Урок 62. Глава 5: 68 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 18:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:47 08:07 12:50 15:40 17:22 18:42
свернуть
Календарь
Хиджра
5 Джумада-авваль 1443
Григорианский
09 декабря 2021

Циклы уроков

Урок 62. Глава 5: 68 хадис

Урок 62. Глава 5: 68 хадис

Урок 61. Глава 5: 67 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
16 янв. 2021 1 755 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


Уважаемые братья, слушатели. Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). С дозволения Аллаха сегодня мы переходим последнему уроку именно в этой главе. Это будет 68 хадис Посланника Аллаха ﷺ. Хадис начинается таким образом:

 

Передают со слов Умара (р.а.), что Пророк ﷺ сказал: «В Судный день не будет спрос мужу о том, за что он побил свою жену».

 

Хадис приводит Абу Дауд и другие мухаддисы.

 

Теперь, прежде чем понять этот хадис самим, следует брать в основу шарх этого хадиса ученых ислама Ахлю сунна уаль джамаа, которые изучили эту тему. Иначе мы можем воспринять хадис неправильно. В любых хадисах, нам следует обращаться к толкованиям ученых ислама.

 

Есть история этого хадиса и в каких ситуациях он был сказан. В Судный день не будет спроса с мужа о том, за что он побил свою жену, возможно потому, что ему будет стыдно назвать истинную причину. Это может касаться вопроса супружеской ложи, когда муж приглашает свою жену к интимной близости, а жена отказывается по неуважительным причинам. И поэтому подобного рода причины, которые будет стыдно назвать. Такие вопросы допустимы лишь в крайних случаях, когда, например, требуется вмешательство судьи. Судья или же имам выясняют, по какой причине муж ударил свою жену. И тогда муж может полностью разъяснить, почему он это сделал, чтобы в дальнейшем он мог сохранить свой брак, семью. Когда бракосочетание совершается по законам шариата, имам объясняет обязанности двух сторон друг перед другом. Результатом никях становится брачный договор, который муж и жена подписывают перед Всевышним Аллахом. В любом договоре есть обязанности сторон. Так же и в исламе есть обязанности мужа перед женой, и наоборот. Счастье в исламе, семейная гармония заключается именно в том, когда эти обязанности выполняются в полноценной форме. То есть муж выполняет свои обязанности перед своей женой, семьей. Или же жена полноценно выполняет свои обязанности перед мужем, и только тогда в этой семье будет счастье и гармония. Иначе никак. Но, к большому сожалению, мы сталкиваемся с этими проблемами, бывают разводы, неполноценное выполнение обязанностей сторон. То есть муж не знает свои обязанности перед женой или жена не знает своих обязанностей. Естественно, в такой семье не будет баракята. И поэтому в исламе все регламентировано, шариатом описана каждая обязанность. Жена обязана полностью подчиниться своему мужу. Довольство Аллаха – в довольстве мужа. Если муж доволен женой, это говорит о том, что Всевышний Аллах доволен этой женщиной. И тогда в Судный день ей скажут: «Войдите в Рай, из каких врат вы пожелаете». В Раю есть 8 врат, а жена, которая получила довольство мужа в этом мире, имеет полноценное право войти в любые врата ведущие в Рай.

 

В хадисах Посланника Аллаха ﷺ упоминается, что в числе обязанностей жены перед мужем — это пятикратный полноценный намаз. Вторая обязанность жены перед мужем заключается в том, что с наступлением месяца Рамадан, ей необходимо держать пост в течение месяца. Третье, она должна хранить честь и достоинство в отсутствии мужа. Таким образом, если она во всем подчиниться и последует за своим мужем, в Судный день она войдет в Рай. Это есть конечная наша точка, результат наших всех благих деяний и там уже начнется вечная жизнь. Вот к чему мы стремимся в этом мире, делая благие деяния, ради Всевышнего Аллаха, даже если это деяние с размером в пылинку. А что происходит с теми женщинами, которые являются непокорными перед своими мужьями, как разрешить этот конфликт? Есть Коран, который является Конституцией мусульман, где каждый мусульманин, обращаясь по каким-то определенным вопросам, находит достоверные ответы или же сунна Посланника Аллаха ﷺ. В Священной книге Коран есть сура «Ан-Ниса», которая была ниспослана именно касательно женщин. Это опять же подчеркивает высокую роль женщин в Исламе. То есть в Священном Коране вы не найдете суру, которая была ниспослана только по отношению к мужчинам. Но есть сура, которая была ниспослана именно женщинам. В этой суре упоминаются все права женщины и все проблемы, относительно семейных конфликтов, как их следует разрешать.

