Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков на основе книги: «Рияду ас-Солихин». С дозволения Аллаха мы в прошлом уроке начали 3 главу: «Глава о терпении». В этой главе автор приводит лексикологическое и шариатское определение термина «сабр» (терпение). В пример были приведены определения, которые давали сподвижники, халифы, такие как: Абу Бакр (р.а.), Омар (р.а.) которые рассказывали о терпении.
Также автор приводит множество аятов из Священной книги Коран, где упоминается про сабр. В прошлом уроке мы упомянули слова имама Ахмада (р.а.), где он подчеркнул важность терпения и Всевышний Аллах упоминает это слово 90 раз в Священном Коране.
Сегодня с дозволения Аллаха мы начинаем первый хадис 3-ей главы «О терпении». Данный хадис передан со слов Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари. Про этого сподвижника мы приводили множество примеров, рассказывая его автобиографию на прошлых уроках. В хадисе, который передает Абу Малик аль-Хариса аль-Ашари говориться, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Чистота — это половина веры, (слова) «Хвала Аллаху» (Альхамду ли-Ллахи) заполняет собой Весы, (слова) «Слава Аллаху и хвала Аллаху» (Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Ллахи) заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, намаз — это свет, милостыня (садака) — это доказательство, терпение — это сияние, а Коран — аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».
Теперь давайте подробно разберем, т.е. сделаем шарх на этот хадис и приведем комментарии ученных ахлю сунна уаль джамаа, которые разъясняют хадис раскрывая его более глубже и более широко. Посланник Аллаха (ﷺ) приводит нам важное наставление, когда говорит, что чистота – это половина веры. Особенности веры в религии Ислам делятся на 2 категории: первая – это внешняя, вторая особенность – это внутренняя. Чистота бывает внешней и внутренней. Чистота или очищение – это одна из внешних особенностей. А богобоязненность, единобожие, благой нрав, полное следование аятам Корана – это очищение внутреннего мира. Духовная нравственность и поддержание в себе духовных ценностей – это и есть внутренняя чистота. Пророк (ﷺ) сказал:
«Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: «Я свидетельствую что нет божества кроме одного лишь Аллаха у которого нет сотоварищей и свидетельствую, что Мухаммад его раб и посланник. О Аллах сделай меня одним из тех, кто кается и очищается», то перед ним раскроются восемь райский ворот, и он войдет через какие пожелает». (Муслим, Тирмизи)
И, поэтому, ученные ахлю сунна уаль джамаа сказали, что здесь под верой подразумевается намаз. И что награда за очищение будет равна половине награды за намаз, поскольку молитва без соответствующего очищения – недействительна. И далее, продолжается хадис:
«(слова) Хвала Аллаху заполняют собой Весы…»
То есть, награда за произнесение этих слов заполнит Весы. В других хадиса Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Воистину, у вас есть слова, которыми вы поминаете Аллаха, возвеличиваете Аллаха. Это: субханаллах, ля иляха илляЛлах, альхамдулилЛя. Те, кто будут произносить эти слова, их слова непременно будут кружиться над Аршем Всевышнего Аллаха и будут издавать звуки как звук (гудение) которые издают пчелы»
То есть, слова возвеличивания Аллаха, зикры, будут кружиться вокруг Арша и будут упоминаться имена тех людей, которые постоянно произносят поминания Аллаха. И далее Посланник Аллаха (ﷺ) подчеркивает важность произнесения этих слов:
«Лучшего деяния вам не найти, когда упоминается ваше имя вокруг Арша Всевышего Аллаха и это будет продолжаться до судного дня».
И поэтому, когда мы говорим: «хвала Аллаху» - альхамдулиЛя это заполняет Весы. Какие Весы? О каких Весах здесь упоминается? Имеются в виду Весы на которых в День Воскресения будут взвешиваться наши добрые и дурные дела. Т.е. Весы деяний. В другом хадисе Посланника Аллаха сказано:
«Прославление Аллаха заполнит половину Весов, а восхваление Аллаха заполнит его полностью». (Тирмизи)
Причина превосходства этих слов в том, что они одновременно указывают на совершенство Аллаха, на Его единство и нашу бесконечную нужду в Нем. Такие слова как: субханаллах, альхамдулиЛя – заполнят пространство между небом и землей. Отсюда следует важность произнесения этих слов, даже когда мы едем по каким-то делам, и у нас появляется какое-то время, когда мы наедине с самим собой, никто вокруг нам не мешает, нам непременно надо произносить (в том числе можно про себя) вышеназванные поминания Аллаха… Продолжим, далее Посланник Аллаха (ﷺ) говорит про намаз:
«…намаз – это свет»
В этом мире, первое, в могиле, второе и в День Воскресения, третье, для того, кто совершал намаз имам Ахмад (р.а.) приводит хадис, в котором Пророк (ﷺ) сказал:
«В День Воскресения у того, кто неуклонно совершал молитву будут свет и доказательства, и он достигнет спасения»
То есть намаз помогает совершать благие дела подобно тому как свет помогает найти правильный путь. Ибн Аббас (р.а.) передал хадис Посланника Аллаха:
«Я спросил у Посланника Аллаха (ﷺ) какое наилучшее деяние перед Всевышним Аллахом и тогда Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: намаз, который прочтен вовремя».
Это также подчеркивает важность намаза, наилучшее деяние перед Всевышним Аллахом. В Судный день мы в первую очередь будем спрошены про намаз, поэтому каждому из нас следует в этом мире читать намаз искренне надеясь на то, что Всевышний Аллах одарит нас светом, как передано в хадисе. Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«С помощью пятикратного намаза Всевышний Аллах очищает нас от греха от пятницы до следующей пятницы, с Рамадана до следующего Рамадана».
Если мы не совершали какие-либо большие грехи Аллах посредством нашего пятикратного намаза будет прощать нам наши грехи. Во многих хадисах Посланника Аллаха (ﷺ) подчеркивается важность намаза. Многие ученные Ислама говорят, что в Судный День, людям, ступающим на мосту между Адом и Раем будет темно, кроме тех, кто читал намаз. Те места, которыми мы делали саджда Всевышнему будут сиять в Судный день. И спомощью этого света мы будем видеть и сможет контролировать свое движение по мосту, чтобы не упасть в огонь Ада. Поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) говорит нам: «намаз – это свет». Продолжаем рассматривать хадис. Далее:
«… садака – это доказательство».
Садака (милостыня) является доказательством искренности веры того, кто ее подает. Садака – это любое благое деяние, которое вы совершаете ради Всевышнего Аллаха. Предмет садаки не обязательно опирается на материальные ценности. Когда вы улыбаетесь своему другу или своему брату – это есть садака. Когда вы убираете с дороги то, что мешает другим пройти или проехать – это садака. Многие благие дела, совершаемые ради Всевышнего Аллаха, являются садакой. Любое благое деяние ради Аллаха преумножается от 10 до 700 раз. Поэтому дающая рука нуждается в милости Аллаха больше, нежели берущая рука. Посланник Аллаха (ﷺ) неоднократно упоминает в хадисах важность садаки:
«Один человек вошел в Рай и увидел надпись на двери: «Тот, кто раздавал садака ради Аллаха получит вознаграждение, преумноженное в 10 раз. Тот, кто совершал полезные дела ради Аллаха, тот получит вознаграждение, преумноженное в 18 раз».
Поэтому, когда вы даете садака ради Аллаха – это является доказательством искренности вашей веры. Далее Посланник Аллаха (ﷺ) затрагивает тему текущей главы:
«… терпение – это сияние»
Благодаря этому сиянию рассеивается гнев, скорбь и печаль. И стать терпеливым можно только благодаря борьбе со своим нафсом. В настоящее время у многих людей отсутствует полная информация о том, что такое «сабр», многие не знаю его определения. Поэтому мы слышим в настоящее время много клеветы в адрес имамов, сотрудников Духовного управления мусульман Казахстана о том, что они поддерживают чью-то политику, призывают народ быть терпеливым, связывая терпение со слабостью. Но имамы, сотрудники ДУМК выполняют свою миссию. Миссия мусульманина упоминается во множественных аятах:
«Клянусь послеполуденным временем, что люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение». (103:1-3)
Поэтому, когда мы призываем к терпению – это наша миссия. Это – миссия мусульманина. Таким нас создал Всевышний Аллах – призывающий к благому, предостерегающий от запретного. Имам Малик (ﷺ) сказал: «Даже грешащий мусульманин, являющийся фасиком, все же должен призывать к благому».
Если бы грешный человек не имел бы права призывать к благому, то тогда никто бы не смог призвать на этой земле, потому что мы все склонны ошибаться:
«Все сыновья Адама склонны ошибаться»
И поэтому, каждый из нас должен призывать к терпению. Терпение — это удержание от греховных, запретных деяний, упоминаемых в Священном Коране и сунне Посланника Аллаха (ﷺ). Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит:
«Терпение – это сияние»
Это свет, благодаря которому рассеивается марево, порожденное нашими страстями, гневом, скорбью и печалью. Стать терпеливым можно только благодаря борьбе со своим нафсом. Продолжаем…
«Коран – это аргумент за или против тебя…»
Если человек будет следовать велениям Корана, то в День Воскресения он будет доводом за него. А если он не следовал велениям Корана, то он будет доводом против него. И поэтому, когда мы читаем Коран, мы должны понимать к чему призывает нас Всевышний Аллах, от чего предостерегает, т.е. мы должны следовать за аятами Корана в этом мире.
Во время сподвижников, они заучивали аят из Священного Корана и сразу осуществляли в соответствии с ним свои деяния. А в настоящее время случается желание выучить как можно больше аятов из Корана, но за этим нет соответствующих действий. Продолжаем:
«Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».
«Продающий душу» - как это понимаем? Наши ученные объясняют это таким образом: одни продают свою душу Всевышнему Аллаху. Каким образом? Повинуясь ему и тем самым освобождая ее от огня Ада. Другие продают ее шайтану и страстям, нафсу, подчиняясь им и тем самым губя ее, обрекая на адские муки. И, далее, наши ученные приводят следующий аят:
«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай». (9:111)
То есть в этом мире мы продали свою душу Всевышнему Аллаху подчиняясь ему, следуя за его аятами в надежде, что мы попадем в Рай. Хасан аль-Басри (р.а.) передает: «О, сын Адама, ты уходишь утром и возвращаешься вечером в поисках выгоды. В первую очередь позаботься о своей душе, ибо ты никогда не получишь выгоду подобной ей» (Муслим).
Сегодня, с дозволения Аллаха, мы в очень укороченном виде изучили хадис Посланника Аллаха (ﷺ) который привел нам сподвижник Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари (р.а.). Мы прошли 1 хадис главы №3 (о терпении). Пусть Всевышний Аллах сделает полезным это знание в обоих мирах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ).