ) послал небольшие отряды против них. Но ненависть и вражда хавазинитов все больше и больше увеличивалась во время завоевания города Мекки мусульманами. То есть когда уже мусульмане завоевали Мекку ненависть и вражда хавазинитов увеличилась. И после курайшитов, они стали самыми ярыми противниками и врагами Пророка Мухаммада (ﷺ). Еще в городе Мекка, Пророк Мухаммад (ﷺ) узнал о подготавливаемой хавазинитами войне в городе Мекка против мусульман. Командующим армией хавазинитов являлся 30-ти летний, опытный командующий Малик ибн Ауфан Ан-Насри. Малик ибн Ауф не внимая предостережением опытных бойцов, с целью предотвращения побега воинов с поля боя приказал привезти на поле боя всех женщин, детей, имущество и животных. То есть таким образом сложилась тотальная мобилизация в войне против мусульман.

 

Давайте также приведем краткую историю, которую приводят нам историки, про эту войну. Пророк Мухаммад (ﷺ) отправил на разведку Абдуллах ибн Хадрара Аль Асляма (р.а.), от которого вскоре пришло известие о сборе хавазинитов и сакифитов в долине Аутаса. Посланник Аллаха (ﷺ) немедля начал подготовку к предстоящей войне. В истории упоминается что война начался между мушриками и мусульманами через 17 дней, после завоевания Мекки мусульманами. То есть, как только мусульмане вновь завоевали Мекку, на 17-ый день началась эта битва. Если быть точнее: 6-го числа месяца шауааль, 8-го года по хиджре. А по григорианскому календарю - 27 января, 630 года. То есть через 17 дней после завоевания Мекки, Пророк Мухаммад (ﷺ) вышел в путь во главе 12-тысячной армией среди которых находились 2 тысячи мекканских мусульман-мухаджиров. В этой мусульманской армии находились женщины сподвижницы, которых мы также знаем из истории ислама. Это умму Умара, умму Харис, умму Суляйм (р.а.). 11 числа шаууаля, 8 года по хиджре, ночью в четверг, исламская армия во главе с Пророком Мухаммадом (ﷺ) достигла местности Хунайна и остановилась там до рассвета. То есть мусульмане никогда не вели битву ночью. Они всегда ждали наступления рассвета. И прежде чем начать битву всегда посылались посыльные врагам. То есть был свой адаб ведения войны, в соответствии с законами шариата. В предрассветный час, Халид ибн Валид (р.а.) с сыном Сулейманом и отрядом разведчиков состоящий из 100 всадников тронулись в путь. Хавазиниты раньше мусульман прибыли в местность Хунайн, и устроили засаду в узком песчаном месте. Это мы также знаем из множества риваятов. Обстрел лучниками разведывательного отряда фактически начал войну. Темное время суток затрудняло выявление противника и вместе с этим испугавшиеся лошади и верблюды способствовали созданию хаоса и паники, что послужило распаду разведывательного отряда и беспорядочному отступлению основных сил мусульман.

 

Мы знаем из истории что возле Пророка Мухаммада (ﷺ) осталось очень мало сподвижников. В Священном Коране упоминается в суре «Ат-Тауба» в 25-26 аяте, где Всевышний Аллах описывает именно эту битву при Хунайне, о тех, кто оставил поле боя, а кто остался вместе с Пророком Мухаммадом (ﷺ). И в результате решительности и храбрости Пророка Мухаммада (ﷺ) исламская армия вновь собралась с силами и после ожесточенного сражения одержала победу над противниками. Большая часть хавазинитов вместе со своими командирами приютились в Таифе. Некоторые в долине Аутас, остальные бежали к Нахлю. И таким образом, война при Хунайне которая представляла собой завершающую точку в борьбе арабов бедуинов против мусульман завершилась победой мусульман. Также наши историки упоминают количество врагов, которые умерли в этом сражении. По преданиям, четверо мусульман стали шахидами в этой битве. А потеря врагов составляла около 70 человек, среди которых находился известный поэт, воин Дюрейд бин Симма. Пророк Мухаммад (ﷺ) приказал асхабам не убивать детей, женщин, рабов и слуг, сильно опечалился за убийство одной женщины в этот день. Это говорит о том, что Пророк Мухаммад (ﷺ) всегда придерживался границ шариата и не переступал дозволенное даже во время битвы.

 

После поражения, многие хавазиниты во главе со своим командиром Маликом нашли приют в Таифе, и некоторые в Аутасе. Остальные направились к Нахлю. На следующий день после сражения, Пророк Мухаммад (ﷺ) сам пошел на Таиф. В Аутас и Нахль отправил по одному отряду. Отряд отправленный к Нахлю не стал преследовать противников, которые скрылись в горах и повернул обратно. А отряд под командованием Абу Амира Аль Ашари (р.а.) сразился с хавазинитами в местности Аутас и соответственно одержало победу. Во время этой битвы Абу Амир (р.а.) пал шахидом, и соответственно правление перешло к Абу Мусе Аль Ашари (р.а.).  Он, следуя распоряжения Пророка Мухаммада (ﷺ) доставил в место джиран пленных и трофеи, захваченные на битве при Хунайне.

 

Ибн Масуд (р.а.), в хадисе упоминает именно этот день. В день битвы при Хунайне, Посланник Аллаха (ﷺ) отдал предпочтение некоторым людям при разделе военной добычи. Упоминается, что Акр ибн Хабис получил 100 верблюдов и столько же получил Уяйни ибн Хисну. Посланник Аллаха (ﷺ) щедро одарил некоторых знатных арабов отдав им в тот день предпочтение перед другими. Пророк Мухаммад (ﷺ) был мудр. Он делил добычу оценивая состояние племени и их вероубеждение. Кому-то из трофеев выделялось много, кому-то щедро, кому-то умеренно. Естество человека любит деньги, кто-то любит верблюдов, кто-то оружие, кто-то золото, серебро … Пророк Мухаммад (ﷺ), таким образом, смягчал их и призывал к принятию религии Ислам. Здесь упоминается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сделал это желая окончательно склонить к исламу вождей некоторых племен бедуинов.

 

Далее говорится, что это увидел некий человек, который сказал: «Клянусь Аллахом нет справедливости в таком разделе. И не ради Аллаха это было сделано».

 

То есть это обвинение было именно по отношению к Пророку Мухаммаду (ﷺ). Он публично обвиняет Посланника Аллаха (ﷺ) в несправедливости в разделе трофеев. Давайте остановимся на том, кем был этот человек. В комментариях этого хадиса, ученые ислама упоминают, что этот человек был Зуль Хуайсира. Бедуин из Наджда. Есть в некоторых риваятах, что этот человек был из ансаров. Но многие историки это отрицают. Он был бедуином из Наджда. И он выразил свое недовольство Пророку Мухаммаду (ﷺ) именно по поводу разделения трофеев. Некоторые историки, в том числе ибн Абдуль Барр и Аз-Захаби считали, что его звали Хуркус ибн Зухайр Ас-Сади. Умар ибн Хаттаб (р.а.) назначил его командиром отряда во время завоевания Ирака. Он овладел местечком Сук Аль Ахуаз, и поселился там. Сражался на стороне Али ибн Абу Толиба (р.а.) в битве при Сыфыне. Эта битва между мусульманами и хариджитами, которая была во времена Али ибн Абу Толиба (р.а.). Но затем, этот человек присоединился к хариджитам и был убит в 37 году по хиджре, в битве при Нахрауане. Можно сказать, что он был единственным сподвижником, который перешел на сторону хариджитов. Есть небольшое разногласие среди ученых. Например, Али уль Кори (р.а.) считал, что Зуль Хуайсира и Хуркус ибн Зухайр это были два разных человека. В любом случае, большинство ученых считали, что он действительно бедуин из Наджа, который потом перешел на сторону хариджитов. И, соответственно, сражался против мусульман, во главе которых был халиф Али ибн Абу Толиб (р.а.). Затем, этот человек был убит в 37 году по хиджре в битве при Нахрауане.

 

Именно этот человек обвинил Пророка Мухаммада (ﷺ) в несправедливом разделе трофеев. И далее ибн Масуд (р.а.) рассказывает, тогда я сказал ему:

 

«Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом Посланнику Аллаха (ﷺ)». После чего я пришел к Пророку Мухаммаду (ﷺ) и сообщил о том, что сказал этот человек. И когда он, Пророк Мухаммад (ﷺ) услышал мои слова, то он изменился в лице, покраснев.

 

Здесь имеется ввиду, что его охватил гнев. Пророк Мухаммад (ﷺ) так же говорил: «Я такой же человек, как и вы». Тем более Пророк Мухаммад (ﷺ) который доносил до всего человечества только откровения от Всевышнего Аллаха, и которого наставлял Всевышний Аллах, его обвинили в несправедливости. Мы знаем из биографии Пророка Мухаммада (ﷺ), что, не смотря на свой статус главы государства, он жил в обычном доме, порой у него отсутствовала еда. Для ночлега он использовал подстилку из пальмовых листьев. То есть он вел жизнь скромного человека.

 

И Посланник Аллаха (ﷺ) разгневавшись сказал: «А кто же тогда справедлив, если не справедливы Аллах и Посланник Его?!». Потом сказал: «Да помилует Аллах Мусу (а.с.), который подвергался еще большим обидам, и терпел». И далее ибн Масуд продолжает – «потом я сказал самому себе: «Поистине не стану я впредь передавать Пророку Мухаммаду (ﷺ) слова подобного рода».

 

То есть такие слова, которые сказал вышеупомянутый человек. Этот хадис передает имам Бухари и имам Муслим. Таким образом, имам Ан-Навави (р.а.) приводит этот хадис именно в главе о терпении. Здесь упоминается что даже в такой ситуации Пророк Мухаммад (ﷺ), всегда опирается на свою мудрость. То есть смотря на положение племен, которые сражались веками, дабы смягчить их сердца, чтобы они в дальнейшем перешли к мусульманам, приняли религию ислам, он начал делить военные трофеи, добычу, соответствующим образом. Даже тогда, когда его обвинили такие невежественные люди, как Зуль Хуайриса, Пророк Мухаммад (ﷺ) проявлял терпение.

 

Главная польза, из этого хадиса, которую мы берем, это то, что в любых ситуациях надо основываться на мудрости и проявлять терпение даже к тем, кто сражается против религии ислам. Или же к тем людям, которым Посланник Аллаха (ﷺ) жалея их, что они попадут в Ад, пытался хотя бы с помощью богатства, денежных средств или военных трофеев, так скажем привлекать их чтобы они приняли религию ислам.

 

Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное знание в наших сердцах. Пусть Всевышний Аллах облегчит нам, чтобы мы с легкостью делали деяния, основываясь на полученных знаниях. Пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ).

 

Уважаемые слушатели, с дозволения Аллаха, мы сегодня закончили 42 хадис Посланника Аллаха (ﷺ)

 

Урок 42. Глава 3: 43 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi