Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Давайте мы в первую очередь переведем данный хадис и потом перейдем к его пояснению. Сообщается, что Абу Мас’уд Укба бин Амр аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«После ниспослания аята о подаянии мы стали переносить грузы. Один человек пришёл и пожертвовал на это большую сумму, и (лицемеры) сказали: «(Он делает это) напоказ!». А (потом) пришёл другой человек, который пожертвовал всего один са‘ (фиников), и тогда они стали говорить: «Поистине, Аллах не нуждается в этом са‘!», — после чего и был ниспослан аят, в котором говорится: «(Что касается людей), порочащих верующих, (как тех,) которые по своей воле подают милостыню, (так и тех,) которые находят (что подать) лишь по мере своих возможностей, и насмехающихся над ними, то посмеётся над ними самими Аллах, и им (уготовано) мучительное наказание». (Бухари)
Теперь, более подробно раскроем смысл этой истории:
Абу Мас’уд Укба бин Амр аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «После ниспослания аята о подаянии мы стали переносить грузы. Именно, О каком именно аяте говорится здесь? Ученые говорят, что речь идёт о 103 аяте суры «Ат-Тауба», в котором сказано:
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا
«Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их...».
Речь идет об аяте, в котором содержалось побуждение раздавать милостыню (садака). Милостыня заключается в том, что человек раздает некоторую часть своего имущества бедным ради довольства Аллаха.
И после ниспослания этого аята сподвижники начали переносить грузы. Укба имеет в виду, что многие сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали переносить грузы на рынках, чтобы иметь возможность подавать милостыню.
Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поспешили приносить милостыню Посланнику Аллаха ﷺ. Сподвижники были такими! Когда ниспосылался аят с каким-нибудь повелением, они спешили выполнить то, что им велено. Когда ниспосылался аят с каким-нибудь запретом, они спешили оставить то, что им запрещено. Поэтому, когда был ниспослан аят о том, что например, вино запрещено, а ансары в это время как раз занимались его распитием, они сразу же прекратили это делать.
Это обязанность каждого верующего. Если до нас дошло что-либо от Аллаха и Его посланника ﷺ, то мы должны подчиниться.
В общем, когда был ниспослан аят о подаянии, сподвижники стали нести милостыню по мере своих возможностей.
Один человек пришёл и пожертвовал на это большую сумму, и (лицемеры) сказали: «(Он делает это) напоказ!», а этим человеком был сам Абд ар-Рахман бин Ауф, да будет доволен им Аллах, пожертвовавший 80 000 дирхамов.
А потом пришёл другой человек, который пожертвовал всего один са‘* фиников (т.е. около 3 килограмм), и тогда они (лицемеры) стали говорить: «Поистине, Аллах не нуждается в этом са‘!».
Таковы лицемеры! Они постоянно пытаются поиздеваться над верующими. Самой главной их заботой, которая радует их слух, является издевательство над мусульманами.
И, после чего и был ниспослан аят, это 79 аят суры «Ат-Тауба», в котором говорится:
الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَاتِ
«Что касается людей, порочащих верующих, как тех, которые по своей воле подают милостыню,…
- здесь речь идёт о богатых людях, которых лицемеры обвиняли в том, что они помогают нуждающимся, делая это напоказ другим.
И в продолжении Всевышний Аллах говорит:
وَالَّذِينَ لَا يَجِدُونَ إِلَّا جُهْدَهُمْ
«так и тех, которые находят что подать лишь по мере своих возможностей,
- имеются в виду бедняки, подававшие неимущим только то немногое, что им удавалось найти.
Далее,
فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللَّهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«и насмехающихся над ними, то посмеётся над ними самими Аллах. И, им уготовано мучительное наказание», - говорится в этом аяте.
Какую пользу мы можем извлечь из этой истории?
1. Указание на стремление сподвижников к совершению добра и к борьбе против своего нафса.
2. Указание на то, что Аллах Всевышний защищает верующих. Посмотрите, как Аллах Всевышний ниспослал аят в Своей Книге, защищая верующих от нападок лицемеров.
3. Указание на сильную вражду лицемеров к верующим людям. Когда верующие делают много добра, лицемеры порочат их, когда верующие делают мало добра, лицемеры все равно порочат их. Но дело им не принадлежит. Аллах Всевышний пригрозил им мучительным наказанием, сказав: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Коран, 99:7-8). Много мы сделал или мало, все равно увидим это, и Аллах Всевышний воздаст нам.
И хочу закончить наш урок словами Посланник Аллаха ﷺ: «Кто бы ни подал хотя бы один финик из благоприобретённого достояния в качестве милостыни, Аллах примет её, и станет выращивать подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка (или маленькую верблюдицу), пока не достигнет он размеров горы или более того». (Бухари).
* Са` (араб. صاع) — это мера объёма, равная объёму сыпучего вещества, помещающегося в 4 двойных ладони, по весу считается равной 3300 г (в ханафитском мазхабе).