Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, передавая слова своего Всемогущего и Великого Господа, Пророк ﷺ сказал:
«Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к Нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (Аль-Бухари)
Прежде чем перейти к объяснению данного хадиса, хотелось бы заострить внимание на следующих принципах, касающихся веры (акиды) во Всевышнего Аллаха.
Познать и постигнуть разумом Всевышнего Аллаха невозможно. Аллах - абсолютен, а разум и способности человека ограничены. Поэтому, досточтимый Абу Бакр (р.а.) изрек:
«Славен Тот, кто сделал единственным путем познания Себя для Своих творений, их неспособность познания Себя!»
Человек, по своей природе, познает и понимает что-либо в этом мире, сравнивая и сопоставляя это с ранее увиденным и познанным. Но, так как Всевышний Аллах - Творец всего Сущего, Он не может быть похож ни на что из сотворенных. Следовательно, познать Аллаха таким путем невозможно. Поэтому исламские ученые предупреждали: «Как бы мы не пытались постичь сущность Аллаха с помощью разума, Он всё равно превыше этого», «Всё, что может прийти в наш ум - Аллах не похож на это».
Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего, представленное им будет неимоверно далеким от истины. Его атрибуты не похожи на атрибуты творений и в атрибутах Всевышнего нет тех недостатков, которые присутствуют в атрибутах творений. Его качества самые превосходные и совершенные, Его имена самые прекрасные. Поэтому не следует вдаваться в раздумья о сущности Аллаха (Свят Он и Велик), что может привести к приданию Ему формы и образа. Это представляет собой большую опасность, ведущую к уподоблению Аллаха Его Творениям.
Одним словом, Аллах не доступен воображению и не могут постичь Его умы. Поэтому ученые Ахлюс-Сунны говорили о сущностном атрибуте Аллаха «Мухаляфатуль лил-хауадис», означающем «бесподобие». Выражаясь иначе, Всевышний не похож ни на одного из Своих творений и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. В Священном Коране говорится:
«Нет подобного Ему, и ничто не сравнится с ним». (42:11).
«Нет Ему равного или подобного Ему». (112:4).
То есть, органы, пространство, место, время - ничто не объемлет Его. Выражаясь иначе, Всевышнего Аллаха не охватывает ни место (ни Арш, ни что-либо другое), Он находится вне времени и вообще нельзя характеризовать Всевышнего Аллаха с помощью таких понятий, которые применимы к сотворенному, в частности к людям.
Именно поэтому Великий учёный, которого называют: Худжатуль-Ислам (довод Ислама) имам Абу Джафар ат-Тахави в своей книге «Акида Тахавия» говорит следующее: «Аллах превыше всех границ и пределов, составных частей, органов и приспособлений, и не объемлют Его собой все шесть сторон света в отличие от сотворённого».
Всевышний не является подобным ничему из сотворëнного Им. Аллах превыше того, чтобы быть похожим на кого-либо или что-либо, иметь тело или занимать место в пространстве.
Теперь давайте приведем примеры
Есть аяты и хадисы которые называются «Айатус-сифат» и «Ахадисус-сифат», (аяты, хадисы повествующие об атрибутах Аллаха).
Ученые-халяфы толковали «хабари сыфаты» согласно строгой методологии. Например, в рамках правил арабского языка. К тому же они скрупулезно следили за тем, чтобы их толкования не противоречили явным атрибутам (сыфатам) Аллаха, приведенным в аятах мухкам, т.е. аятах Священного Корана, имевших ясный смысл. Говоря иначе, ученые-халяфы толковали аяты и хадисы «муташаббихаты» («хабари сыфаты») в строгом соответствии с аятами-«мухкам». (Аятами с ясными смыслами).
Существуют принципы и правила, используемые в методе «тауиль», Основное же значение слова «тауиль» — это «значение, тафсир» выработанные исламскими учеными. Их можно коротко описать следующим образом:
1.Толкование должно соответствовать мощи, бесподобию Всевышнего Аллаха. Величию.
2. Толкование не должно противоречить аятам мухкам, принципам акиды и общим принципам Ислама.
Например: «Ничто не подобно Аллаху», «Он объёмлет все и превыше всего».
Имам Мухиддин ан-Навави, в своем из вестном труде «аль-Минхаж», объемном комментарии «Сахих-и Муслима», в нескольких местах приводит толкования «муташабих хадисов. которых повествуется об атрибутах Аллаха. К примеру, Имам ан-Навави следующим образом пояснил хадис, в котором говорится: «Сердца всех сынов (потомков) Адама находятся между пальцами Ар-Рахмана (Милостивого Аллаха). Аллах поворачивает сердца туда, куда желает». После чего, Посланник Аллах обратился к Аллаху с ду'а:
«О Аллах, распоряжающийся сердцами, поверни наши сердца в сторону повиновения и поклонения Тебе (сделай так, чтобы сердца наши повиновались тебе!)».
Этот хадис относится к категории «Ахадисус-сифат», т.е. «муташабих хадисов с не ясных слов, буквальный смысл которых указывает на подобие», в которых повествуется об атрибутах Аллаха.
Существует два мнения относительно подобного рода хадисов.
Первое: гласит, что мы должны уверовать в него, не делая никаких толкований, признавая невозможность постижения нами истинного смысла сказанного, касательно атрибутов Аллаха.
Внешний смысл «муташаббих» слов (т.е. не ясных слов, буквальный смысл которых указывает на подобие) не является истинным значением, ибо Сам Всевышний сказал в Коране: «Нет Ему равного или подобного».
Второе: мнение гласит, что можно толковать слова в хадисах, употребленные в отношении атрибутов Аллаха, но толкование должно соответствовать величию, мощи и бесподобию Всевышнего Аллаха. В подобном толковании берется в счет переносное значение слова, например, как сказано: «Все в моих руках». Этот фразеологизм означает, что что-либо находится под контролем кого-либо, но не в прямом смысле «в руках». Значит, смысл приведенного выше хадиса: «Всевышний Аллах может направить сердца рабов своих, куда он пожелает, все в Его власти. Ни что не может противиться Его Воле». В хадисе приведен привычный для арабского языка фразеологизм, литературный оборот, означающий все проникающую, всеохватную мощь»
Имам ан-Навави также привел пояснение к другому хадису Пророка ﷺ, который гласит:
«Аллах раскрывает ладони ночью, чтобы принять покаяние грешников, согрешивших днем. Также Аллах раскрывает ладони днем, чтобы принять покаяние грешников, согрешивших ночью».
Ан-Навави пишет, что «Нет временного ограничения принятия покаяния Аллахом. Выражение «Аллах раскрывает ладони», употребленное в переносном значении, означает «принятие покаяний Аллахом». Аль-Мазири говорит следующее: «Подразуеваемый здесь смысл – принятие покаяния грешника. Арабы если радуются чему-либо и принимают что-либо, то раскрывают ладони. Если же не желают чего-либо, то закрывают ладони. Вот поэтому Пророк, чтобы донести основную цель хадиса, использовал понятный арабам фразеологизм, литературный оборот. То есть в этом хадисе слова используются в переносном значении, ибо ни в коем случае нельзя прписывать Аллаху ни ладонь, ни руку».
И теперь, давайте после этого мы перейдем к толкованию нашего сегодняшнего хадиса:
Великий ученый-хадисовед Ибн Хаджар аль Аскалани, в своем труде «Фатхуль-Бари», объемном комментарии «Сахих-и Бухари», в нескольких местах приводит толкования «муташабих» аятов и хадисов. Он пишет: «Например, есть «хадис кудси», в котором Всевышний сказал: «Если Мой раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то я брошусь к нему бегом».
Ученый объясняет, что в этом хадисе «приближение человека к Аллаху на пядь, на локоть, направление человека к Аллаху шагом» подразумевается в переносном смысле, и означает «духовное возвышение человека, путем совершения поклонений». А «приближение Всевышнего к человеку на локоть, на сажень и Его устремление бегом к человеку», это все в переносном смысле и означает «величие и безграничность милости и милосердия Аллаха к своему рабу». В своей книге, Ибн Хаджар также приводит толкование этого хадиса, наподобие Ибн Баттала и Табари, которые тоже брали не дословный (бук вальный) смысл хадисов.
Чем больше человек совершает поклонений, в том числе, как мы проходили на прошлых уроках, кроме обязательных, дополнительные поклонений, тем больше он приближается к своему Господу, а приближенные это и есть богобоязненные, благочестивые, истинные рабы! Таким образом Объясняют наши ученые вышеупомянутый хадис аль-кудси.