Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
Мир вам и благословение Аллаха! По воле Всевышнего мы продолжаем с вами уроки по книге Абдул Хамида аль-Газали «Ихъя улюмиддин».
Мы изучаем виды грехов, которые человек совершает посредством языка. На прошлом уроке мы остановились на обмане в словах. Касательно обмана, Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«В День Суда Всевышний Аллах не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них. Такими окажутся: Блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом и горделивый бедняк» (Муслим).
Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил людей:
«Не сообщить ли вам о том, что относится к числу тягчайших грехов?». Мы сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это Пророк (ﷺ) полулежал опираясь на локоть, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это ложь и лжесвидетельство!»,- и он продолжал повторять эти слова, пока мы не подумали: «Нет, он не умолкнет». (Бухари, Муслим, Тирмизи)
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Самые большие грехи: придание сотоварища Аллаху, убийство человека и ложная клятва». (Бухари)
Если человек посредством ложной клятвы навредил, ущемил в правах других, тем самым он совершает двойной грех.
Человек несет ответственность за последствия лжесвидетельства и сокрытия свидетельства. В хадисе сказано:
«Если кто скроет свидетельство, это равно лжесвидетельству».
Айша (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) наиболее ненавистно относился ко лжи своих сподвижников. Если в его присутствии кто-то обманывал, то это обстоятельство не покидало мыслей Посланника Аллаха (ﷺ) пока человек, лгавший при нем, не покается.
Как-то Абу Бакр (р.а.) стоя на минбаре сказал, что Пророк (ﷺ) говорил:
«Будьте честными, потому что честность приводит к праведности, а праведность приводит к Раю. Остерегайтесь лжи, потому что она приводит к безнравственности, а безнравственность приводит к Аду».
Так же есть много высказываний сахабов и табиинов про ложь и лжесвидетельство. Так же к лжесвидетельству относится фетва по незнанию.
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) говорил:
«До тех пор, пока я не увижу воочию, самый красивый из вас тот, у кого самое красивое имя. Когда же я увижу, самым приятным из вас будет тот, чья нравственность лучше. А самым близким из вас для меня, после того как я испытаю вас, станет тот, кто самый честный и праведный!».
Имам Шааби сказал: «Мне не известно кто будет в аду ниже, скупой или лжец».
Малик ибн Динар также призывал к честности: «В наших сердцах ложь и истина ведут извечную борьбу, которая не прекратится, пока человек не выберет, на чьей он стороне».
Ложь является запретной, так как она наносит вред тем, кому лгут, и другим людям. Но есть случаи, когда ложь дозволяется, а в некоторых случаях даже обязательной. Например, если правдивые слова приведут к смерти человека, который скрывается от притеснителя, ложь является обязательной.
Имам Абу Хамид аль-Газали поясняет, что слова служат средством достижения целей, а всякой похвальной цели можно достичь как с помощью правды, так с помощью лжи, прибегать к которой категорический запрещается, если в этом нет крайней необходимости. Если намерение совершить благое или действие, которое является уаджибом, можно сказав правду или солгать, то ложь в таком случае будет запретной (харам). Если возможно совершить только сказав неправду, к примеру, на войне чтобы не пролилась чья-то кровь, то в таком случае, ложь будет обязательной. Об этом говорится во многих хадисах.
Как приводится от Умму Гульсум (р.а.) Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Тот, кто налаживает отношение между людьми, говорит для этого хорошие слова и доводит для людей хорошие слова, не является лжецом».
То есть ложь допустима, когда необходима примерить мужа и жену, предотвращение смуты в семье, в отношениях с родственниками или народов.
Второй случай дозволенности лжи – когда дело касается войны. (Военная хитрость)
Третий случай – ложь мужа, сказанная жене с целью сохранения благополучия в семье. К примеру, когда муж говорит жене, что приготовленная еда очень вкусная или как она сегодня прекрасно выглядит. То есть случаи лжи мужа жене или жены мужу, когда сказанные слова не совпадают с тем, что он думает, считается дозволенными, если они направлены чтобы укрепить семейные отношения.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжет, старается примирить людей друг с другом и сообщая им нечто благое». (Бухари, Муслим)
Если притеснитель ищет, с намерением отобрать доверенное человеку чужое имущество, человек обязан солгать, чтобы сохранить доверенное имущество. Если же он расскажет, тем самым лишится имущества, то он обязан возместить убытки тому человеку, который доверил ему это имущество.
В основном ложь дозволяется, когда дело касается прав другого человека. К сожалению, на сегодняшний день можно наблюдать ложь, в основном когда дело касается самого человека, его честь, достоинства и т.д.
Дозволенность хитрости, отговорок и двусмысленности в словах упоминается в хадисах.
Сообщается, что как-то раз (во времена, когда были гонения против Посланника Аллаха (ﷺ) и за его голову давали сто верблюдов) Пророк (ﷺ) вместе с Абу Бакром (р.а.) встретили группу многобожников, которые спросили: «Откуда вы?» и Абу Бакр сказал: «Мы из воды», имея ввиду слова Аллаха: «Создан (человек) из воды изливающейся». Тогда те переглянулись и спросили: «Кто это рядом с тобой?», Абу Бакр ответил: «Это мой проводник», имея ввиду проводника на истинный путь, и затем они ушли.
От Айши передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо испортит омовение во время молитвы, то пусть возьмется за нос и уйдет (из ряда)». То есть чтобы человек сделал вид, что у него кровотечение из носа, чтобы люди не подумали о нем плохо и т.п. и это не имеет никакого отношения ко лжи.
Когда к Ибрахиму Наха'и приходил кто-нибудь, к кому он не хотел выходить, он говорил своей горничной: «Скажи ему: «Поищи его в мечети», но не говори: «Его здесь нет», чтобы не солгать».
Допускается также и преувеличение, к которым часто прибегают люди, например, когда говорят: «Я звонил тебе сто раз!»
Двусмысленность в словах дозволены в исламе, когда в этом есть нужда и польза. В иных случаях прибегать к отговоркам и говорить двусмысленные вещи нежелательно.
Что касается запретной лжи, к которой многие относятся снисходительно Асма бинт Умейс (р.а.) рассказывает:
«Когда мы сидели у Айши (р.а.), Пророк (ﷺ) поставил перед нами еду и предложил поесть. Мы ответили, что не хотим есть. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Вы не совмещайте голод и ложь».
То есть даже маленькая ложь будет записана на ложь.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Поистине, к числу величайших видов лжи относится объявление человеком себя сыном не своего отца, заявление о том, что он видел во сне то, чего он не видел, или приписывание Посланнику Аллаха (ﷺ) того, чего он не говорил». (Бухари)
По воле Аллаха на следующем уроке мы расскажем про другие виды греха от языка. Пусть Аллах убережет наши языки от лжи.