Урок 109. Глава 12. 112 хадис - Рияду ас-Солихин - Сады праведных
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:41
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 109. Глава 12. 112 хадис

Урок 109. Глава 12. 112 хадис

Урок 108. Глава 11. 111 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
15 мая 2024 1 570 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


О побуждении к совершению большего количества благого, (имеется в виду исполнение религиозных обязанностей и совершение всевозможных праведных дел, помогающих снискать благоволение Аллаха Всевышнего), в конце  своей жизни. И автор начинает сразу со слов Аллаха. Аллах Всевышний сказал:

 

  …أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُم مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ…

«…Разве не даровали Мы вам (достаточно долгую) жизнь, чтобы одумался в (течение этой жизни) тот, кто (хотел) одуматься? И(, более того,) приходил к вам увещатель…». (35:37).

 

Ибн Аббас и большинство других толкователей говорили: «Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?». «Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если захочет Аллах, мы приведём ниже», - продолжает автор.

 

Говорят так же: «Это означает: восемнадцать лет». Говорят также: «Это означает: сорок лет». Так говорили аль-Хасан (аль-Басри), الكلبي и مسروق, а кроме того, передают, что то же самое говорил Ибн Аббас.

 

Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения.

 

Говорят также: «Это — возраст совершеннолетия», иначе говоря, тот возраст, с которого человек начинает нести полную ответственность за свои действия.

     

Например есть взгляды ученых, например Имам аш-Шафи’и считал, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа — в восемнадцать. Т.е предел максимума.

 

Здесь мы видим, что среди толкователей Корана имелись разногласия о том, какой возраст имеется в виду в этом аяте. Некоторые сказали: «Шестьдесят лет». Другие сказали: «Восемнадцать лет». Третьи сказали: «Сорок лет». Четвертые сказали: «Речь идет о возрасте совершеннолетия».

       

Но на самом деле аят не ограничивается конкретным возрастом, ибо в разных случаях бывает по-разному. Бывают люди, которые начинают соблюдать религию еще даже до наступления восемнадцати лет. Другие же начинают соблюдать религию в более позднем возрасте. Всё зависит от того, когда к ним пришли увещеватели и знамения, в какой среде они жили, и так далее. Что же касается слов Всевышнего:وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ… «И(, более того,) приходил к вам увещатель», — то Ибн Аббас и большинство (других ученых) говорили: «Это — Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».   

 

Но вообще этот аят охватывает всех посланников Аллаха, которые были посланы до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, они все были предостерегающими увещевателями!

 

Говорили также: «Это — седина». Так считали ‘Икрима, Ибн ‘Уйаййна عكرمة يبن عيينة и другие, а Аллах знает об этом лучше, - заканчивает автор, поясняя тему этой главы.

 

Далее автор приводит 112-хадис:

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

 

«Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет». (Аль-Бухари).

 

Ученые говорили: «Это означает, что после этого Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время».

 

Автор здесь приводит высказывания арабов, которые так же говорят: оправдания принимаются до известного предела.

 

Теперь, как обычно мы переходим к разъяснению данного хадиса:

 

В этом хадисе указание на то, что Аллах Всевышний предоставляет Своим рабам довод. Поистине, Аллах Всевышний дал нам разум, дал нам возможность понимать, отправил к нам посланников и даровал нам такое Писание, которое останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний послал к этой общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является последним из пророков. Он даровал ему великое знамение – Великий Коран!   

 

Знамения, дарованные другим пророкам, исчезли после их смерти, и остались только рассказы об этих знамениях. Но, что касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то Великий Коран – знамение, дарованное ему, останется вплоть до Судного Дня. И его пророческая миссия заключена в том, чтобы передать слова Всевышнего нам и напоминать об учести жизни после смерти. Потому что, Аллах Всевышний сказал:

 

…قُلْ إِنَّمَا الْآيَاتُ عِندَ اللَّهِ وَإِنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُّبِينٌ…

«…. Скажи: «Воистину, знамения — у Аллаха, а я — всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель»  (29:50-51).

 

Именно поэтому Пророк Мухаммад ﷺ остерегает нас: «Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет».

 

Поэтому человек должен в конце жизни стремиться побольше совершать праведных деяний, особенно, он должен стремиться выполнять то, что вменил ему в обязанность Всевышний Аллах. Человек, тем более под старостью лет, должен стараться больше просить у Аллаха прощения и воздавать Ему хвалу!

 

И, по достижении такого возраста, который упоминается в хадисе, человек уже лишится морального права говорить: «Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», — так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi