Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 108: Этикет мусульманского братства. Часть 6
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке, мы с вами изучали обязанности мусульманина перед своим братом мусульманином, а именно обязанности, связанные с языком. Мы говорили, что в одном случае это связано с молчанием, в другом случае с речью. В целом, когда приводится обязанность молчания, подразумевается, когда стоит молчать и о чем не нужно говорить. Последнее, о чем мы говорили – неразглашение тайн своего брата.
Имам Абу Саид ас-Саури (رحمه الله) сказал: «Если хочешь побрататься с кем-либо, разозли его и раскрой ему одну тайну. Если он сохранит его, то дружи с ним. Если же в гневе раскроет твою тайну, то не дружи с ним».
У имама Абу Язида (رحمه الله) спросили: «Каких людей ты выбираешь себе в друзья?», он ответил: «нужно дружить с тем, который зная о тебе все, скрывает это, как скрывает Аллах».
Также от ученых передается: «не дружите с теми, кто меняется в четырех случаях: когда злится, когда доволен, когда надеется на что-то и когда желает что-то». Имам Газали приводит, что истинная дружба должна быть стабильна во всех четырех случаях.
«Абдулла ибн Аббас, не смотря на молодой возраст участвовал в собраниях, совещаниях Умара (رضى الله عنه), был его приближенным. В один день Аббас (رضى الله عنه) сказал своему сыну Абдулле: я вижу, как Умар относится к тебе, как он ставит тебя выше даже тех, кто намного старше тебя по возрасту. Посему прими от меня и заучи пять вещей: не раскрывай его тайну, перед ним не хули никого, пусть он не видит от тебя никакой лжи, не препятствуй его приказам и пусть он не увидит от тебя никакого зла. На что Абдулла сказал: каждое из этих слов лучше тысячи».
Еще одна обязанность касательно молчания перед вашим братом – не нужно вступать с ним в споры по каждому вопросу. Ибн Аббас (رضى الله عنه) сказал:
«Не спорь с глупцом, это навредит тебе, не спорь с умным, он отдалится от тебя».
Пророк Мухаммад ﷺ в своем хадис-шарифе сказал:
«Тому, кто решится оставить спор, будучи правым построят дом на самом высоком месте в Раю; а тому, кто оставит спор, будучи неправым, построят дом в окрестностях Рая».
Оставление спора, молчание будучи правым, сильно бьет по нафсу. Поэтому Пророк ﷺ обещал за это дом на самом высоком месте Рая. Даже если человек прав, он должен оставить споры, особенно с братьями. Так как частые споры, поправления, охлаждают отношения между вами.
Имам Газали приводит, что частые поправки речи человека, означают, как если бы говорили ему, что он невежда. Как будто вы говорите: я лучше, я знаю больше, поэтому я исправляю твою речь. Поэтому не нужно цепляться к словам, исправлять, делать замечания.
Пророк Мухаммад ﷺ в своем хадис-шарифе сказал:
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг друга и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!» - и посланник Аллаха ﷺ трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!».
Имам Газали приводит, что одна из основных вещей, которая охлаждает отношения – это частые споры, исправления, нравоучения. С одной стороны, это приравнивание человека к невежде, с другой попытка показать себя умным, особенным относительно своего брата. Пророк Мухаммад ﷺ еще в одном хадисе сказал:
«Оставьте споры, так как в них мало благого».
Поэтому не исправляйте каждое слово своего брата, лишь при необходимости исправляйте, в остальном же молчание, является обязанностью перед братом мусульманином. Имам Газали также приводит, что частые споры являются чуждыми для благонравного человека. Если вы не можете приблизить брата посредством имущества, вы можете приблизить его своим благим нравом. Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе сказал:
«Поистине, вы не сможете охватить всех людей своим имуществом, так охватите их всех своей улыбкой и благим нравом». (Имам Хаким).
Следующая обязанность перед братом, это обязанность говорить. Имам Газали говорит, братство требует как молчание, не говорить то, что не нравится твоему брату, так и требует говорить то, что нравится брату мусульманину. Это нужно для укрепления братских отношений, как и молчание. Для человека нужен брат, чтобы получать от него пользу и для этого слова, разговоры необходимы. Имам Газали приводит, что человеку нужно говорить все слова, которые любит его брат, кроме тех что могут навредить тебе и разгневать Аллаха. Если эти два условия соблюдены, то не нужно жалеть хороших слов своему брату. Нужно связываться, спрашивать о здравии своего брата, если у него трудности, дать знать, что ты сопереживаешь. Если у него какая-нибудь радость в жизни, поздравить его, выразить свою радость за своего брата. Говорить слова поддержки, призывать к терпению, таким образом выполнять свои братские обязанности. Имам Газали приводит, что братство — это быть вместе в горе и радости. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Если кто-то из вас любит своего брата, то пусть скажет ему об этом».
Хадис передали имам Тирмизи, Абу Дауд и Хаким. Причина такого повеления Пророка ﷺ, заключается в том, что если вы скажете брату об этом, то и у него проявится к вам любовь, это обрадует его и укрепит между вами братство. Также нужно называть своего брата именем, которое ему нравится, в его присутствии и отсутствии. Умар (رضى الله عنه) сказал: «Три вещи укрепляют любовь между братьями: при встрече здороваться первым, уступать место на собраниях, называть его любимым именем».
Если вы знаете о нем что-то хорошее, нужно говорить об этом, будь то связано с его домом, детьми, автомобилем. Но конечно же здесь не должно быть лживых слов, обмана, лести. То есть при разговоре о его хороших сторонах не нужно выходить за рамки. Но если вы знаете о его хороших сторонах и не говорите об этом, замалчиваете, то это может относится к зависти. Кто не способен похвалить человека за доброе намерение, тот не сможет похвалить его за доброе деяние. Если человек попытался и даже если у него не получилось, вы должны поблагодарить его на намерение ради довольства Аллаха.
Также самое большое, что укрепляет любовь между братьями, это защита своего брата, его чести и достоинства. Если при вас оскорбляют, злословят, сплетничают, поносят вашего брата, если вы молчите, зная истину, то это очень плохое деяние, которое приводит к ненависти и охлаждению отношений. Вы должны защищать честь и достоинство вашего брата, как если бы защищали его самого на поле битвы. Если на вашего брата нападает стая собак, и вы бездействуете, это не правильный поступок. Здесь же собаки из числа людей поедают мясо вашего брата, и вы должны защитить своего брата. Всевышний Аллах сравнил гыйбат с поеданием мяса человека. Поэтому защита чести и достоинства вашего брата, является вашей обязанностью перед ним.
Один имам сказал, если моего брата злословят, я защищаю его, представляя себе, что он находится рядом со мной. Представляю, что он пожелал бы чтобы я сказал, и говорю это. Это показывает вашу честность в религии, желать ему того, что желаешь себе, что ненавидите для себя, ненавидеть и для своего брата, что любите для себя, любить и для своего брата, злиться за своего брата, как злитесь за себя, переживать за своего брата, как переживаете за себя. Это показывает вашу искренность. Если в братстве нет искренности, это превращается в нихак (что означает двуличие).
Следует защищать своего брата как в его присутствии, так и в его отсутствие. Имам Газали приводит, искренность к своему брату — это одинаковое состояние в его присутствии и отсутствии, когда сердце и язык едины, когда скрытое и явное едино, быть единым с джамаатом и наедине, быть единым в согласии и разногласии. Еще одна обязанность, связанная с языком это назидание. Так как человек нуждается в знании так же как нуждается в имуществе. Если ты богат знаниями, то должен делиться им со своими братьями. Имам Абу Дауд передал от Пророка ﷺ:
«Мусульманин для мусульманина - зеркало».
То есть он должен исправлять себя смотря на тебя, исправлять свои недостатки. Вам следует говорить слова назидания с ним наедине, словами, которые не заденут его. Но нельзя умалчивать, боясь его обидеть. В основе человек с провинностью должен радоваться, когда умный человек выводит его на индивидуальный разговор и говорит назидания. Так как этим он спасает его от зла. Вы же не будете злиться если к вам подойдет человек и скажет, что у вас на одежде скорпион или паук. Другими словами, если ваш брат говорит вам о ваших отрицательных качествах, не нужно злиться на это. Поэтому Умар (رضى الله عنه) сказал: «Пусть Аллах наделит благом того, кто подарил своему брату его недостаток». В другом риваяте казано:
«Пусть проявит Аллах свою милость тому, кто укажет на мои ошибки».
То есть они принимали это как некий подарок, так как посредством этого вы избавляетесь от зла ахирата.
Относительно плохих качеств в человеке имам Газали сказал, что назидание должно говориться о тех качествах, которые не известны вашему брату, которых он не замечает. Если это качество ему известно, то вам следует очень мягко ему сказать об этом. Если он знает о своих недостатках и скрывает это, а вы узнали об этом, не нужно начинать разговор словами: оказывается, ты такой, я узнал, что у тебя то-то и т.п. То есть нельзя говорить открыто, нужно донести как можно деликатнее, мягче. Если же он знает о своих ошибках, открыто совершает их, и не принимает назидания, то не нужно надоедать ему каждый раз напоминая ему при встрече. Если плохое качество вашего брата относится к вам, то вы должны проявлять терпение, не нужно говорить ему, относись ко мне так-то или так-то. Если это касается религии, его ахирата, пользы или вреда, то вы должны говорить ему об этом.
Есть и другие обязанность перед нашими братьями. По воле Аллаха расскажем о них в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».