Урок 108. Глава 11. 111 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:59
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:12 06:29 11:39 14:59 16:42 17:59
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Джумада-авваль 1446
Григорианский
05 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 108. Глава 11. 111 хадис

Урок 108. Глава 11. 111 хадис

Урок 107. Глава 11. 110 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
7 мая 2024 2 759 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:

 

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды!). О рабы Мои, поистине, это — только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (Муслим).

 

Са’ид сказал: «Когда Абу Идрис передавал этот хадис, он становился на колени». Мы передали его со слов Ахмада бин Ханбаля, да помилует его Аллах, который сказал: «Нет для жителей аш-Шама более почитаемого хадиса, чем этот».

 

Теперь мы переходим к пояснению данного хадиса аль-кудси:

 

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, передал этот хадис от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, а тот передал его от Пророка ﷺ. Пророк ﷺ сообщает в этом хадисе о словах своего Господа. Обладатели знания называют такие хадисы, хадисами «аль-кудси». «Что такое хадис аль- кудси?». Дадим короткое определение: Хадис аль-кудси – это тот хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые Посланником ﷺ (и переданные ему) иногда от Джибрила (мир ему), а иногда через откровение, внушение или сновидение, с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.

 

Хадис аль-кудси отличается от обычного хадиса лишь тем, что Пророк ﷺ передаёт его со слов своего Господа. Поэтому в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему.

 

В этом хадисе аль-кудси Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе…».

 

В этом хадисе ясно говорится о том, что Всемогущий и Великий Аллах запретил Себе проявлять несправедливость по отношению к Своим рабам. То есть: Я никому не причиняю несправедливости. Так, как Аллах Всевышний говорит (182-й аят, сура «Аль Имран»):

 

وَأَنَّ اللَّهَ لَيْسَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«...и Я – не притеснитель  для (Своих) рабов» Так же суре «Юнус» говориться:

 

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا…

«Поистине, Аллах не проявляет несправедливости (по отношению) к людям ни в чём...».

 

В суре «Ан-Ниса»:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ

«Поистине, Аллах не обидит (никого и) на вес пылинки...».

 

И на эту тематику очень много аятов. Аллах Всевышний – Справедливый Судья! Его решение относительно рабов бывает двух видов: либо милость, либо справедливость. Он милостив к тем, кто совершает благие деяния, и справедлив с теми, кто совершает скверные. Ведь Аллах говорит в Коране:

 مَن جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا وَمَن جَاءَ بِالسَّيِّئَةِ فَلَا يُجْزَى إِلَّا مِثْلَهَا وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо». (Сура «аль-Ан’ам», аят 160)

    

Не будет такого, что вознаграждение за добрые деяния будет убавлено, и нет такого, что воздаяние за грехи будет выше заслуженного. Именно поэтому Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе…».

 

Далее Аллах говорит:  «… и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» ― здесь несправедливость между рабами заключается в трех вещах. Как упомянуто во время прощального хаджа, Пророк ﷺ сказал: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь являются столь же запретными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе и в этом вашем месяце. Довёл ли я это до вас?» (Бухари).

 

В этих трех вещах люди обычно притесняют друг друга: жизнь, имущество и честь.  

 

Никто не имеет права покуситься на жизнь другого. Покушение на жизнь бывает двух видов:

 

1. Убийство; Либо то, что меньше убийства, как нанесение ран и повреждений.

 

2. Аллах Всевышний также сделал неприкосновенным имущество человека. Никто не может забрать имущество своего брата мусульманина безо всякого права. Нельзя отбирать имущество, применяя силу, нельзя воровать, нельзя обманывать и лгать.

 

3. Аллах Всевышний также сделал неприкосновенной честь человека. Человеку запрещено покушаться на честь своего брата, нельзя обсуждать его за спиной или ругать его. Все это относится к тяжким грехам. Аллах Всевышний сказал:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом.

وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا

Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга.

أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ

Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (Сура аль-Худжурат, аят 12)

 

Продолжим разбор хадиса. Затем Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!»

 

Заблудшие бывают двух видов:

 

1. Люди, которые не знают истину. Например, которые не знали об истине, пока не пришел посланник Аллаха Мухаммад ﷺ.

 

2. Люди, отклонившиеся от истины, хотя знали о ней. Это люди, которые предпочли заблуждение после того, как поняли истину но не принимающие ее.

 

Далее Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, все вы (были) заблудшими…». То есть: все вы либо не знали об истине, либо не принимали ее, кроме тех, кому Я указал на правильный путь. И Аллах говорит: «…так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!».

 

Нас призывает Аллах постоянно просить у Него прямого руководства. Именно поэтому мы в каждом намазе просим: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших». (Сура аль-Фатиха, аяты 6-7)

 

Затем Аллах сказал: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!».

 

Правдив наш Господь! Каждый из нас останется голодным, кроме тех, кого Он накормил. Если бы Аллах Всевышний не облегчил для нас получение этой пищи, то мы бы погибли. Аллах Всевышний говорит об этом (Сура аль-Уакъи’а, аяты 63-64):

 

أَفَرَأَيْتُم مَّا تَحْرُثُونَ؟

أَأَنتُمْ تَزْرَعُونَهُ أَمْ نَحْنُ الزَّارِعُونَ؟!

 «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?»

 

لَوْ نَشَاءُ لَجَعَلْنَاهُ حُطَامًا فَظَلْتُمْ تَفَكَّهُونَ

إِنَّا لَمُغْرَمُونَ

بَلْ نَحْنُ مَحْرُومُونَ

«Если Мы пожелаем, то превратим его в труху, и тогда вы останетесь удивленными и скажете: "Воистину, мы потерпели убыток. Более того, мы лишились пропитания"».

 

«Если Мы пожелаем, то превратим его в труху…». Всевышний не говорит: «Если бы Мы пожелали, то не взрастили бы его». Ведь, когда растение выросло, люди увидели его, их сердца привязались к нему, и вдруг растение превращаются в труху. Это гораздо страшнее для людей, чем если бы растение вообще не произросло! Аллах Всевышний продолжает в этой суре:

 

أَفَرَأَيْتُمُ الْمَاءَ الَّذِي تَشْرَبُونَ

أَأَنتُمْ أَنزَلْتُمُوهُ مِنَ الْمُزْنِ أَمْ نَحْنُ الْمُنزِلُونَ

«Видели ли вы воду, которую вы пьете? Вы ли ниспосылаете ее из дождевых туч или Мы ниспосылаем?».

 

Аллах Всевышний ниспосылает воду на землю, а земля поглощает эту воду. Эта вода образует подземные источники, из которых мы потом достаем ее при помощи различных приспособлений. Аллах Всевышний по Своей мудрости сделал землю хранилищем для воды.

 

Поэтому Аллах говорит: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!». Просить у Аллаха Всевышнего пропитания следует двумя способами:

 

1. Словами.

 

2. Действиями.

 

Коули и амали. Что касается слов, то мы просим у Аллаха Всевышнего делая дуга, чтобы Он накормил нас и даровал пропитание.Что же касается действий, то здесь есть две причины получения пропитания:

 

Во-первых, совершая праведные деяния. Поистине, праведные деяния являются причиной увеличения пропитания человека. Аллах Всевышний сказал:

 

وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ الْقُرَى آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَفَتَحْنَا عَلَيْهِم بَرَكَاتٍ مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ….

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли…(Сура аль-А’раф, аят 96).

 

Во-вторых, на основе богобоязненности следует работать, искать пропитание, заниматься посевами, рыть колодцы, сажать деревья и т.д

 

Далее в хадис аль-кудси говориться: «О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!».

 

Поистине, каждый человек выходит из утробы своей матери нагим. И это по мудрости Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний сделал так, чтобы человек рождался нагим, дабы человек понял, как он нуждается в Аллахе и в том, чтобы Аллах прикрыл его наготу. Точно так же человек нуждается в том, чтобы Аллах Всевышний облачил его в одеяния праведных деяний и богобоязненности.

 

Аллах Всевышний  (Сура аль-А’раф, аят 26) говорит об этом:

وَلِبَاسُ التَّقْوَى ذَلِكَ خَيْرٌ

«Однако богобоязненность - лучшее одеяние».

 

Посмотрите на себя! Поистине, мы нуждаемся в том, чтобы Аллах Всевышний скрыл нашу наготу, а также одел нас изнутри в одеяние праведных деяний и богобоязненности.

 

Затем Всевышний говорит: «О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!»

 

И это из величайших милостей Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний предлагает Своим рабам попросить прощения и покаяться, и говорит: «О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи». Он прощает все грехи, прощает многобожие, прощает неверие, прощает большие и малые грехи, после того, как человек попросит у Него прощения. Поэтому Он говорит: «…так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!».

 

Это не значит, что человек просто должен произнести: «О Аллах, прости меня», - и на этом всё. Покаяние (тауба) обязательно должно быть правдивым, а правдивое покаяние включает в себя основных три условия:

 

Во-первых, человек должен быть искренним в своем покаянии.

 

Во-вторых, человек должен сожалеть о том, что он впал в грехи. Он должен признавать, что совершил такую ошибку, о которой действительно стоит печалиться.

 

В-третьих, человек должен оставить тот грех, который он совершает и иметь твердую решимость никогда больше не возвращаться к этому греху. И тогда Всевышний простит эти грехи. Как сказано в Коране:

 

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный». (Аззумар 59 аят).

 

Далее: «О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!»

 

Иначе говоря, все свои дела люди совершают исключительно на пользу или во вред себе же. Потому что, Поистине, Аллах не нуждается в рабах! Аллаху не приносит пользы покорность рабов и не вредит Ему их ослушание. Об этом Аллах Всевышний  (Сура аз-Зариййат, аяты 56-58) сказал:

 

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

مَا أُرِيدُ مِنْهُم مِّن رِّزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَن يُطْعِمُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня.

 

إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ

«Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим Крепким могуществом!»

 

Далее: «О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!»

 

Об этом Аллах Всевышний (Сура аз-Зумар, аят 7) сказал:

 

إِن تَكْفُرُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنكُمْ وَلَا يَرْضَى لِعِبَادِهِ الْكُفْرَ وَإِن تَشْكُرُوا يَرْضَهُ لَكُمْ…

«Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это».

 

А затем сказано в этом хадисе «аль-кудси»: «О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!»

 

Здесь речь идёт о том количестве воды, которое может остаться на игле, опущенной в море, а потом извлечённой из него. Окуните иглу в море и посмотрите, насколько уменьшится количество морской воды! Поистине, игла ничуть не уменьшит количество морской воды! Это значит: Поистине, Аллах ― Богатый и Щедрый!

 

И в продолжений хадиса говориться: «О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»

 

Иначе говоря, тот, кто получит награду Аллаха и окажется в Раю. Вся суть заключается в том, каковы будут деяния человека.

 

Аллах Всевышний (Сура аз-Зальзаля, аяты 7-8) сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его».

 

Таким образом, если же найдем в Последней жизни наказание, то упрекаем только себя, ибо это только мы совершали грехи, и только мы сами лишили свою душу блага. Если же найдем в Последней жизни добро, благо, то восхваляем  Аллаха, ибо это только по Его милости.

 

Таков смысл вышеупомянутого хадиса аль-кудси. На этом 11 глава завершена.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi