Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы с дозволения Аллаха начали главу «О терпении». Продолжаем воспитывать самих себя основываясь на хадисах Посланника Аллаха (ﷺ) и сегодня мы разбираем второй хадис данной главы.
Передают со слов Абу Саид Саад ибн Малик аль-Худри (р.а.), что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, потом они (снова) попросили у него (что-то), и он (снова) дал им, в конце концов раздав всё, что у него было. Потратив же всё, что ему принадлежало, он сказал:
«Что бы ни досталось мне, я никогда не стану утаивать от вас этого, (однако, запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к достатку, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение». (Аль-Бухари; Муслим)
Посланник Аллаха несомненно, был очень щедрым человеком. Во множественных преданиях говориться рассказывается о его щедрости, особенно в месяц Рамадан. Мухаммад (ﷺ) также никому не отказывал, из этого хадиса следует воспитание в себе способности не отказать нуждающемуся, если на это есть возможность. В суре «Ад-Духа» Всевышний Аллах говорит:
«и не прогоняй (не выслушав) просящего» (93:10)
Все сподвижники следовали данному аяту и каждый из них исполнял его исходя из своих возможностей, а если не мог, то никогда не вредил этому человеку. Посланник Аллаха (ﷺ) учит нас никогда не отказывать просящим, если на это есть возможность. Поэтому, Мухаммад (ﷺ) раздал все что у него было, однако, затем, он дал людям наставление. И это не единственное предание такого рода. В одном из хадисов, Посланник Аллаха (ﷺ) помог человеку, но затем также дал наставление, что ему лучше будет найти топор, нарубить дров, продать дрова, вернуть долг, а оставшееся в качестве еды принести домой. Такие важные наставления давались Пророком (ﷺ) с целью побудить людей не обращаться к себе подобным, но обращаться к Всевышнему Аллаху.
Возвращаемся к тексту хадиса. Посланник (ﷺ) начал наставлять ансаров:
«… что бы не досталось мне, я никогда не стану утаивать от вас этого, однако, запомните, что того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к достатку…»
Что такое воздержанность? Воздержанность – это когда ты довольствуешься тем, что имеешь. Воздержанность – это одно из наилучших качеств человека. Если это качество отсутствует, то это может быть причиной обращения человека за помощью за милостыней, за помощью к людям. В данное время можно заметить много историй по этой теме: много молодых людей, совершенно здоровых людей, просят подаяние или обращаются к другим людям, что бы они помогли им денежными средствами. Либо приходят в мечеть молодые люди, которые не могут жаловаться на здоровье, и которые просят, что бы прихожане мечети помогли им собрать некую сумму на дорогу, некую сумму на продукты. Однако, когда предлагаешь им какую-либо определенную работу они сразу отказываются. Такая ситуация присутствует в больших мегаполисах как Алматы, можно увидеть множество людей, которых можно отнести к здоровой молодежи, стоящих и испрашивающих милостыню.
Посланник Аллаха (ﷺ) наставляет ансаров: «стремиться к воздержанности». Необходимо стремится к тому, чтобы обращение было направлено к Всевышнему Аллаху, а не к людям. Если человек постоянно будет обращаться не к Аллаху, а к людям прося помощи и показывая им свою слабость, то это в конце концов может стать его привычкой, и он может потерять устремление к работе. Это, в свою очередь, приводит к иждивенчеству и отказу от работы, даже когда ее предлагают. Поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) сначала помог ансарам, потом отдал последнее из того, что у него было, а затем обратился к ним с наставлением.
Следующая польза этого хадиса – если у вас просят помощь, не отказывайте, но за помощью должно идти наставление и, возможно, предложение о работе, либо какой-то деятельности. Что бы такой человек мог скорректировать свое намерение и привык испрашивать помощь у Всевышнего Аллаха и тогда Аллах приведет его к достатку. Когда человек начинает ценить то, что имеет, он начинает довольствоваться малым и с точки зрения религии Ислам такой человек и есть богатый.
Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) обратился некий человек и сказал: "О Посланник Аллаха, я хочу быть богатым".
Каждый из нас в глубине души хочет быть богатым. Но в религии Ислам что такое богатство? И Посланник Аллаха (ﷺ) ответил:
«Если хочешь быть богатым – довольствуйся малым».
Когда ты довольствуешься малым, ты самый богатый человек в религии Ислам. Это и есть понимание и определение богатства в религии. Когда человек стремится к воздержанности, он ценит то, что имеет. У него в кармане может быть всего 200 тенге, но это никак не влияет на его настроение, он не переживает за материальные ценности и, тем не менее, он – богат. Далее Посланник Аллаха (ﷺ) продолжает:
«…кто станет пытаться обходиться своими силами, того Аллах избавит от необходимости обращаться к другим…»
У кого будет намерение заработать, а не просить подаяние, того Аллах непременно избавит от необходимости обращаться к другим. Дело в намерении. Даже когда вы обращаетесь за помощью, даже когда у вас нечем зашнуровать ботинки, вы должны просить у Всевышнего Аллаха. Это Всевышний Аллах решает – у кого будет достаток, а кто будет в бедности. Однако некоторые молодые люди решают просить подаяние, и они таким образом зарабатывают. Но эти денежные средства ни в коем случае не принесут им достатка, потому что пустота в сердце. Такие люди могут получать в качестве подаяния 10-15 тысяч тенге в день, не работая, но за это Всевышний Аллах опустошает их сердце... Продолжаем.
«… а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение…»
Человеку необходимо проявлять терпение в любых бедах, в любых испытаниях. Потому что терпение исходит от Всевышнего Аллаха. Например, в отношении какого-либо человека сквернословят, задевая его честь и достоинство, унижая его. И такой человек гневается, гневается и еще раз гневается, а потом что? Проявляет терпение, успокаивается, разворачивается и уходит. И, воистину, это терпение ему внушил Всевышний Аллах. Без помощи Аллаха он бы не смог выдержать.
«… и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение …»
И третья польза этого хадиса – это непременно мы должны обращаться за помощью только к Всевышнему Аллаху и тогда Аллах избавит нас от необходимости обращаться к людям. И в любых бедах, и в любой нужде следует в первую очередь проявлять терпение, ибо Всевышний Аллах с теми, кто проявляет терпение. Поэтому, когда Всевышний Аллах с вами, любая преграда, любая бедность, любые проблемы не страшны. И ничего более лучшего и щедрого дара, чем терпение Всевышний Аллах никому не дарил.
На этом уважаемые слушатели мы закончили второй хадис Посланника Аллаха (ﷺ) из второй главы «О терпении», который нам передал Абу Саид аль-Худри (р.а.). Пусть Всевышний Аллах укрепит полученные знания в наших сердцах и сделает полезным в обоих мирах. И пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ). Ассаламу алейкум ва рахматулЛахи ва барокятуху!