Дәрістер топтамасы
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Умар, да будет доволен им Аллах, приглашал меня к себе вместе со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил Умара: «Почему этот (человек) входит к тебе вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!». В ответ им Умар сказал: «Вы же знаeтe о его положении!». И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им. Умар спросил: «Что вы можете сказать о словах Аллаха: «Когда придёт помощь Аллаха и победа…»? Один из присутствовавших ответил: «Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа», — другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился с вопросом ко мне: «И ты скажешь то же самое, о Ибн Аббас?». Я ответил: «Нет». Он спросил: «Что же ты скажешь?» Я ответил: «Здесь имеется в виду срок жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о близости завершении которого сообщил Аллах. Аллах сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком близости твоего срока, и тогда “... прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние”». Выслушав мой ответ, Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я тоже ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты». (Аль-Бухари).
Теперь, более подробно перейдем к разъяснению данного хадиса.
В этом сообщении рассказывается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приглашал к себе в собрания старцев, участвовавших еще в битве при Бадре. Это было его обычаем, он всегда советовался с уважаемыми людьми. Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему Пророку ﷺ:
…وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ…
«Советуйся с ними о делах». (Коран, 3:159)
Суть этого заключается в следующем: когда правителю тяжело разобраться в каком-нибудь вопросе, он собирает надежных людей, понимающих этот вопрос, и советуется с ними, как поступить. И известно, что Умар ибн аль-Хаттаб часто так поступал.
Обычно он приглашал самых взрослых сподвижников в качестве членов совета, в задачи которого входило решение различных важных государственных и религиозных вопросов. Иначе говоря, вместе с наиболее почитаемыми из числа сподвижников Пророка ﷺ. И среди них сидел Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом. Ибн Аббас тогда был очень молодым по сравнению с этими старцами. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, (со слов ученых), этим человеком был Абдур-Рахман бин Ауф, да будет доволен им Аллах.
И, он спросил Умара: «Почему этот (человек) входит к тебе вместе с нами, хотя у нас есть такие же дети, но они почему-то не присутствуют?!″
Тогда Умар захотел показать им уровень Ибн Аббаса в знании и сообразительности. Умар тем самым хотел напомнить, что Абдуллах Ибн Аббас являлся членом семьи Пророка ﷺ и отличался своими познаниями в религиозных науках, несмотря на молодость.
Мы не раз говорили про Ибн Аббаса в наших прошлых уроках. Полное имя Ибн Аббаса: عبد الله بن عباس بن عبد المطلب الهاشمي. Это Сын дяди Пророка ﷺ, ученый этой общины и толкователь Корана.
Однажды Пророк ﷺ обнял его и сказал: «О Аллах, научи его мудрости!» или же сказал: «Научи его Книге!».
(Также известно, что однажды) Ибн Аббас принес воду Пророку ﷺ, чтобы он совершил омовение и, увидев это, Пророк ﷺ произнес:
«О Аллах, сделай его разбирающимся в религии!»
и поэтому он застал много событий, обогатившие его знанями и был из тех, кто стремился к их обретению. Муса ибн Убайда сказал: «Умар советовался с Ибн Аббасом и говорил (о нем): “Достающий жемчуга”».
Во времена правления Али, да будет доволен им Аллах, он послал его на переговоры с хариджитами. Ибн Аббас старался оправдать решение Али о разрешении спора с Муавией на уровне третейского суда, он призывал хариджитов не обвинять Али в неверии и подчиниться ему, при этом подкрепляя свои слова аятами из Корана. Историки, едины в том, что разговор этот был сложным и подтверждают, что некоторые, из числа хариджитов, все же поменяли свое мнение. В 39 по году по хиджре Халиф Али назначил Ибн Аббаса наместником в Басре.
И в этом хадисе Ибн Аббас говорит: «И однажды Умар позвал и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он сделал это лишь для того, чтобы показать им».
То есть: показать им, что приглашает меня к себе вместе с достойнейшими людьми не зря. Он собрал всех взрослых сподвижников и прочитал им суру»:
إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа,
وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا
когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха,
فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا
восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния». (Сура «ан-Наср», аяты 1-3)
Когда же он спросил их о смысле этой суры, они разделились на две группы. Первые просто промолчали, а вторые ответили: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”. Затем Умар спросил Ибн Аббаса, и он ответил: «Здесь имеется в виду срок жизни посланника Аллаха ﷺ о близости завершения которого сообщил Аллах. Аллах сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком близости твоего срока, и тогда “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния”». Тогда Умар сказал: “Я тоже ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”. И тут люди поняли достоинство Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Сам Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Какой же прекрасный толкователь Корана Ибн Аббас! Не найдёшь ты никого подобного ему в науках и знаниях!»
Когда умер Пророк ﷺ Ибн ‘Аббас уже почти достиг совершеннолетия.
Ибн ‘Аббас прожил долгую жизнь и, как сообщает, Абу Нуайм: «Он умер в 68 году хиджры, в Таифе, в возрасте 70 лет, а похоронную молитву над ним совершил Мухаммад ибн аль-Ханафиййа», сын самого халифа Али, да будет доволен им Аллах.
В силу своих обширных и глубоких знаний Абдуллах ибн Аббас получил прозвище «Хабр аль-умма», что означает «Учёный всей общины». Ему принадлежит передача, в общем количестве 1660 хадисов Пророка ﷺ.