Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели! Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (р.а.). На прошлом уроке мы не смогли завершить хадис, так как он очень длинный, и мы его поделили ровно по частям и прошли первую часть. Сегодня я напомню продолжение этого хадиса, который нам передал Абдулла ибн Кааб (р.а.) мы ранее останавливались именно на тех событиях, когда Посланник Аллаха ﷺ запретил всем жителям Медины общаться именно с тремя сподвижниками, которые не участвовали в этом сражении, по определенной причине. Пророк Мухаммад ﷺ запретил разговаривать с тремя сподвижниками до тех пор, пока не будет ниспослана истина от Всевышнего Аллаха. В течение 50 ночей никто не разговаривал с ними. Один из сподвижников которого звали Кааб ибн Малик, с которым было запрещено общаться рассказывает, что он подходил к Посланнику Аллаха ﷺ приветствовал, когда он сидел среди людей, после молитвы. И он спрашивал себя, пошевелил ли Посланник Аллаха ﷺ своими губами в ответ на мое приветствие. А потом, когда он читал намаз рядом с Посланником Аллаха ﷺ, то украдкой посматривал на него. И когда Кааб ибн Малик был занят намазом, Посланник Аллаха ﷺ смотрел на него. Когда же Кааб ибн Малик поворачивался в сторону Посланника Аллаха ﷺ, то он отворачивался.
Кааб ибн Малик рассказывал период переживания, за свое будущее положение в Судный день. Так же его волновало ниспослание истины от Всевышнего Аллаха, какое наказание его ожидает в Судный день. И поэтому эти переживания, он описывает таким образом. Однажды, когда он провел уже многое время, сталкиваясь с подобной отчужденностью со стороны мусульман, Кааб ибн Малик вышел из дома и шел пока не добрался до ограды сада Абу Катада. Это был его двоюродный брата, которого он любил больше всех людей. Забравшись на эту ограду, он обратился к нему с приветствием, и он не ответил на его приветствие. Двоюродный брат Каада ибн малика (р.а.), даже он, являясь родственником, знал запрет Посланника Аллаха ﷺ о том, что с ним нельзя разговаривать. Так же это говорит о том, что они были полностью преданы, полностью следовали за сунной Посланник Аллаха ﷺ в полноценной форме. Касательно ограды, среди сподвижников это знак уважения друг другу. Знак преданности. То есть если один сподвижник отсутствовал дома, то второй сподвижник без спроса заходил в его дом. Открывая дверь, или перепрыгивая через ограду, они кушали и через некоторое время уходили. А когда приходил хозяин дома, сподвижник всегда знал, что в его отсутствие в его доме был его друг сподвижник. И это его радовало. И здесь он описывает именно эту благую привычку, словами, что он перепрыгнул через ограду и поприветствовал своего двоюродного брата, но тот не ответил на его приветствие. Далее Кааб ибн Малик рассказывает: тогда я обратился к Абу Катаде:
«О Абу Катада, я заклинаю тебя именем Аллаха, скажи известно ли тебе, что я люблю Аллаха и Его Посланника ﷺ?».
Он хранил молчание. А я снова стал заклинать его Аллахом, но он также продолжал хранить молчание. Я еще раз повторил свои слова, и на этот раз он ответил мне:
«Аллах и Его Посланник знают об этом лучше».
После его слов мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду. А проходя по рынку, некоторое время спустя, я вдруг увидел, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в город Медину продовольствие на продажу, спрашивал: «Кто отведет меня к Каабу ибн Малику?». То есть я слышал некого крестьянина, который является христианином из Шама, и занимался торговлей в городе Медина, и он кричал: «Кто отведет меня к Каабу ибн Малику?». И люди указывали ему на меня до тех пор, пока он не подошел ко мне, вручив послание от правителя из числа Гассанидов. Кто такие Гассаниды? Это арабские правители или князья, под властью которых находились земли от Ифрата до Акобского залива, на красном море на территории Шама. Они исповедовали христианство. Я был писцом (т.е. знал языки), и прочел это послание. И оказалось, что там написано следующее:
«До нас дошло, что твой друг, (т.е. Пророк Мухаммад ﷺ), стал отчуждаться от тебя, сторониться тебя. Однако Аллах не допустит, чтобы тобой пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся к нам, и мы утешим тебя».
То есть христиане немедленно решили воспользоваться моментом, призывая его к своей религии, пытаясь показать, что именно они являются истинными друзьями. Прочитав это послание, я сказал себе: «И это тоже испытание от Всевышнего Аллаха. После чего подошел к печи, и я сжег это письмо».
Мы замечаем, что Гассаниды, христиане Шама так же были проинформированы о ситуации, которая возникла с тремя сподвижниками. И они непременно решили воспользоваться этим. К сожалению, и в нынешнее время, некоторые другие люди, не исповедующие Ислам, передают мусульманам сомнительную информацию, и мусульмане начинают спорить между собой, при этом разрушая свое единство. И точно так же здесь некоторые враги ислама, воспользовавшись этой ситуацией, стали призывать его к своей религии, показывая, что они его друзья. Но Кааб ибн Малик посчитал, что это испытание от Всевышнего Аллаха и сжег это письмо в огне.
«Откровение Аллаха все еще не приходило. А когда прошло 40 дней из 50, ко мне неожиданно пришел посланец от Пророка Мухаммада ﷺ. То есть Пророк ﷺ послал ему своего помощника, и тот передал слова Посланника Аллаха ﷺ: «Посланник Аллаха ﷺ приказал тебе не приближаться к твоей жене».
И я спросил его, должен ли я развестись с ней или я должен поступить как-то иначе? И он ответил, передав слова Посланника Аллаха ﷺ: «Нет, просто сторонись ее. И ни в коем случае не сближайся с ней». И Пророк Мухаммад ﷺ через посланца своего велел моим двум товарищам, сделать то же самое, что и мне. Тогда я обратившись к своей жене сказал: «Отправляйся к своим родителям и оставайся там до тех пор, пока Посланник Аллаха ﷺ не вынесет свое решение по этому делу». А потом к Посланнику Аллаха ﷺ пришла жена Хилял ибн Умайя, которая сказала ему: «О Посланник Аллаха, поистине Хилял ибн Умайя беспомощный старик. Так не хочешь ли ты чтобы я не служила ему?». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет, ты можешь служить ему. Но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе». На это она ответила: «Клянусь Аллахом, он ни о чем не помышляет, с тех пор как это началось. И до сих пор, он постоянно плачет, и раскаивается за этот грех».
После этого, один из членов моей семьи сказал мне, чтобы и я обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой разрешить твоей жене прислуживать тебе, ведь и он разрешил жене Хилял ибн Умайй прислуживать ему. В ответ я сказал, что не стану просить Посланника Аллаха ﷺ с такой просьбой, ибо не знаю, что Посланник Аллаха ﷺ скажет на это. Ведь я еще молод. И я оставался в подобном положении еще 10 дней, и в итоге прошло 50 дней с тех пор, как людям было запрещено разговаривать с нами».
То есть целых 50 дней родственники, сподвижники, все мусульмане, жители горда Медины, разорвали отношения с тремя сподвижниками. Именно по причине вышеупомянутых грехов, до ниспослания откровения.
«После того, как на исходе 50 ночи, я совершил утренний намаз на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в состоянии, о котором сказал Всевышний Аллах. То есть в Священном Коране, в суре «Ат-Тауба» Всевышний Аллах упоминает про душевное состояние, переживания трех сподвижников. И он далее приводит аяты из Священного Корана:
«И душа моя сжималась, а земля казалось тесной, не смотря на ее обширность».
«И я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саляx. Салях это местность в городе Медины. И оттуда он услышал некий голос и кричавший оттуда что есть мочи:
«О Кааб сын Малика, радуйся!».
Услышав это, я сразу склонился в земном поклоне, так как понял, что пришло облегчение от Всевышнего Аллаха. И далее он рассказывает, что действительно оказалось во время утренней молитвы, Пророк Мухаммад ﷺ объявил людям о том, что Всемогущий, Великий Аллах принял наше покаяние, после чего люди поспешили донести до нас эту радостную весть. Некоторые из них направились к двум моим друзьям, и ко мне так же поскакал всадник, а также другой человек из племени Аслям, который взобрался на гору, чей голос оказался быстрее коня. Но также, когда тот человек, голос которого я услышал, пришел ко мне сам, с этой радостной вестью я снял с себя обе свои одежды и надел на него, в знак благодарности. И клянусь Аллахом, в то время у меня не было ничего другого».
Эта традиция также существует у казахского народа, которая называется «сүйінші». То есть когда доносят какую-либо радостную весть, непременно просят «сүйінші», и мы непременно одаряем его подарками или материальными ценностями. И точно также Кааб ибн Малик (р.а.), за такую радостную весть, снимает с себя последнюю одежду и одевает на этого всадника.
«Затем я отправился к Посланнику Аллаха ﷺ. По пути меня встречали люди толпами и поздравляли с тем, что Аллах принял мое покаяние и говорили мне слова: «Во благо тебе то, что Аллах принял твое покаяние».
Здесь он описывает очень счастливые моменты из своей жизни, что Всевышний Аллах принял его раскаяние, и воистину эта счастливая новость касалась не только троих сподвижников, но кроме этого все люди были счастливыми и делали дуа, все действительно переживали за этих троих сподвижников. И в конце, услышав эту благую весть, они поздравляли каждого.
«Войдя в мечеть, я увидел Посланника Аллаха ﷺ сидевшего вокруг людей. Что же касается Тальхи ибн Убайдулла, то он вскочил со своего места, бросился ко мне, и начал поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто кроме него из мухаджиров не встал, и Кааб никогда не забудет этого Тальхи ибн Убайдулле».
То есть он так же делится, счастливым моментом сподвижников, и из мухаджиров никто не встал с места кроме Тальхи. Здесь он подчеркивает степень этого сподвижника. Мы знаем, что мухаджиры это те сподвижники, которые делали переселение вместе с Посланником Аллаха (ﷺ) из города Мекки в город Медину. А после того, как я поприветствовал Посланника Аллаха (ﷺ) он сказал:
«Радуйся лучшему из дней с тех пор, как мать твоя родила тебя».
И при этом, его лицо сияло от радости. И я сразу же спросил:
«О Посланник Аллаха это от Аллаха или же от тебя?».
На что Посланник Аллаха (ﷺ) ответил:
«Нет. Это от Всемогущего и Великого Аллаха».
И когда Посланника Аллаха ﷺ что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобно кусочку луны, о чем нам всем было известно. Сев перед ним, я сказал:«О Посланник Аллаха, в знак благодарности за то, что мое покаяние было принято, я хочу раздать все свое имущество бедным ради Аллаха и Посланника Его». На это посланник Аллаха ﷺ ответил:
«Оставь часть имущества себе. Ибо это будет лучше для тебя».
То есть это самое благое деяние. Когда у сподвижников происходят именно такие ситуации, они в знак благодарности Всевышнему Аллаху готовы раздать все свое имущество бедным, ради Его довольства. И Посланник Аллаха ﷺ говорит, что бы Кааб ибн Малик оставил часть себе, ибо это будет лучше для него. «И я тогда сказал: «Я оставлю за собой долю Хайбара».
В комментариях, наши ученые говорят, что он имел ввиду земельный надел принадлежавший Каабу, в оазисе Хайбар.
«И также я сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, поистине Аллах спас меня только благодаря тому, что я сказал правду. И в знак благодарности за то, что мое покаяние было принято, я до самой смерти не буду говорить ничего кроме правды».
И клянусь Аллахом, с тех пор как я сказал это Посланнику Аллаха ﷺ я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал мусульманам такое же великое благодеяние, которое оказал мне. И клянусь Аллахом, с тех пор как я сказал это Посланнику Аллаха ﷺ и до сегодня я не солгал никому намеренно».
Далее он читает аяты из Священной книги Коран, сура «Ат-Тауба», аят 118-119:
«Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он — Сострадательный, Милосердный. Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный».
То есть в вышеупомянутом хадисе, Кааб ибн Малик рассказывал свои страдания, описывая так, как это было сказано в Священной книге Коран, что земля со всеми ее просторами стала для них тесной и сжались их души. Далее он продолжает слова Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».
Далее Кааб ибн Малик рассказывает: «Клянусь Аллахом, после того, как Аллах указал мне путь к исламу наибольшем благодеянием для меня было то, что я был правдив с Посланником Аллаха ﷺ и не солгал ему, поскольку в таком случае я бы погиб, как погибли те, которые солгали. Ведь поистине ниспослав откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что он говорил о ком было. И далее он приводит аяты из Священной книги Коран, также сура «Тауба», аяты 95-96:
«Когда вы вернетесь к ним, они будут клясться Аллахом, чтобы вы отвернулись от них (оставили их в покое). Отвернитесь же от них, ибо они — нечисть. Их пристанищем будет Геенна. Таково воздаяние за то, что они приобретали. Они станут вам клясться, чтобы вы остались довольны ими. Но даже если вы останетесь довольными ими, Аллах все равно не будет доволен людьми нечестивыми».
Здесь Всевышний Аллах описывает лицемеров, которые в то время отказались от похода, приводя лживую клятву оправдывая самих себя. Но Всевышний Аллах Всезнающий, Всеобъемлющий.
После ниспосылается аят именно такого рода, поэтому Кааб ибн Малик (р.а.) еще раз благодарит Аллаха за то, что он был правдив по отношению к Посланнику Аллаха ﷺ, и он не стал оправдывать себя ложными причинами. А сказал именно правду. Далее Кааб так же объясняет, дает комментарии сам лично, касательно этого аята:
«Мы трое были оставлены в отличии от тех, чьи клятвы принял Посланник Аллаха ﷺ, когда они клялись ему, и для которых просил прощений у Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ откладывал решение нашего дела до тех пор, пока Сам Всевышний Аллах не вынесет решение об этом и об этом Всевышний Аллаха далее говорит».
И снова он приводит аяты из Священного Корана, также сура «Тауба»:
«И он обратился к тем троим, которые были оставлены».
И он дает комментарии к этому аяту. Слова имеющиеся в этом аяте о том, что мы были оставлены, касается ни того что мы остались в Медине и не приняли приказ Посланника Аллаха ﷺ о переезде в Медину. А того, что Пророк Мухаммад ﷺ оставил нас отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто лгал и оправдывал себя лживыми клятвами. То есть оставленными, здесь Кааб ибн Малик (р.а.) поясняет, давая свой собственный комментарий к этому аяту. Слово «оставленными», здесь означает, что они не являлись лицемерами. Всевышний Аллах «оставленными» касательно троих, здесь упоминает раскаяние. То есть Посланник Аллаха ﷺ оставил их, до ниспослания истины от Всевышнего Аллаха. И тогда, когда Всевышний Аллах ниспослал о принятии их покаяния, только тогда Посланник Аллаха ﷺ принял их и начал вновь укреплять связь и поддерживать с ними отношения. Касательно слова «оставленными» Кааб ибн Малик (р.а.) дает такие комментарии. Муттафакун алейх. Эту историю приводят Бухари и имам Муслим.
Также автор здесь приводит и другую версию хадиса. Сообщается, что Кааб ибн Малик (р.а.) сказал, что Пророк Мухаммад ﷺ выступил в поход именно в четверг, и он вообще любил отправляться в путь по четвергам.
Так же уважаемые слушатели мы должны не забывать укреплять в наших сердцах воспитание и сунны Посланника Аллаха ﷺ. Так же здесь автор приводит и третью версию хадиса. Сообщается, что Кааб (р.а.) сказал:
«И Пророк Мухаммад ﷺ возвращался из поездок только днем, а именно утром. А перед выходом на сафар, Пророк Мухаммад ﷺ посещал мечеть, совершал в нем 2-х ракаатный намаз и оставался в мечети».
Мы знаем, что период, когда солнце поднимается горизонтом на высоту копья и продолжается до полудня, называется – духа. Таким образом, заканчивается этот рассказ.
Уважаемые слушатели, мы привели вам рассказ, который передал нам Абдулла ибн Кааб, это сын Кааба ибн Малика (р.а.), о походе на Табук. И в вышеупомянутых аятах, в суре «Ат-Тауба», Всевышний Аллах не ограничился лишь сообщением, что простил их. Здесь же он упомянул о Своих качествах, как как принимающий покаяния и Милосердный. Причиной этого стало искреннее раскаяние этих троих сподвижников, их твердая решимость признать свою ошибку, и больше никогда не повторять. Если бы они не стали этого делать, и вместо этого отказались признать свою ошибку, проявили свою дерзость, обиделись бы на несправедливое наказание, тогда бы их покаяние не было принято. И также, как и остальные, они бы подверглись наказанию в Судный день.
Самый главный урок, уважаемые слушатели, который необходимо извлечь из этого рассказа, касательно нашей главы, состоит в ошибочности рассуждений, когда человек говорит, например, я до сегодняшнего дня очень много поклонялся, держал много раз пост, много раз читал ночные намазы, читал очень много дополнительных намазов, сделал очень много благих деяний, пожертвовал определенным количеством своего имущества ради довольства Аллаха, этого вполне достаточно, в этом году я могу больше не участвовать в каком-то благом деле, могу больше не жертвовать своим имуществом. Нет. Мы должны до последнего дыхания сохранить привязанность к поклонению, беречь свою восприимчивость, и не растерять искренность. Мы не должны довольствоваться этим.
Так же мы не должны быть уверенными и надеяться, что сделали благие деяния в достаточном виде и по этой причине Всевышний Аллах простит нам наши грехи и введет в Рай. Так как нет гарантии, что мы стали обитателями Рая. Поэтому ошибочно рассуждать, что человек сделал очень много поклонений, очень много добрых дел и теперь не будет участвовать в дальнейшем поклонении, и в дальнейших благих деяниях. Это ошибочно. Так же мы не должны забывать, что можем все потерять на этом свете. Потерять всех своих родных и близких. Но главное, чтобы мы не растеряли свои религиозные чувства. Нам довольно того, чтобы Всевышний Аллах не отстранил нас от религиозных служений. Сподвижники, жили именно с таким сознанием, сохранив верность, сохранив правдивость. То есть они не солгали Пророку Мухаммаду ﷺ и при этом удостоились самого главного, удостоились прощения Всевышнего Аллаха, принятия Им раскаяния.
Пусть этот хадис Всевышний Аллах укрепит в наших сердцах, и мы должны извлечь очень много пользы из него. Далее мы должны воспитывать себя касательно раскаяния, так как нам показали вышеупомянутые три сподвижника. Пусть Всевышний Аллах Субханаху Уа Та`аля сделает полезным эти знания в обоих мирах и одарит нас Раем в Судный день и примет наши покаяния искренним образом.