Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: это хадис снова передает Абу Зарр Джундуб ибн Джунада — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из первых мусульман. Про него я в начале наших уроков подробно рассказывал. После обращения в ислам он жил среди своих соплеменников, а потом совершил хиджру в Медину. Участвовал в завоевании Эль-Кудса. Потом, поселился в Шаме и вёл аскетичный образ жизни, издавал фетвы. Из-за разногласий с Му‘авией ибн Абу Суфьяном переехал в ар-Рабаза, поселение в Аравии, расположенное примерно в 200 км к северо-востоку от Медины на паломническом пути из Куфы в Мекку. Умер в 32 г. х. С его слов, напомню, был передан 281 хадис. И он передает хадис Пророка ﷺ, где говорится:
«Были представлены мне (все) дела (членов) моей общины, (как) добрые (, так) и дурные, и среди добрых дел увидел я устранение с пути всего того, что (может) причинить людям вред (имеются в виду камни, колючки, нечистоты и тому подобные вещи), а среди дурных — плевок, остающийся непогребённым в мечети».
В этом изречении, одним из таких добрых, благих деяний, на которое указал Посланник Аллаха ﷺ, является устранение препятствий и помех с дороги людей, расчистка для них пути, по которому они передвигаются. Так же, это устранение всё, что им мешает: камень, колючку, мусор, стекло, нечистоты, трупы мёртвых животных, ветки. Сюда же относятся и такие деяния, как засыпать яму, починить мосты, отпилить ветки деревьев, которые нависают над дорогой и мешают людям ходить, говорят ученые. Устранение препятствия – так же, одна из форм милостыни (садака). Пророк ﷺ сказал в другом хадисе:
«Убрать препятствие с дороги – садака».
То есть, убрав какую-то помеху с дороги, мы получаем от Аллаха награду, как за преподнесённую нами окружающим милостыню. По этой теме очень много хадисов, и ученые приводят следующее, разъясняя вышеупомянутый наш хадис, где Пророк ﷺ разъяснил, что убрать помеху с дороги людей – это проявление веры, это одно из ответвлений имана. Он сказал:
«Иман имеет 70 с лишним ответвлений. Самое высокое из них – слова "ля иляха илля Ллах" ("Нет истинного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха"), самое минимальное – устранение препятствия с дороги. А застенчивость – одна из ветвей имана».
Однако приведённые нами сегодня хадисы касаются не только устранения физических препятствий с физической дороги. Они также касаются устранения духовных препятствий с духовного пути людей. Если мы предостерегаем от грехов, от ослушания Всевышнего Аллаха, от поклонения кому-то наряду с Всевышним Аллахом, от различных заблуждений, религиозных новшеств – от всего, что мешает людям идти к Аллаху (пречист Он и возвышен) к Его довольству и награде, то это ещё важнее, чем очищение физической дороги. Ибо физические препятствия вредят лишь телам людей, а духовные – их сердцам и их вечному счастью, говорят ученые, толкуя наш хадис. И в конце, Посланник Аллаха ﷺ заканчивает словами: «а среди дурных — плевок, остающийся непогребённым в мечети».
То есть, (полы в первых мечетях были земляными. В других хадисах сообщается, что Пророк ﷺ указал, что искуплением за плевок в мечети, оскверняющий собой это место, служит его погребение, иначе говоря, закапывание мокроты в землю). (Муслим).
Ученый говорит: «В этих словах содержится призыв к очищению мечетей даже от мелких соринок, за что люди получают награду, которая и была показана Пророку ﷺ. И если эта небольшая награда была записана и показана ему, то тем более это происходит, когда люди совершают великие благодеяния. Указание на небольшое благодеяние в этом хадисе призвано привлечь наше внимание к великим делам, ведь награда зависит от степени благодеяния.
Так же дошли до нас дела сподвижников, которые вынося, например, сор, мусор, из мечети, говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», чтобы совместить самую низкую и самую высокую степени веры, чтобы объединить добрый поступок и доброе слово, тем самым следовать хадису Посланника Аллаха ﷺ, где он выше сказал: «Иман имеет 70 с лишним ответвлений. Самое высокое из них – слова "ля иляха илля Ллах", самое минимальное – устранение препятствия с дороги.