Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
О побуждении к совершению большего количества благого, (имеется в виду исполнение религиозных обязанностей и совершение всевозможных праведных дел, помогающих снискать благоволение Аллаха Всевышнего), в конце своей жизни. И автор начинает сразу со слов Аллаха. Аллах Всевышний сказал:
…أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُم مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ…
«…Разве не даровали Мы вам (достаточно долгую) жизнь, чтобы одумался в (течение этой жизни) тот, кто (хотел) одуматься? И(, более того,) приходил к вам увещатель…». (35:37).
Ибн Аббас и большинство других толкователей говорили: «Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?». «Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если захочет Аллах, мы приведём ниже», - продолжает автор.
Говорят так же: «Это означает: восемнадцать лет». Говорят также: «Это означает: сорок лет». Так говорили аль-Хасан (аль-Басри), الكلبي и مسروق, а кроме того, передают, что то же самое говорил Ибн Аббас.
Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения.
Говорят также: «Это — возраст совершеннолетия», иначе говоря, тот возраст, с которого человек начинает нести полную ответственность за свои действия.
Например есть взгляды ученых, например Имам аш-Шафи’и считал, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа — в восемнадцать. Т.е предел максимума.
Здесь мы видим, что среди толкователей Корана имелись разногласия о том, какой возраст имеется в виду в этом аяте. Некоторые сказали: «Шестьдесят лет». Другие сказали: «Восемнадцать лет». Третьи сказали: «Сорок лет». Четвертые сказали: «Речь идет о возрасте совершеннолетия».
Но на самом деле аят не ограничивается конкретным возрастом, ибо в разных случаях бывает по-разному. Бывают люди, которые начинают соблюдать религию еще даже до наступления восемнадцати лет. Другие же начинают соблюдать религию в более позднем возрасте. Всё зависит от того, когда к ним пришли увещеватели и знамения, в какой среде они жили, и так далее. Что же касается слов Всевышнего:وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ… «И(, более того,) приходил к вам увещатель», — то Ибн Аббас и большинство (других ученых) говорили: «Это — Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».
Но вообще этот аят охватывает всех посланников Аллаха, которые были посланы до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, они все были предостерегающими увещевателями!
Говорили также: «Это — седина». Так считали ‘Икрима, Ибн ‘Уйаййна عكرمة يبن عيينة и другие, а Аллах знает об этом лучше, - заканчивает автор, поясняя тему этой главы.
Далее автор приводит 112-хадис:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет». (Аль-Бухари).
Ученые говорили: «Это означает, что после этого Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время».
Автор здесь приводит высказывания арабов, которые так же говорят: оправдания принимаются до известного предела.
Теперь, как обычно мы переходим к разъяснению данного хадиса:
В этом хадисе указание на то, что Аллах Всевышний предоставляет Своим рабам довод. Поистине, Аллах Всевышний дал нам разум, дал нам возможность понимать, отправил к нам посланников и даровал нам такое Писание, которое останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний послал к этой общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является последним из пророков. Он даровал ему великое знамение – Великий Коран!
Знамения, дарованные другим пророкам, исчезли после их смерти, и остались только рассказы об этих знамениях. Но, что касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то Великий Коран – знамение, дарованное ему, останется вплоть до Судного Дня. И его пророческая миссия заключена в том, чтобы передать слова Всевышнего нам и напоминать об учести жизни после смерти. Потому что, Аллах Всевышний сказал:
…قُلْ إِنَّمَا الْآيَاتُ عِندَ اللَّهِ وَإِنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُّبِينٌ…
«…. Скажи: «Воистину, знамения — у Аллаха, а я — всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель» (29:50-51).
Именно поэтому Пророк Мухаммад ﷺ остерегает нас: «Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет».
Поэтому человек должен в конце жизни стремиться побольше совершать праведных деяний, особенно, он должен стремиться выполнять то, что вменил ему в обязанность Всевышний Аллах. Человек, тем более под старостью лет, должен стараться больше просить у Аллаха прощения и воздавать Ему хвалу!
И, по достижении такого возраста, который упоминается в хадисе, человек уже лишится морального права говорить: «Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», — так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.