Урок 122. Глава 13. 125 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:56
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:49 05:10 11:56 16:38 18:36 19:56
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Раби-авваль 1447
Григорианский
29 августа 2025

Циклы уроков

Урок 122. Глава 13. 125 хадис

Урок 122. Глава 13. 125 хадис

Урок 121. Глава 13. 124 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
12 час. назад 1 043 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (رحمه الله). Сегодня мы пройдем 125 хадис Посланника Аллаха ﷺ в котором Пророк сообщает, что о ветвях веры.

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти /или: шестидесяти/ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» /Ля илаха илля-Ллах/, а наименьшим —устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры». (Аль-Бухари; Муслим).


Теперь перейдем к шарху имама ан-Навави


Имам ан-Навави (رحمه الله) в толковании хадиса говорит: «Ученые относительно слов Пророка ﷺ: «Вера состоит из более чем семидесяти, или более чем шестидесяти ветвей» - сказали: слово «бид’» (بضع) в арабском языке означает число от 3 до 9. Следовательно, имеется в виду, что ветвей веры 70 (+ от 3 до 9), то есть больше 70 и меньше 80, либо 60 (+ от 3 до 9), то есть больше 60 и меньше 70.


А разница в передаче этих чисел не является противоречием, поскольку возможно, что Пророк ﷺ сказал это в разное время, либо передатчик усомнился в точном числе».


Теперь, когда мы говорим о «ветвях» веры, в чем суть этого слова?

 

Ан-Навави поясняет, что под ветвями (شُعَب) подразумеваются разные проявления веры — как внутренние, так и внешние. К таким проявлениям относятся:

 

 -  Деяния сердца: убеждения, намерения, искренность, любовь к Аллаху, упование на Него.

 

 - Деяния языка: произнесение шахады, чтение Корана, поминание Аллаха.

 

 - Деяния телесные: молитва, устранение вреда с дороги, помощь людям.


Почему шахада названа «лучшей ветвью»?

 

Ан-Навави говорит: «Ля илаха илля-Ллах» — это основа Ислама и фундамент всех других ветвей. Без неё ни одно другое дело не принимается, поэтому она — самая высокая степень веры. Всевышний Аллах про это сказал в Коране:


فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا ٱللَّهُ


В переводе: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19).


Этот аят — ясное подтверждение того, что основа религии и начало пути — знание и признание таухида. Так же, Цель сотворения людей и джиннов:

الذاريات
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

 

Тафсир этого аята следующий: Ибн Аббас (رضي الله عنه) сказал: «ليعبدون» — то есть ليوحدون (чтобы они признавали единство Аллаха). Ат-Табари, Ибн Касир и другие муфассиры разъясняют: смысл поклонения здесь — таухид, признание «Ля илаха илля-Ллах». Таким образом, цель создания людей и джиннов — не просто обряды, а признание единобожия и служение одному Аллаху.

 

Далее в хадисе говориться, что устранение вреда с дороги является, хоть и самой низкой, но ветвью веры. Это потому, что даже малое благо в Исламе имеет значение. Ан-Навави отмечает, что устранение вреда (камня, колючки, ямы) — телесное действие, и, хотя оно проще, чем молитва или пост, оно всё равно входит в состав имана.


Следующее, о чем говориться в хадисе – это что стыдливость является частью веры. Имам ан-Навави объясняет, что стыдливость — это качество, побуждающее человека оставлять запретное и пренебрегать ненужным, боясь гнева Аллаха и мнения людей. Это свойство связывает сердце с иманом, поэтому Пророк ﷺ сказал: «Стыдливость — ветвь веры». В суре «Ан-Нур» священного Корана говориться:

 

قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا۟ مِنْ أَبْصَـٰرِهِمْ وَيَحْفَظُوا۟ فُرُوجَهُمْ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرٌۢ بِمَا يَصْنَعُونَ (30) وَقُل لِّلْمُؤْمِنَـٰتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَـٰرِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ… (31)

В переводе: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы — это чище для них. Поистине, Аллах ведает о том, что они совершают. И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…». (24:30–31)

 

Ибн Касир в своем тафсире пишет: «Аллах приказывает верующим хранить стыдливость: не смотреть на запретное и охранять целомудрие. Это проявление хая’ (стыдливости) перед Аллахом».

 

Согласно Аль-Куртуби: «Эти аяты — доказательство того, что стыдливость и целомудрие — основа нравственности в Исламе. Они защищают общество от разврата».

 

По словам имама ан-Навави: хая’ — это не только природная черта, но и воспитанное качество, проявляющееся в том, чтобы избегать всего греховного из-за страха перед Аллахом.


Какие выводы, согласно имаму Ан-Навави, мы можем сделать из сегодняшнего хадиса?

 

- Первое – это то, что вера состоит из разных уровней и проявлений — слов, дел и убеждений. Все эти ветви соединяются в одном человеке, но степень их наличия и силы различается.  

 

 - Слабая вера — это когда остаётся только часть ветвей, сильная вера — когда они все присутствуют и совершенны.


Имам ан-Навави, комментируя этот хадис, извлекает из него полезные для нас выводы, которые можно сформулировать следующим образом:

 

 - Иман состоит из разных составляющих — слов, дел и убеждений, а не только из внутренней веры в сердце.

 

- Иман увеличивается и уменьшается — он возрастает через послушание и уменьшается через ослушание.

 

- Вера имеет ветви разного уровня — есть высшие (шахада) и есть низшие (например, убрать вред с дороги), но все они важны и входят в иман.

 

- Малые дела тоже являются частью веры — даже простое устранение вреда с дороги — это проявление имана.

 

- Этика и нравственность — часть веры. Стыдливость, скромность и благонравие относятся к её ветвям.

 

- Слова Пророка ﷺ объединяют акыду и ахляк — он упомянул и основы убеждений, и простые нравственные поступки.

 

- Разнообразие ветвей веры указывает на её целостность — ислам охватывает и отношения с Аллахом, и с людьми, и с самим собой.

 

На этом наш урок завершен. Теперь, с целью закрепить пройденный материал перейдем к вопросам по теме урока:

 

1. Назовите высшее и низшее проявление веры?

 

2. Перечислите внутренние и внешние проявления веры.

 

3. Почему шахада названа «лучшей ветвью»?

 

4. Почему стыдливость причислена к ответвлениям веры?

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi