Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые слушатели, мы продолжаем цикл уроков, основанный на книге «Рияду ас-Солихин» (Сады праведных), глава «О богобоязненности», это, напоминаю, 6-ая глава этой книги. Сегодня, с дозволения Аллаха, мы переходим к следующему уроку и к следующим хадисам Посланника Аллаха ﷺ. Хадис начинается таким образом, (это будет 4 хадис именно в этой главе):
«Сообщается, что Абу Тариф ’Ади ибн Хатим ат-Таи сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть поклявшийся (сделать что-либо), а потом увидевший, что ближе к богобоязненности нечто иное, сделает (то, что ближе к) богобоязнености»
Муслим, 1651.
Данный хадис нам передает имам Муслим. Прежде чем перейти к пояснению хадиса, давайте мы, уважаемые слушатели остановимся подробно на этом сподвижнике, а точнее обращение его в Ислам. Какие причины были и какие ситуации содействовали что бы данный сподвижник принял религию Ислам.
Обращение в ислам Ади ибн Хатима
В месяце раби ас-сани 9 года Хиджры посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, во главе отряда в сто пятьдесят всадников, сто из которых ехали верхом на верблюдах, а пятьдесят – на конях, в поход против племени бану Тайй, поручив им разбить идола этого племени по имени Фальс, почитавшегося в виде скалы, похожей на человека. Али, да будет доволен им Аллах, вез с собой черное и белое знамя и через некоторое время неожиданно напал на стоянку вождя этого племени Хатима ат-Таййи, прославившегося своей щедростью, и захватил много скота и пленных, среди которых оказалась и дочь Хатима по имени Саффана.
После периода длительной ненависти в девятом году по Хиджре Ислам принял один из арабских правителей — вождь племени аль-Гаус (из объединения племён Тай). После упорного отказа и отрицания он обратился в истинную веру и покорился, наконец, Посланнику Аллаха ﷺ.
Этим правителем был Ади ибн Хатим Ат-Таи, отец которого являл собой образец щедрости.
Ади унаследовал власть после смерти своего отца, и племена Тай сделали его своим правителем. Было решено отдавать ему четверть всей добычи, и все командиры были поставлены под его руководство.
Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласил свой призыв к истинному пути, и арабские племена одно за другим начали принимать Ислам. Ади увидел, что Исламский призыв Пророка ﷺ в скором будущем может сокрушить его власть, и он перестанет быть правителем. Поэтому Ади (р.а.), ещё не встретив Посланника ﷺ, начал испытывать к нему сильнейшую вражду и величайшую ненависть.
Почти двадцать лет длилась эта его вражда к Исламу, пока, наконец, Аллах не распахнул его душу перед призывом к истинному пути.
Добычу и пленных доставили в Медину, где посланник Аллаха, ﷺ, не только освободил дочь Хатима без выкупа, но и оказал ей знаки уважения, подарив ей верблюдицу, после чего она уехала в Сирию. Через некоторое время к ней убежал ее брат Ади ибн Хатим, которому она рассказала о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добавив к своему рассказу следующее: «Он поступил так, как не поступал и твой отец, и ты. Тебе обязательно следует повидаться с ним!»
И Ади последовал её совету, отправившись к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без каких-либо гарантий безопасности. Поговорив же с ним, он сразу принял Ислам.
Когда Ади находился у Пророка, ﷺ, к нему пришел один человек, пожаловавшийся на свою бедность, а через некоторое время явился другой с жалобами на то, что его ограбили, и Пророк ﷺ, спросил:
«О Ади, был ли ты когда-нибудь в Хире? (город на берегу Евфрата). Знай же, что если проживешь ты достаточно долго, то обязательно увидишь, как женщины в своих паланкинах будут выезжать из Хиры, чтобы совершить обход вокруг Каабы, и не станут они испытывать страха ни перед кем, кроме Аллаха! И если проживёшь ты достаточно долго, то обязательно увидишь, что будут дарованы нам сокровища Хосрова! И если проживёшь ты достаточно долго, то обязательно увидишь, как люди станут выходить из домов своих с пригоршнями золота или серебра, желая подать кому-нибудь милостыню, но окажутся не в состояния найти ни одного неимущего!»,
и Ади действительно дожил до того времени, когда женщины могли спокойно передвигаться по дорогам, а сокровища Персии оказались в руках мусульман.
Два этих события – наказание бану Тайй и разрушение святилища Фальса – стали важнейшими из событий, имевших место после овладения Меккой. И хотя в этот же период произошло ещё несколько незначительных инцидентов, в основном борьба между мусульманами и идолопоклонниками на этом завершилась.
Комментарии ученных по хадису урока
Теперь давайте остановимся на комментариях ученных, знатоков хадиса, что они говорят и как они поясняют данных хадис Посланника Аллаха ﷺ.
Ученные ислама говорят следующее: «поклясться можно либо Аллахом Всевышним, либо одним из Его священных имен, либо одним из Его атрибутов. Нельзя клясться кем-либо, кроме Аллаха Всевышнего, нельзя клясться ни Пророком, ни Джибрилем, ни кем-то еще из творений. Пророк ﷺ, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто клянется, пусть клянется Аллахом, а иначе пусть молчит»
(аль-Бухари, 6646; Муслим, 1646). А также:
«Кто поклялся не Аллахом, тот впал в неверие или многобожие»
(Абу Дауд, 3251; ат-Тирмизи, 1535; Ахмад, 2/86, 87; аль-Хаким, 1/18).
Также человеку не следует клясться много, ибо Аллах Всевышний сказал:
«Оберегайте же свои клятвы» (Сура аль-Маида, аят 89).
Если ты клянешься, то следует связать свою клятву с желанием Аллаха. Говори: «Клянусь Аллахом, я сделаю так, если пожелает Аллах».
В такой клятве заключено две пользы:
Во-первых, Аллах Всевышний может облегчить тебе выполнение того, в чем ты поклялся.
Во-вторых, если ты не сможешь выполнить то, в чем поклялся, то не будешь обязан искуплением клятвы.
В этом хадисе Пророк ﷺ, разъяснил, что если человек поклялся сделать что-то, а затем увидел, что нечто иное ближе к богобоязненности, то ему следует искупить свою клятву и сделать то, что ближе к богобоязненности».
Клятва в исламе
Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.
Однако иногда, в очень важных и тонких вопросах возникает необходимость принести клятву. В этом случае клятва служит подкреплением честности наших слов. Что же касается привычки клясться по любому поводу, то это является макрухом.
Садр аш-Шариа (известный ученный ханафитского мазхаба) определяет клятву так: «Клятва (аль-ямин) — это подкрепление сообщения упоминанием Аллаха либо условием (таалик)» [1].
Виды клятв
С точки зрения видов последствия клятв они делятся на три вида:
1. Намеренная ложная клятва о событии в прошлом.
Например, человека спросили, почему он куда-то не пришел вчера, и он намеренно обманул, сказав: «Клянусь Аллахом, я приходил, но не нашел вас». Под событием имеется в виду как совершение им какого-либо действия, так и несовершение.
Подобная ложная клятва — это грех, но за нее нет каффары (искупления).
2. Ошибочная клятва о событии в прошлом.
Например, человек думал, что какое-то событие в прошлом произошло определенным образом, и поклялся в этом, а потом выяснилось, что он ошибся. За такую ошибочную клятву не будет ни греха, ни каффары.
3. Клятва о совершении или несовершении чего-либо в будущем.
Например, человек говорит: «Клянусь Аллахом, я приеду к тебе завтра», — или: «Клянусь Аллахом, я с тобой больше не буду говорить». Это заключенная клятва, и за ее нарушение полагается каффара,
Намерение при произнесении клятв
С точки зрения ханафитского мазхаба не имеет значения, шутил человек при произнесении клятвы или был серьезен, произносил он клятву добровольно или его заставили, оговорился он, был он в сознании или нет, — во всех этих случаях произнесения клятвы вслух так, что человек слышал сам себя, достаточно, чтобы клятва считалась заключенной.
Например, человек хотел сказать: «Я завтра не приду», — но случайно сказал: «Клянусь Аллахом, я завтра не приду», — клятва считается заключенной, а ее нарушение будет требовать искупления (каффары).
Нарушение клятвы во всех перечисленных ситуациях выше будет требовать каффары.
Клятвы, которые необходимо нарушить
Если клятва предполагает грех, то ее нужно нарушить и совершить каффару.
Например, человек клянется, что не будет больше общаться с родителями, или клянется, что не будет обеспечивать свою жену или детей. Отказ от этих действий — грех, так что человек должен их совершить, то есть начать общаться с родителями, обеспечивать жену и детей, а потом совершить каффару за нарушение клятвы.
Как мы уже сказали, непреднамеренные клятвы не требуют искупления.
Что же касается двух других видов, то любая ложная клятва, касающаяся прошлого или будущего, требуют искупления, которое является приказом Аллаха и фардом. Искупая ложную клятву, необходимо накормить или одеть десять бедняков.
Человек волен выбрать любой из этих видов искупления. Если же человек не в состоянии выполнить ничего из этого, то за каждую нарушенную или ложную клятву следует соблюдать трехдневный пост.
Пусть Всевышний Аллах укрепит сегодняшнее полученное знание в наших сердцах и сделает нас одними из полноценно следующих за сунной Посланника Аллаха ﷺ. Ассаляму алейкум ва рахматулЛахи ва барокятуху