 

В суре «Ан-Ниса», есть 34-ый аят, где в начале упоминаются обязанности мужа перед своей женой, в доскональной форме и далее Всевышний Аллах говорит:

 

«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте». (4:34)

 

То есть, если женщина является непокорной перед мужем, не выполняет свои обязанности в полноценной форме, не подчиняется, не хранит честь и свое достоинство, оставляет пятикратный намаз, в том числе посты месяца Рамадан по неуважительным причинам, какие меры следует предпринимать? Ученые ислама тут также дают определение слову «непокорность». Непокорность – это социальное и нравственное противоречие. То есть, когда женщина отказывается выполнять свои обязанности, среди которых права супруга, то в данной ситуации Всевышний Аллах указал мужчинам способ для исправления своих женщин: первое - путем наставления. Это мягкие и добрые слова, с упоминанием того, что Всевышний Аллах требует от нее покорности своему мужу. Если она не одумается, то есть второй выход из этого положения, Аллах дозволил супругу оставить общую постель. И это является методом исправления женщин, чтобы методом давления она поняла свою ошибку, выполняла свои обязанности перед мужем в полноценной форме. В случае, если вышеприведенные методы не помогали, Всевышний Аллах дозволил мужу, для демонстрации своего недовольства и гнева, ударить жену, но не сильно. Здесь очень тонкая грань. То есть не оставляя следов, и тем самым показывая, что он не доволен ею. Еще раз повторюсь, наши ученые говорят, что не является обязательным для супруга, а дозволенным. Все ученые ислама посчитали, что муж должен постараться сделать все, чтобы не дойти до этого, а показать свое недовольство другими способами. Когда во время Пророка ﷺ многие мужчины побивали своих жен, женщины пошли к Пророку ﷺ с жалобой на своих мужей. И позже Пророк ﷺ обратился к своим сподвижникам, то есть к мужьям тех женщин, и, гневаясь на них, сказал следующее:

 

«Поистине, многие женщины обошли семью Мухаммеда с жалобами на своих мужей, и (эти) мужья не являются лучшими из вас».

 

Данный хадис привел также Абу Дауд, в своем «Суннане», 2 том, 245 страница.

 

То есть, в соответствии с сунной Пророка ﷺ, следует не доводить до силового решения проблемы и стараться решить семейные вопросы мирно. Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ никогда не бил своих жен. Но есть хадисы, в которых Посланник Аллаха ﷺ разрешил ударить свою жену мисваком. Мисвак - это по-нашему зубная щетка или же ручка. Но в основе лежит проявление своего недовольства. Женщина где-то перешагнула границы шариата, не подчиняясь своему мужу. На это очень множество хадисов, и в будущем, с дозволения Аллаха, мы будем разбирать хадисы, в которых упоминается об обязанностях жены перед мужем или же наоборот. И поэтому положение ислама в отношении побивания жен, мы привели выше и отсюда следует, что Пророк ﷺ отвергал это. Посланник Аллаха ﷺ говорит в следующем хадисе: «Бьет ли кто-то из вас свою жену так, как бьет своего раба, а потом в конце дня совершает с ней половой акт?».

 

То есть какова учесть того мужа, который днем бьет свою жену, а вечером как ни в чем небывало сближается с ней. И данный хадис также приводит имам Бухари в своем «Сахихе», 5 том, 1997 страница. И поэтому это является опровержением для тех, кто считает, что ислам дозволяет унижать женщину и дозволяется мужу избивать свою жену.

 

Поэтому вышеупомянутый хадис говорит о следующем. По той причине, что мужу может быть стыдно назвать истинную причину. И такие вопросы допустимы лишь в крайних случаях, когда требуется вмешательство судьи. То есть ни в коем случае мы не должны вмешиваться в супружеские споры. Но если же есть опасность, что они разведутся по каким-то глупым причинам, на то есть также множество аятов, где Всевышний Аллаха призывает уали с обеих сторон. Они должны сесть за один стол с намерением решить эту ситуацию. И поэтому если один из уали примет решение, что они должны развестись, по мнениям ученых мазхаба Абу Ханифы, без разрешения мужа, они не разведутся. То есть обязательную конечную точку должен ставить именно глава семьи – муж, который в Судный день будет в ответе за свою жену, семью. И поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Кто такой лучший мужчина в Исламе? Этот тот, который в наилучших отношениях со своими женами».

 

Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее знание в наших сердцах и даст возможность применять эти знания в практике, в своей жизни. Пусть Всевышний Аллах сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ. Уважаемые слушатели, сегодня мы закончили последний урок именно в этой главе. Следующую главу, с дозволения Аллаха, мы начнем о богобоязненности. Это будет у нас уже 6 глава. Это самая наиважнейшая основа в исламе. Пусть Всевышний Аллах будет доволен нами всеми.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi