Дәрістер топтамасы
Мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге: «Рияду ас-Солихин», автором которой является ученый ислама имам ан-Навави (رحمه الله). Сегодня мы пройдем 128 хадис Посланника Аллаха ﷺ из которого мы узнаем, как одно правильно совершённое поклонение становится причиной прощения грехов за целую неделю и даже более.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто должным образом совершит омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать, храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым». (Муслим).
Пояснение хадиса со слов самого автора имама ан-Навави, который он привел в шархе к сахих Муслим:
Слова посланника Аллаха ﷺ: «Кто совершит омовение в день джумы…» указывают на желательность (сунна му’аккада) гусля в пятницу. Некоторые учёные считали гусль обязательным из-за внешнего смысла хадиса, но мнение большинства ученых — это сунна обязательная, а не фарз. Совершать гусль желательно после рассвета (фаджра).
Далее - «…и станет слушать, пока не закончится хутба…» - в хадисе содержится запрет говорить во время хутбы. Даже если человек призывает к благому, и остерегает от запретного, ему не следует разговаривать, пока идет хутба.
Все учёные единодушны, что кто говорит, пока имам читает хутбу — тот лагá (совершает пустое действие), и тем самым теряет часть награды за джуму.
Слова Пророка ﷺ: «Ему простятся грехи, совершённые между этой и следующей пятничной молитвой, а также (добавится) награда за ещё три дня» —означают, что одно доброе дело вознаграждается в десятикратном размере. То есть за каждый день, прошедший между двумя пятницами (а это семь дней), Аллах удваивает награду — так, что она становится подобной награде за десять дней.
Таким образом, общее воздаяние становится как за десять дней, и поэтому добавлено выражение: «и ещё три дня», — как указание на дополнительное увеличение вознаграждения и милость Аллаха к рабу.
Имам ан-Навави здесь разъясняет, что Аллах вознаграждает за каждое доброе дело в десять раз больше. Как сказано в Коране:
﴿مَنْ جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا﴾
«Кто совершит доброе деяние — тому воздастся десятикратно» (аль-Ан‘ам, 160).
Поэтому, если человек должным образом совершил джума-намаз, ему прощаются грехи за неделю (7 дней), и Аллах добавляет ещё 3 дня награды, доводя общее воздаяние до 10 дней — как проявление Своей щедрости и благости.
Имам аль-Куртуби аль Малики رحمه الله пишет в «аль-Муфхим (т.2, с.414): Слова Пророка ﷺ «и ещё три дня» означают, что Аллах увеличивает награду за джуму до десяти дней, а добавленные «три дня» — это дополнительное вознаграждение, даруемое в знак почёта и щедрости от Аллаха Всевышнего.
Такого же мнения придерживается Ибн Хаджар. В своем труде Фатхуль бари Ибн Хаджар сказал: «Слова Пророка ﷺ «и (ещё) три дня» — учёные пояснили, что эти три дня добавлены потому, что за каждое доброе дело Аллах дарует награду в десятикратном размере. Так как между двумя пятницами семь дней, добавлены ещё три дня, чтобы награда была равна десяти дням. Также было сказано, что смысл в том, что Аллах продлевает Своё прощение на три дня после пятничной молитвы — в знак почтения (كرامة) и щедрости (فضل) к Своему рабу».
Так же «О смысле прощения» имам ан-Навави комментирует: «Смысл слов Посланника Аллаха ﷺ: «простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой» подразумевают прощение малых грехов, а не больших. Это ясно из других хадисов, где сказано:
«Если человек избегает тяжких грехов, Аллах простит ему малые между двумя пятницами».
Далее имам ан-Навави продолжает: Слова Пророка ﷺ: «А кто тронет камешки, тот совершил лагу» имеют следующий исторический контекст: в мечетях того времени пол был устлан мелкой галькой. Кто играл или двигал эти камушки во время хутбы — отвлекался от поминания Аллаха, и считался «лагия» — потерявшим награду. И Аллах знает лучше.
Делая аналогию, то есть кияс, в наши дни это относится к тем, кто играет с телефоном, разговаривает, смотрит в стороны или пишет сообщения во время хутбы.
Так же в словах Посланника Аллаха ﷺ: «А кто тронет камешки, тот совершил лагу», в этом — доказательство того, что человек должен стараться в совершении нафиль-намазов до хутбы, и нет определённого числа рака‘атов — столько, сколько пожелает Аллах.
Какие итоги мы можем вынести из пройденного хадиса?
Пятница — особенный день, полный милости и благословения. В этот день мусульманину рекомендуется совершить полное омовение — гусль, как это делал Пророк ﷺ. Прийти в мечеть стоит пораньше, чтобы успеть совершить дополнительные намазы и подготовить сердце к хутбе. Когда имам поднимается на минбар, верующий оставляет разговоры и внимательно слушает напоминание. Тому, кто провёл джуму с искренностью и смирением, Аллах прощает грехи за прошедшую неделю и дарует милость ещё на три дня вперёд. Но чтобы это прощение было полным, нужно остерегаться тяжких грехов, ведь они закрывают путь к очищению.
1. Какие четыре шага нужно выполнить, чтобы получить награду, обещанную в хадисе? (по порядку, как в тексте хадиса).
2. Какие духовные выводы можно сделать из этого хадиса о милости Аллаха к верующим?
3. Какие условия следует соблюсти, чтобы получить прощение малых грехов между двумя пятицами?
4. Какое действие во время джума, Посланник Аллаха ﷺ назвал пустым?