Дәрістер топтамасы
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
По воле Аллаха, мы продолжаем цикл уроков на тему воспитания своего нафса (эго). Мы вместе с вами изучаем такие вещи, которые являются пороками (болезнями) сердца. Тема сегодняшнего урока - жадность. Имам Газали, да помилует его Аллах, пишет, что богатство в первую очередь подталкивает человека к греховному (запретному). Иногда человеку просто не хватает финансовых возможностей, чтобы совершить греховный поступок. Как только у человека проявляет возможность, деньги или имущество, если у него нет имана (веры), он приступает к желанным греховным делам, так как богатство, как мы знаем, придает человеку некую силу и уверенность. Также человек излишествует в делах "мубах" (дозволенных). К примеру, богатый человек привыкает к роскошному образу жизни, излишествует в затратах, если он по каким-то причинам теряет свое богатство, то испытывает большие трудности с переходом в другое состояние (экономность, бережливость). Желание обрести прежнее состояние, может подтолкнуть человека к греху.
Несмотря на то, что Пророк Мухаммад (ﷺ) был предводителем всех мусульман и правителем, тем не менее, он вел очень скромный образ жизни. В доме у Пророка (ﷺ) по словам матери правоверных Айши (р.а), месяцами из еды были только финики и вода. Конечно же, вести такой образ жизни, с нашим уровнем богобоязненности сложно.
В Коране Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (63:9).
Есть состоятельные, богатые люди, которые не в состоянии прийти в мечеть, посещать занятия, из-за нехватки времени, загруженности в работе. Есть люди, которые ведут скромный образ жизни, которые работают, при этом посещают занятия в мечети, читают коллективно намаз, в их жизни мы видим благополучие.
В риваяте (сообщении) от Исы (а.с) приводится:
«В жизни человека есть три бедствия: «Первое, это заработок недозволенным путем», его спросили: «А если дозволенным?", Иса (а.с) ответил: «Второе, расходовать не надлежащим образом», его спросили: «А если правильно расходовать?», Иса (а.с) ответил: «Третье бедствие, беспокойство за сохранность и приумножение имущества отвлекает от поминания Аллаха».
Для укрепления веры, богобоязненности, знания, человеку нужны - покой сердца, гармония души. Если же сердце обеспокоено только имуществом, в голове тысяча цифр, дел, то сложно в таком состоянии укреплять богобоязненность. Как говорил Пророк Мухаммад (ﷺ):
«Цените пять вещей, пока их не заменят другие пять …»,
одна из этих вещей — это свободное время. У людей с большим количеством имущества, как правило, мало свободного времени. В целом, что касается имущества, чтобы человек в заработке не шел по запретному пути, чтобы не подвергался такому пороку сердца, как жадность, у человека должно быть довольство, умеренность. То есть, если человек имеет средний достаток и довольствуется этим, то это милость, дарованная ему Аллахом.
Пророк (ﷺ) в хадисе сказал:
«Тот, кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточно пропитания, чтобы хватило ему на один день, то можно сказать, что весь мир был дарован ему».
То есть, не смотря на то богатство, имущество человека, у него должно быть довольство. Если у человека не будет довольства, а наоборот увлеченность к имуществу, если он даже не богат и не владеет большим количеством имущества, то его сердце будет в беспокойстве, как у богатого. В его сердце не будет покоя, и времени для поминания Аллаха.
В другом хадисе Пророк (ﷺ) говорит, о жадном приобретении имущества:
«Если бы сын Адама (человек) обладал двумя долинами, полными золота, то он захотел бы и третью, а если бы он обладал тремя, то непременно захотел бы и четвертую. Ибо не насытятся глаза сыновей Адама кроме, как землей».
Так же в хадисе от имамов Бухари и Муслима, Посланник Аллаха (ﷺ) говорит: «Человек стареет, но две вещи у него не стареют, это надежда и любовь к имуществу».
В хадисе, Пророк (ﷺ) сказал:
«Поистине, Джибриль внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь брать удел наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».
Пророк (ﷺ) сказал ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах):
«Не завидуй тому, кто собрал имущество недозволенным путем, поистине, если он будет раздавать милостыню из этого имущества, то не будет это у него принято. А если он оставит это имущество, то оно будет его багажом в ад».
Как человеку очистить свое сердце, избавиться от прельщения вещами?
Первое, что необходимо, по словам имама Газали, это бережное расходование. Чем больше у человека потребность, тем больше у него расходов. В хадисе от имамов Бухари и Муслима, Пророк (ﷺ) сказал:
«Поистине, Аллах Мягок, и Он любит мягкость во всем».
При расходовании средств человек не должен выходить за рамки. Экономный подход к затратам, как в нужде, так и в достатке.
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Есть три качества, которые спасут человека:
1) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто при людях, так и скрытно;
2) бережно, экономно тратить, как в нужде, так и в богатстве;
3) справедливость, как в гневе, так и в хорошем, радостном состоянии».
Второе, нужно довольствоваться тем, что имеешь. Не страдать о том, что тебя может ожидать в будущем и в этом человеку помогает надежда. То есть человек получит свой удел, независимо будет ли он переживать, расстраиваться или нет. Боязнь и переживание не являются причинами получения удела, поэтому лишнее проявление этих качеств за свой удел, являются наущениями шайтана.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Шайтан пугает вас бедностью и старается отвратить вас от благодеяний...» (2:268).
Некоторые говорят, завтра поднимется доллар, будет инфляция, закят (обязательная милостыня) не давай, лучше вложи деньги и тому подобное.
Так же в Коране говорится:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает» (65:2).
У Аллаха много путей наделения человека уделом. Когда перед человеком закрывается какая-то дверь удела, он не замечает другие двери. Иногда человек ожидает доход только от зарплаты или премии, так как его сердце привязано к этой зарплате. Но Аллах наделяет человека уделом оттуда, откуда он не ожидает. В такой ситуации упование на Аллаха должно быть сильное.
В хадисе Пророк (ﷺ) сказал:
«Каждое утро, когда просыпаются рабы Аллаха, спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение», а другой обращается к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, приведи скупого к ущербу!».
Третье, что необходимо для избавления от прельщения вещами — это знание того, что довольствующий будет уважаемым, если же будет претендовать на чужое, то лишится уважения.
Если у человека нет имущества или его очень мало, то он должен проявлять довольство, а у богатого человека должно быть такое качество как щедрость.
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них, они приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них, они приведут в Ад».
Пусть Аллах наградит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть примет все наши поклонения! Аминь!