Урок 114. Глава 13. 117 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 04:26
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
02:53 04:26 11:52 16:59 19:11 20:45
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Зуль-каада 1446
Григорианский
14 мая 2025

Циклы уроков

Урок 114. Глава 13. 117 хадис

Урок 114. Глава 13. 117 хадис

Урок 113. Глава 12. 116 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
17 час. назад 204 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Глава 13, в которой разъясняется, что существует много путей блага.

 

На этом уроке мы пройдем хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ разъясняет своему сподвижнику иерархию наиболее достойных дел. А также в контексте темы хадиса приведем разъяснение ряда аятов, которые сподвижники считали самыми всеобъемлющими в Коране. Аллах Всевышний сказал:

 

«И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает». (2:215).

 

Имам аль-Кальби в риваяте от Ибн Аббаса (رضى الله عنه) приводит, что этот аят был ниспослан касательно человека, по имени Амр ибн аль-Джамух. После смерти этого человека, за ним осталось много имущества, и возник вопрос, куда его расходовать? Тогда был ниспослан этот аят.

 

В аяте вопрос и ответ отличаются, то есть в вопросе говорится «что они должны расходовать», а в ответе говорится «кому они должны расходовать». В ответ на это ученые говорят, что в аяте Всевышний отвечает на вопрос, и описывает дополнительное повеление.

 

Всевышний призывает людей совершать добрые дела. Некоторые имамы считали, что этот аят «мансух» (отмененное), то есть удаление или отмена правового веления, так как в другом аяте Аллах ниспослал то, кому и как наследуется имущество. Но другие имамы, как Фахриддин ар-Рази не согласны, и считают это слабым мнением, так как разделение имущества по наследству и разделение имущества на пути Аллаха – это разные вещи. Если в аятах про наследство говорится об обязательном разделе имущества, вне зависимости от вашей воли, то в этом аяте говорится о разделе при жизни, по собственному желанию.

 

Ученые приводят еще один довод тому, что это аят не утратил силу и его можно толковать так: если хотите приблизиться к Аллаху, то расходуйте свое имущество таким образом, как указано в аяте. Следовательно, данный аят не имеет отношения к аятам где регулируется вопрос наследства. Такое расходование даст вам баракат. Как говорится, садака не уменьшает имущества. Всевышний также сказал:

 

«...и совершивший добро весом с пылинку увидит его...». В продолжении, «…И кто совершил зло весом с пылинку, увидит его (увидит воздаяние за него)». («99:7).

 

В тафсир этих аятов шейх Мухаммад Шафиʼ Усмани пишет, что под «злом» подразумевается грех, в котором человек не покаялся. В Коране и Сунне есть немало доводов на то, что, если грешник искренне раскаивается, Аллах примет Его покаяние по Своей Милости. Однако грехи, в которых человек не покаялся, скажутся на его участи в будущей жизни, и не имеет значения, что в этой жизни люди могли считать их мелкими и незначительными.

 

Сподвижник Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) считал эти два аята самыми всеобъемлющими в Священном Коране.

 

Анас (да будет доволен им Аллах) сообщает в длинном хадисе, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил об этом аяте как об «уникальном и самом полном, всеохватном аяте». Всевышний также сказал:

 

«Совершающий праведные дела делает это для себя же...» (45:15).

 

Аятов на эту тему известно множество, что же касается хадисов, то их очень много. В этой главе мы приведем часть из них и первый хадис в этой главе повествует о разговоре Посланника Аллаха ﷺ со своим сподвижником о наиболее достойных делах:

 

117. Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я спросил: «О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?» Он ответил: «Вера в Аллаха и проявление усердия на пути Его». Я спросил: «А какие рабы лучше всех?» (то есть, Абу Зарр хотел узнать, каких рабов следует освобождать). Он ответил: «Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись им дороже всего». Я спросил: «А если я не смогу сделать этого?» Он сказал: «Тогда помоги занятому каким-либо делом, или сделай что-нибудь сам вместо неумелого». Я спросил: «О посланик Аллаха, а если я не смогу сделать чего-нибудь из этого?» Он сказал: «Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет милостыней от тебя тебе же». (Аль-Бухари; Муслим).

 

Теперь давайте перейдем к пояснению нашего хадиса:

 

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка ﷺ: “О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?” 

 

Достойными, значит, за какие дела человеку уготована наибольшая награда?

 

И, Посланник Аллаха ﷺ ответил: “Вера в Аллаха и борьба на пути Его”.

 

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, часто спрашивали у Пророка ﷺ о том, какие дела являются наилучшими, чтобы совершать именно их.

 

Например, однажды ибн Мас’уд спросил Пророка ﷺ: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Пророк ﷺ ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время”. Ибн Мас’уд спросил: “А после этого?” Пророк ﷺ ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Ибн Мас’уд спросил: “А после этого?” Пророк ﷺ ответил: “Борьбу на пути Аллаха”. (аль-Бухари).

 

Абу Зарр также спросил Пророка ﷺ о наилучших деяниях. Пророк ﷺ разъяснил ему, что лучшие из деяний – это вера в Аллаха и джихад, усердие, на Его пути. Затем, Абу Зарр спросил: ″А каких рабов лучше всего освобождать?″ то есть, были ситуационные периоды с невольниками, где посредством Ислама, это дело было в конце аннулировано.

 

Пророк ﷺ сказал: “Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего”.

 

Если брать исторический период времен Посланника Аллаха ﷺ, то наличие невольников было обыденностью и не только в Аравии, но и в Европе, и в Малой Азии и других регионах. Однако, были невольники ценность которых была исключительной. Таких ценых и дорогих невольников мог освободить только человек с крепкой верой.

 

Например, у человека есть несколько невольников, и одного из них он любит больше всего. Он любит его по той причине, что этот невольник прекрасно выполняет все работы, у него хороший характер, всегда помогает. Кроме этого, он стоит дороже всех остальных рабов. Конечно, освободить такого невольника лучше всего. Аллах Всевышний сказал:

 

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ…

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». (3:92)

 

И поэтому, здесь, ученые объясняют о том, что Абу Зарр (р.а.) хочет узнать, каких рабов следует освобождать, чтобы получить за это наибольшую награду.

 

И, далее Абу Зарр спросил: “А если я не (смогу) сделать этого?”

 

То есть: а если я не смогу проявить усердие в сказаном и не имею возможности освобождать рабов, и что делать, если я не найду такого раба?

 

Пророк ﷺ сказал: “Тогда помоги занятому каким-либо делом, или сделай что-нибудь сам вместо неумелого”. Здесь само слово, «Сани’ан». Некоторые мухаддисы передают вместо этого слова слово «даи’ан», что означает «нуждающийся», «обременённый детьми» и т.д. И это тоже относится к праведным деяниям.

 

Затем Абу Зарр спросил: “О посланик Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?”  Его слово «Из этого»означает, из перечисленных тобой дел.

 

Пророк ﷺ сказал: “Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет милостыней от тебя тебе же”.

 

Вопросы:

 

1. Назовите аят, который Посланник Аллаха ﷺ назвал уникальным и самым полным?

 

2. Какие дела, которые Посланник Аллаха ﷺ назвал самыми достойными?

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi