Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Зухр 13:00
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:24 05:51 13:00 17:58 20:03 21:30
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Зуль-хиджа 1441
Григорианский
11 августа 2020

Циклы уроков

Урок 39. Глава 3: 40 хадис

Урок 39. Глава 3: 40 хадис

Урок 38. Глава 3: 38-39 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Среда
23 июля 2020 952 0
Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия 


Уважаемые слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас Солихин». С дозволения Аллаха мы сегодня переходим к 39 уроку и соответственно к 40 хадису Посланника Аллаха (ﷺ), который передал нам известный сподвижник. Про этого сподвижника я не раз останавливался на прошлых уроках. Это Ан Анас (р.а.). Передается со слова Анаса (р.а.) что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья. Но если уж это станет для него неизбежным, тогда пусть он скажет следующее: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь для меня будет лучше. И дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше».

 

Этот хадис передал нам Бухари и имам Муслим.

 

Давайте теперь разберем этот хадис, смысл его более глубже. Наши ученые ислама здесь рассматривают 2 фактора. Во-первых, несмотря на то, что эти наставления были сказаны своим сподвижникам они так же охватывают всех мусульман вплоть до наступления судного дня. Во-вторых, по мнению большинства ученых ислама здесь Посланник Аллаха, (ﷺ), упомянул слово несчастье. Пусть никто из вас вследствие чего-либо не желает себе несчастья, смерти. Многие ученые ислама объясняют несчастье, упоминаемое в этом хадисе, как постигающими человека именно в мирской жизни. И в соответствии с этим, если человек столкнётся с испытаниями в религии, то желание смерти в этом случае не будет являться грехом. То есть когда человека настигает испытание по отношению к своей религии, то в этом случае желание смерти не будет являться грехом. А если эти несчастья, упоминаемые в этом хадисе, являются несчастьями мирской жизни, то желать смерти самому себе запрещено. Ученые ислама объяснят этот хадис Посланника Аллаха (ﷺ), а именно слова о «несчастье» таким образом. Передается риваят, переданный ибн Хиббаном, который вносит большую ясность этого хадиса. То есть в другом хадисе Посланника Аллаха (ﷺ) сказано:

 

«Пусть никто из вас не желает себе смерти из-за бедствий, постигших его в мирской жизни».

 

То есть здесь подчеркивается именно что бедствия, постигшие именно в этой жизни. Здесь открыто указывается на то, что речь идет о мирской жизни, то есть Посланник Аллаха (ﷺ) явно уточнил. Некоторые хотели для себя смерти по причинам, не имеющим отношения к мирской жизни. «Аль муатта» - это известная книга. В ней приводится следующее дуа, которое делал Умар (р.а.):

 

«О мой Господь. Я состарился. Мои силы ослабли, мое правление распространилось во все стороны. Забери же мою душу, пока я не понес ущерб, и не переступил границ».

 

Так же в этой книге приводится такое дуа, который делал Посланник Аллаха (ﷺ):

 

«О Аллах, я прошу Тебя направить меня на выполнение благих деяний, на отказ от плохого. И прошу даровать для меня любовь бедных, если я стану причиной фитны, то забери меня к себе, чтобы я ушел из жизни, не запятнав себя смутой».

 

То есть в таких ситуациях, именно когда испытания настигают по отношении к религии, то просить смерти не считается греховным деянием. А в остальных считается запретным.

 

Почему просить смерти считается запретным? В соответствии с вероубеждением религии Ислам смерть привязана к предопределению. И не зависит от дуа или от желания. Когда смерть приходит к человеку, он не в силах ни ускорить, ни отсрочить ее. На это есть очень множественно аятов, которые я не раз приводил. Если посмотреть с этой точки зрения, то в желании смерти можно увидеть две нравственные проблемы, говорят наши ученые. Первое, в данном случае речь может идти о недовольстве предопределением. То есть когда человек просит смерть, по причине своих несчастий этого мира или желает умереть, то это и есть недовольство предопределением.

 

На это так же есть очень множество хадисов Посланника Аллаха (ﷺ), где говорится:

 

«Если кто-то из вас, просыпаясь рано утром, будет доволен своей судьбой, то Всевышний Аллах доволен этим человеком. Если кто-то не будет доволен своей судьбой, всевышний Аллах также не будет доволен этим человеком».

 

И поэтому ученые ислама в первую очередь подчеркивают для нас две нравственные проблемы. В первую очередь, в данном случае может идти речь о недовольстве предопределением.

 

Второе, речь может идти о попытке убежать, от своих обязанностей в мирской жизни. То есть мы видим, очень много суицидов, в том числе и среди мусульман, молодежи. Они думают, что избавившись от проблем, от жизненных испытаний в этом мире, на этом все закончится. Нет. На самом деле, проблема начинается лишь потом. А это является проявлением ничтожности и духовной слабости. В Священном Коране говорится о том, что человек был создан, чтобы быть испытанным своим имуществом, бедствиями и страхом. Например, в суре «Аль Бакара», 155 аяте говорится:

 

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых».

 

И чтобы пройти это испытание, мы в первую очередь должны проявлять терпение. Этот хадис, неспроста встречается во главе «О терпении». То есть Посланник Аллаха (ﷺ) так же сказал:

 

«Посади дерево, даже если будешь знать, что завтра наступит конец света».

 

То есть прояви терпение. С точки зрения ислама, принесшего такой взгляд на мир, просьбу о смерти, вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. Если бы было дозволено просить о смерти из-за бедствий мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях.

 

А что же касается тяжело больных людей, испытывающих мучительную боль, а также слабых и кто лишен ухода, то им как раз следует делать дуа, которое Посланник Аллаха (ﷺ) упомянул выше:

 

«Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья. А если уж это станет для него неизбежным».

 

То есть если человек болеет неизлечимой болезнью, он мучается и ему очень тяжело, то в любом случае он должен говорить одно и эти слова ни в коем случае не должно противоречить шариату. Мы должны быть в очень хорошем мнении и мыслях о Всевышнем Аллахе. Даже в такой ситуации у нас намерения должны быть благого характера. Посланник Аллаха (ﷺ) так же уточняет:

 

«Если уж это станет для него неизбежным, тогда пусть он скажет: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, ока жизнь для меня будет лучше. И дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше».

 

Это и есть упование на Всевышнего Аллаха в полноценном виде. То есть то, что нам кажется хорошо, перед Всевышним Аллахом в Судный день может оказаться плохим. Или же наоборот. Аллах лучше знает об этом, а мы не знаем. Всевышний Аллах говорит: «Аллах лучше Знает, а вы не знаете». И поэтому если Всевышний Аллах решит, что в этой жизни благо для того человека, который болеет неизлечимой болезнью, то Он сохранит ему жизнь. И впоследствии терпения, через эту болезнь прощаются ему все его грехи. Человек очищается от скверных дурных дел, которые он совершал до этого периода. А если Всевышний Аллах решит благо, что это человек умрет, то в этом опять же нет спора. Всевышний Аллах лучше знает, и этот человек покинет этот мир. Именно в тот момент, как было предопределено в его судьбе.

 

И поэтому, уважаемые слушатели, уважаемые братья, сестры, этот хадис Посланника Аллаха (ﷺ) в первую очередь, о чем нам говорит? С точки зрения ислама, принесшего такой взгляд на мир, просьбу о смерти вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. И также ученые ислама уточняют, если бы было дозволено просить о смерти из-за бедствий в мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях, которое восхваляется Всевышним Аллахом. Потому что терпение это и есть ключ к Раю. Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:

 

«Всевышний Аллах с теми, кто проявляет терпение».

 

А что касается больных людей, то вышеупомянутое дуа, которое я сказал, мы должны укрепить это в наших сердцах. Также здесь приводятся другие риваяты, предания. Например, передает имам Муслим, который привел хадис Посланника Аллаха (ﷺ), следующее дуа:

 

«О Аллах, если жить это благо для меня, то продли мне жизнь. Если благом для меня является смерть, то забери мою душу».

 

То есть предсмертное состояние, и выход души из тела, является очень тяжелым периодом. Верующий мусульманин знает, что все это от Аллаха и проявляет терпение. Если человек будет терпеть эти муки, и тяготы, то его грехи будут стерты. И его терпение станет искуплением за них.

Пусть Всевышний Аллах одарит терпением и стойкостью тех людей, которые болеют в данное время, неизлечимой болезнью. Пусть Всевышний Аллах облегчит проблему и участь тех людей, который сейчас, в данное время терпят несчастье, именно мирской жизни. Это все временно. Рано или поздно это испытание закончится. И это испытание должно быть для вас как уважаемый гость. То есть мы должны встретить это испытание так же, как мы встречаем уважаемого гостя. И через это испытание, проявляя терпение, мы непременно должны воспользоваться моментом, чтобы Всевышний Аллах очистил нас от всяких греховных дел, дурных деяний, которые мы совершали в этом мире, зная и не зная. Потому что Всевышний Аллах описывает наше состояние:

 

«Все сыновья Адама созданы очень слабыми, склонными ошибаться и грешить».

 

И как раз-таки этот шанс, через разные испытания и бедствия, голод страх, неизлечимая болезнь, даже укол колючки, как я упомянул в прошлом уроке, это все является причиной очищения наших грехов.

 

Пусть Всевышний Аллах простит все наши грехи с помощью наших испытаний и одарит каждого из нас Раем в Судный день.

 

Урок 40. Глава 3: 41 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi