Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Продолжаем уроки по книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам Ан-Навави (رحمه الله). В хадисе, который мы пройдем сегодня, Пророк ﷺ разъясняет мусульманам, что омовение - это не просто вода, касающаяся кожи, но очищение души от грехов, связанных с телом.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не выходит он очистившимся от грехов». (Муслим)
Автор комментирует этот хадис следующим образом:
«Этот хадис является великим основополагающим текстом, описывающим омовение (вуду). Все мусульмане единогласны в том, что обязательным при омовении является омывание каждого органа один раз, а трёхкратное омывание - это сунна совершенства, то есть дополнительное украшение и совершенство омовения. И как сказано в другом достоверном хадисе, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Тот, кто совершил омовение подобно моему омовению, — ему будут прощены прежние грехи».
Из этого следует, что, когда вода стекает по омываемой части тела, грех, который был связан с этой частью или органом - например, с глазом, если он смотрел на запретное, или с рукой, если она делала недозволенное, или с ногой, если она направлялась к греху, - удаляется вместе с водой. Если омовение выполнено в правильной форме, с соблюдением основ очищения, то есть:
- намерение (нийя),
- последовательность (тартиб),
- омывание (гусль).
А также передано, что, если женщина совершает омовение, даже у себя дома, в спокойствии, и исполняет этот раздел поклонения (фард вуду), ей записывается награда, ибо этот раздел (хадис) показывает, что омовение - не только очищение тела, но также является вратами к очищению сердца и души.
Объясняя этот хадис, имам ан-Навави говорит не только о внешних действиях омовения. Согласно его словам, вуду - это не просто вода, касающаяся кожи, а очищение души от грехов, связанных с телом.
Если человек совершает омовение искренне, только ради Аллаха, то каждая капля воды смывает не только пыль и нечистоту, но и проступки, совершённые руками, глазами, ногами. Когда он умывает лицо - стираются грехи взгляда; когда омывает руки - уходят проступки, сделанные ими; когда моет ноги - очищается путь, по которому они шли. Упоминание глаз, рук и ног - не просто образ. Это напоминание о том, что в Судный день именно эти части тела будут свидетельствовать о человеке, как сказано в Коране:
«Засвидетельствуют против них их языки, их руки и их ноги» (36:65).
Так вуду становится не просто очищением перед намазом, а актом покаяния. Внешнее действие очищает тело, а внутреннее намерение - сердце.
И в завершение имам ан-Навави говорит: «Вуду - это не просто обряд. Это врата к миру внутреннему — к душе и к очищению сердца (аль-кальб)».
Шарх Ибн Хаджара аль-Аскаляни:
«В этом хадисе - указание на великую добродетель омовения (вуду). Оно не ограничивается лишь физической чистотой, но является и духовным очищением, посредством которого Аллах стирает грехи, совершённые рабом его частями тела. Слова Пророка ﷺ “вместе с водой” - указывают, что прощение связано с искренностью (ихляс) и присутствием сердца (худур аль-кальб) при омовении. Когда это сочетается с правильным омыванием, человек становится очищенным как внешне, так и внутренне. И в этом - напоминание, что омовение является одним из величайших средств искупления грехов, и тот, кто совершает его так, как повелел Пророк ﷺ, получает успех и прощение».
Когда Пророк ﷺ говорил об омовении, он не имел в виду лишь внешнюю подготовку к намазу. Этот хадис напоминает нам, что вуду - это не просто подготовка к намазу, а духовное очищение перед Аллахом. С каждой каплей воды, падающей с лица, рук и ног, верующий избавляется от следов своих проступков, если он совершает омовение искренне ради Аллаха.
Омовение - это врата, через которые человек входит в состояние чистоты перед молитвой. Тело очищается водой, а сердце - намерением и покаянием. Так Пророк ﷺ учит нас, что всё, даже самые обыденные действия могут быть ’ибадатом, если совершаются ради Аллаха.
И потому после каждого вуду стоит осознанно подумать: “Какие грехи я смываю сейчас?” - глаза от харама, руки от ннеправедны действий, ноги от движения в места недозволенные. Так вуду становится шагом к такуа (богобоязненности).
1. Назовите главное предназначение воды в контексте хадиса
2. Назовите три основы очищения
3. Как вуду смывает не только физическое загрязнение, но и духовное?
4. Какие органы упоминаются в хадисе и какие грехи с ними связаны?