Урок 79. Глава 8: О прямоте (истикама) - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Аср 16:15
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:59 07:13 12:41 16:15 17:59 19:13
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Раби-авваль 1443
Григорианский
25 октября 2021

Циклы уроков

Урок 79. Глава 8: О прямоте (истикама)

Урок 79. Глава 8: О прямоте (истикама)

Урок 78. Глава 7: 84 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
5 окт. 2021 721 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Уважаемые слушатели, мы продолжаем наши уроки по циклу «Рияду ас-Солихин», автором которого является выдающийся исламский ученный имам ан-Навави. Сегодня мы начинаем новую главу, в которой рассказывается о том, что значит придерживаться прямоты. Как всегда, мы даем два определения, основанные на словах ученных ахлю сунна уаль джамаа, это во-первых лексикологическое определение этого термина, а затем шариатское определение этого слова.

 

Лексикологическое значение «аль-истикама» - «придерживаться прямоты».

 

Шариатское определение - идти по прямому пути, которым является наша религия, без отклонения и перехода границ.

 

Аль-истикама – это очень важное качество, которым должен обладать каждый мусульманин. Мы должны наблюдать, придерживаемся ли прямоты в своих делах.

 

Учёные считают, что «аль-истикама» - это клятва, данная душами. Также сказано, что «аль-истикама» есть внешняя и внутренняя:

 

Внешняя «аль-истикама» простых людей - это выполнение предписанного и оставление запретного.

 

Внутренняя - это вера и убеждённость.

 

Внешняя «аль-истикама» приближенных (богобоязненных) - это освобождение от мирского и оставление его прелестей и страстей,

 

Внутренняя «аль-истикама» - это отречение от райских благ стремясь только ко встрече с Милосердным.

 

У Абу Бакра (р.а.) спросили о значении понятия «аль-истикама», и он ответил: «Это означает не придавать Аллаху сотоварищей ни в чём».

 

Умар ибн Хаттаб (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это соблюдение повелений и отстранение от запретов, а не изворачивание подобно лисе».

 

Усман бин Аффан (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это искренность».

 

Али (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это выполнение фардов». (из тафсира "Вехи ниспослания»).

 

Сказали некоторые из обладателей истины: «Аль-истикама» делится на 3 категории:

 

1. Яязыком - это регулярное повторение свидетельства веры

 

2. Сердцем - это неизменная искренность намерений

 

3. Телом - это регулярное поклонение и послушание Всевышнему Аллаху.

 

Другие сказали: «Аль-истикама» проявляется в четырёх деяниях:

 

1. Покорность по отношению к повелениям,

 

2. Богобоязненность в отношении запретов,

 

3. Благодарность за милости,

 

4. Терпение в обмен на Рай.

 

Эти четыре деяния завершаются четырьмя другими:

 

1. Совершенство поклонения в искренности,

 

2. Совершенство богобоязненности в покаянии,

 

3. Совершенство благодарности в признании немощности,

 

4. Совершенство терпения в абсолютном.

 

Автор приводит аяты:

‎فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَنْ تَابَ مَعَكَ وَلَا تَطْغَوْا ۚ إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто обратился [к Аллаху]. И не преступайте [границ дозволенного], ибо, воистину, Он видит то, что вы вершите» (11:112)

 

Толкование: «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено»: о Мухаммад, непреклонно следуй истине, как тебе было велено.

 

Имам аль-Куртуби говорит:

 

«Твердость на прямом пути (аль-истикама) — это идти в одном направлении и не сворачивать ни вправо, ни влево, в выполнении повеления Всевышнего Аллаха».

 

Ибн Аббас (р.а.) передает:

 

«Не было ниспослано более трудного и сложного аята для Пророка ﷺ, чем этот аят». И поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал, что из-за суры «Худ» он поседел.

 

Один из древних суфиев, Абдур-Рахман ас-Сулями, передает, что Абу Али аш-Шабуви увидел во сне Посланника Аллаха ﷺ и сказал ему:

 

«О Посланник Аллаха, от тебя передают твои слова: «Я поседел из-за суры «Худ»». Из-за чего именно ты поседел? Из-за историй пророков и уничтожения народов? И он сказал: «Нет, из-за слов: «Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено»».

 

Безусловно, в Шариате сны не считаются доводами, но мы привели эту историю, потому что крупные ученые, такие как аль-Байхакы и аз-Захаби, передавали ее.

 

«Вместе с теми, кто покаялся», — в неверии и многобожии. 

 

Следующий аят:

 

‎إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ

«Поистине, к тем, кто сказал: «Наш Господь — Аллах», — а затем был стойким (в вере и поклонении), спускаются ангелы (перед смертью и говорят): «Не бойтесь (смерти и того, что будет после) и не печальтесь! Возрадуйтесь Раю, который был вам обещан!» (41:30)

 

Толкование: «А затем был стойким»

 

Ибн Касир о тафсире: «Аллах Всевышний говорит: «Воистину к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом были стойкими» — то есть те, кто совершал благие дела, искренне ради Аллаха и повиновался предписаниям Аллаха.

 

Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ прочитал нам этот аят: «Воистину к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом были стойкими». Люди произносили эти слова, но потом большинство из них впали в неверие. Те же, кто говорил их до самой смерти, считаются стойкими». (Тирмизи)

 

Саид ибн Имран сказал: «Я прочитал Абу Бакру Правдивейшему (р.а.) этот аят: «Воистину к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», а потом были стойкими». На что он сказал: «Это те, которые не придают сотоварищией Аллаху».

 

Аз-Зухри сказал: «Умар (р.а.) прочитал с минбара этот аят, а затем сказал: «а потом были стойкими» значит повиновались Аллаху и не изворачивались подобно лисе».

 

Ибн Аббас (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «а потом были стойкими» в выполнении Его предписаний».

 

Аль-Хасан часто говорил: «О Аллах, Ты – наш Господь! Надели нас стойкостью!».

 

Абу аль-Алия сказал: «а потом были стойкими» — т.е. они были искренними в религии и в делах».

 

О словах Аллаха Всевышнего: «нисходят на них ангелы», Муджахид и Судди сказали: «Они нисходят в момент смерти и говорят: «Не бойтесь» того, с чем вы столкнётесь в жизни Последней, «и не печальтесь» о том, что вы оставили в земной жизни: детях, семье, богатстве и долгах, мы позаботимся обо всем этом за вас»;

 

«а возрадуйтесь Раю, который был вам обещан» — т.е. это радостное известие о завершении всего плохого и приобретении хорошего.

 

В другом аяте говорится:

‎نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ

«Мы — ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души!»

 

Ибн Касир: «Слова Аллаха: «Мы – ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни». Ангелы скажут верующему, когда он будет находиться на смертном одре: «Мы были вашими помощниками, то есть, товарищами, в мирской жизни. Мы помогали вам и охраняли вас по приказу Аллаха. Мы также будем с вами и в Последней жизни, чтобы избавить вас от одиночества в могиле, и когда подуют в Рог. Мы также обезопасим вас в День Воскресения».

«Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души!» — т.е. в Раю у вас будет всё, что пожелают ваши души и чего пожелает взор;

 

«вам там уготовано всё, о чём вы попросите!». Другими словами, всё, что вы попросите, тут же предстанет пред вами;

 

‎إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены».

 

Ибн Касир: «Толкование словам: «Воистину те, которые сказали: «Haш Господь — Аллах» и последовали прямым путем» было дано в начале суры «Разъяснены». Что касается слов: «не познают страха», то это значит, что они не будут страшиться того, что их ожидает впереди: «и не будут опечалены», тем что они оставили (в прошлом).

 

‎أُولَٰئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ خَالِدِينَ فِيهَا جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Они — обитатели Рая, в котором они пребудут вечно в награду за то, что они совершали».

 

Толкование: «И они — верующие, строго следовавшие Шариату, — вечно будут в Раю, который станет для них наградой за благодеяния в земной жизни».

 

Вопросы по теме урока:

 

1. Что означает слово «аль-истикама»?

 

2. Дайте лексикологическое и шариатское определение этого термина

 

3. Назовите виды истикамы

 

4. В каких четырех деяниях проявляется истикама?

 

5. Назовите аят, который стал самым трудным для Пророка ﷺ

 

Урок 80. Глава 8: 85 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi