Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 05:16
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:37 05:16 12:52 18:06 20:23 22:02
свернуть
Календарь
Хиджра
2 Шавваль 1441
Григорианский
25 мая 2020

Циклы уроков

Урок 24. Глава 3: 25 хадис

Урок 24. Глава 3: 25 хадис

Дни выхода уроков: Среда
11 марта 2020 2 133 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия 


 

Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков на основе книги: «Рияду ас-Солихин». С дозволения Аллаха мы в прошлом уроке начали 3 главу: «Глава о терпении». В этой главе автор приводит лексикологическое и шариатское определение термина «сабр» (терпение). В пример были приведены определения, которые давали сподвижники, халифы, такие как: Абу Бакр (р.а.), Омар (р.а.) которые рассказывали о терпении.

 

Также автор приводит множество аятов из Священной книги Коран, где упоминается про сабр. В прошлом уроке мы упомянули слова имама Ахмада (р.а.), где он подчеркнул важность терпения и Всевышний Аллах упоминает это слово 90 раз в Священном Коране.

 

Сегодня с дозволения Аллаха мы начинаем первый хадис 3-ей главы «О терпении». Данный хадис передан со слов Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари. Про этого сподвижника мы приводили множество примеров, рассказывая его автобиографию на прошлых уроках. В хадисе, который передает Абу Малик аль-Хариса аль-Ашари говориться, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Чистота — это половина веры, (слова) «Хвала Аллаху» (Альхамду ли-Ллахи) заполняет собой Весы, (слова) «Слава Аллаху и хвала Аллаху» (Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Ллахи) заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, намаз — это свет, милостыня (садака) — это доказательство, терпение — это сияние, а Коран — аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».

 

Теперь давайте подробно разберем, т.е. сделаем шарх на этот хадис и приведем комментарии ученных ахлю сунна уаль джамаа, которые разъясняют хадис раскрывая его более глубже и более широко. Посланник Аллаха (ﷺ) приводит нам важное наставление, когда говорит, что чистота – это половина веры. Особенности веры в религии Ислам делятся на 2 категории: первая – это внешняя, вторая особенность – это внутренняя. Чистота бывает внешней и внутренней. Чистота или очищение – это одна из внешних особенностей. А богобоязненность, единобожие, благой нрав, полное следование аятам Корана – это очищение внутреннего мира. Духовная нравственность и поддержание в себе духовных ценностей – это и есть внутренняя чистота. Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: «Я свидетельствую что нет божества кроме одного лишь Аллаха у которого нет сотоварищей и свидетельствую, что Мухаммад его раб и посланник. О Аллах сделай меня одним из тех, кто кается и очищается», то перед ним раскроются восемь райский ворот, и он войдет через какие пожелает». (Муслим, Тирмизи)

 

И, поэтому, ученные ахлю сунна уаль джамаа сказали, что здесь под верой подразумевается намаз. И что награда за очищение будет равна половине награды за намаз, поскольку молитва без соответствующего очищения – недействительна. И далее, продолжается хадис:

 

«(слова) Хвала Аллаху заполняют собой Весы…»

 

То есть, награда за произнесение этих слов заполнит Весы. В других хадиса Посланник Аллаха (ﷺ) говорит: 

 

«Воистину, у вас есть слова, которыми вы поминаете Аллаха, возвеличиваете Аллаха. Это: субханаллах, ля иляха илляЛлах, альхамдулилЛя. Те, кто будут произносить эти слова, их слова непременно будут кружиться над Аршем Всевышнего Аллаха и будут издавать звуки как звук (гудение) которые издают пчелы»

 

То есть, слова возвеличивания Аллаха, зикры, будут кружиться вокруг Арша и будут упоминаться имена тех людей, которые постоянно произносят поминания Аллаха. И далее Посланник Аллаха (ﷺ) подчеркивает важность произнесения этих слов:

 

«Лучшего деяния вам не найти, когда упоминается ваше имя вокруг Арша Всевышего Аллаха и это будет продолжаться до судного дня».

 

И поэтому, когда мы говорим: «хвала Аллаху» - альхамдулиЛя это заполняет Весы. Какие Весы? О каких Весах здесь упоминается? Имеются в виду Весы на которых в День Воскресения будут взвешиваться наши добрые и дурные дела. Т.е. Весы деяний. В другом хадисе Посланника Аллаха сказано:

 

«Прославление Аллаха заполнит половину Весов, а восхваление Аллаха заполнит его полностью». (Тирмизи)

 

Причина превосходства этих слов в том, что они одновременно указывают на совершенство Аллаха, на Его единство и нашу бесконечную нужду в Нем. Такие слова как: субханаллах, альхамдулиЛя – заполнят пространство между небом и землей. Отсюда следует важность произнесения этих слов, даже когда мы едем по каким-то делам, и у нас появляется какое-то время, когда мы наедине с самим собой, никто вокруг нам не мешает, нам непременно надо произносить (в том числе можно про себя) вышеназванные поминания Аллаха… Продолжим, далее Посланник Аллаха (ﷺ) говорит про намаз:

 

«…намаз – это свет»

 

В этом мире, первое, в могиле, второе и в День Воскресения, третье, для того, кто совершал намаз имам Ахмад (р.а.) приводит хадис, в котором Пророк (ﷺ) сказал:

 

«В День Воскресения у того, кто неуклонно совершал молитву будут свет и доказательства, и он достигнет спасения»

 

То есть намаз помогает совершать благие дела подобно тому как свет помогает найти правильный путь. Ибн Аббас (р.а.) передал хадис Посланника Аллаха:

 

«Я спросил у Посланника Аллаха (ﷺ) какое наилучшее деяние перед Всевышним Аллахом и тогда Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: намаз, который прочтен вовремя».

 

Это также подчеркивает важность намаза, наилучшее деяние перед Всевышним Аллахом. В Судный день мы в первую очередь будем спрошены про намаз, поэтому каждому из нас следует в этом мире читать намаз искренне надеясь на то, что Всевышний Аллах одарит нас светом, как передано в хадисе. Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:

 

«С помощью пятикратного намаза Всевышний Аллах очищает нас от греха от пятницы до следующей пятницы, с Рамадана до следующего Рамадана».

 

Если мы не совершали какие-либо большие грехи Аллах посредством нашего пятикратного намаза будет прощать нам наши грехи. Во многих хадисах Посланника Аллаха (ﷺ) подчеркивается важность намаза. Многие ученные Ислама говорят, что в Судный День, людям, ступающим на мосту между Адом и Раем будет темно, кроме тех, кто читал намаз. Те места, которыми мы делали саджда Всевышнему будут сиять в Судный день. И спомощью этого света мы будем видеть и сможет контролировать свое движение по мосту, чтобы не упасть в огонь Ада. Поэтому Посланник Аллаха (ﷺ) говорит нам: «намаз – это свет». Продолжаем рассматривать хадис. Далее:

 

«… садака – это доказательство».

 

Садака (милостыня) является доказательством искренности веры того, кто ее подает. Садака – это любое благое деяние, которое вы совершаете ради Всевышнего Аллаха. Предмет садаки не обязательно опирается на материальные ценности. Когда вы улыбаетесь своему другу или своему брату – это есть садака. Когда вы убираете с дороги то, что мешает другим пройти или проехать – это садака. Многие благие дела, совершаемые ради Всевышнего Аллаха, являются садакой. Любое благое деяние ради Аллаха преумножается от 10 до 700 раз. Поэтому дающая рука нуждается в милости Аллаха больше, нежели берущая рука. Посланник Аллаха (ﷺ) неоднократно упоминает в хадисах важность садаки:

 

«Один человек вошел в Рай и увидел надпись на двери: «Тот, кто раздавал садака ради Аллаха получит вознаграждение, преумноженное в 10 раз. Тот, кто совершал полезные дела ради Аллаха, тот получит вознаграждение, преумноженное в 18 раз».

 

Поэтому, когда вы даете садака ради Аллаха – это является доказательством искренности вашей веры. Далее Посланник Аллаха (ﷺ) затрагивает тему текущей главы:

 

«… терпение – это сияние»

 

Благодаря этому сиянию рассеивается гнев, скорбь и печаль. И стать терпеливым можно только благодаря борьбе со своим нафсом. В настоящее время у многих людей отсутствует полная информация о том, что такое «сабр», многие не знаю его определения. Поэтому мы слышим в настоящее время много клеветы в адрес имамов, сотрудников Духовного управления мусульман Казахстана о том, что они поддерживают чью-то политику, призывают народ быть терпеливым, связывая терпение со слабостью. Но имамы, сотрудники ДУМК выполняют свою миссию. Миссия мусульманина упоминается во множественных аятах:

 

«Клянусь послеполуденным временем, что люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение». (103:1-3)

 

Поэтому, когда мы призываем к терпению – это наша миссия. Это – миссия мусульманина. Таким нас создал Всевышний Аллах – призывающий к благому, предостерегающий от запретного. Имам Малик (ﷺ) сказал: «Даже грешащий мусульманин, являющийся фасиком, все же должен призывать к благому».

 

Если бы грешный человек не имел бы права призывать к благому, то тогда никто бы не смог призвать на этой земле, потому что мы все склонны ошибаться:

 

«Все сыновья Адама склонны ошибаться»

 

И поэтому, каждый из нас должен призывать к терпению. Терпение — это удержание от греховных, запретных деяний, упоминаемых в Священном Коране и сунне Посланника Аллаха (ﷺ). Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит:

 

«Терпение – это сияние»

 

Это свет, благодаря которому рассеивается марево, порожденное нашими страстями, гневом, скорбью и печалью. Стать терпеливым можно только благодаря борьбе со своим нафсом. Продолжаем…

 

«Коран – это аргумент за или против тебя…»

 

Если человек будет следовать велениям Корана, то в День Воскресения он будет доводом за него. А если он не следовал велениям Корана, то он будет доводом против него. И поэтому, когда мы читаем Коран, мы должны понимать к чему призывает нас Всевышний Аллах, от чего предостерегает, т.е. мы должны следовать за аятами Корана в этом мире.

 

Во время сподвижников, они заучивали аят из Священного Корана и сразу осуществляли в соответствии с ним свои деяния. А в настоящее время случается желание выучить как можно больше аятов из Корана, но за этим нет соответствующих действий. Продолжаем:

 

«Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».

 

«Продающий душу» - как это понимаем? Наши ученные объясняют это таким образом: одни продают свою душу Всевышнему Аллаху. Каким образом? Повинуясь ему и тем самым освобождая ее от огня Ада. Другие продают ее шайтану и страстям, нафсу, подчиняясь им и тем самым губя ее, обрекая на адские муки. И, далее, наши ученные приводят следующий аят:

 

«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай». (9:111)

 

То есть в этом мире мы продали свою душу Всевышнему Аллаху подчиняясь ему, следуя за его аятами в надежде, что мы попадем в Рай. Хасан аль-Басри (р.а.) передает: «О, сын Адама, ты уходишь утром и возвращаешься вечером в поисках выгоды. В первую очередь позаботься о своей душе, ибо ты никогда не получишь выгоду подобной ей» (Муслим).

 

Сегодня, с дозволения Аллаха, мы в очень укороченном виде изучили хадис Посланника Аллаха (ﷺ) который привел нам сподвижник Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари (р.а.). Мы прошли 1 хадис главы №3 (о терпении). Пусть Всевышний Аллах сделает полезным это знание в обоих мирах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха (ﷺ).

 

Урок 25. Глава 3: 26 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi