Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллах мы продолжаем цикл уроков по воспитанию своего нафса, по книге имама Газали, «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы начали новую главу книги, которая называется «Благодеяния, являющиеся причиной избавления». Так же мы сказали, что первая причина — это покаяние, что покаяние – очень важно и что человек не должен затягивать с этим. В основе своей покаяние — это обязанность для каждого мусульманина, которое должно совершаться незамедлительно, так как смерть приходит внезапно и человек может отправиться на тот свет грешником.
Так же на прошлом уроке мы рассказывали, что для искреннего покаяния, человек должен обладать знанием о наказаниях за дурные деяния. Человеку следует больше читать Коран, хадисы, ведь бывает так, что человек теоретически знает о последствиях греха, но у него не хватает твердости веры для того чтобы устоять перед искушением. Поэтому мусульманин должен стараться не только укреплять свою веру знанием, но и совершать больше поклонений и поминаний Всевышнего.
Вторая причина — это раскаяние. Человек оставит грехи тогда, когда у него в сердце появится сожаление. Невозможно оставить грех, не раскаиваясь в содеянном. Каким должно быть раскаяние? На прошлом уроке мы говорили, что это подобно огню, который горит изнутри, это сожаление, которое накрывает человека целиком.
Имам Абу Хамид аль-Газали приводит такой пример, врач может сообщить человеку о том, что его сын болеет и жить ему осталось недолго. Он это говорит, изучив его болезнь, по результатам анализов т.п. Но по воле Аллаха его сын может излечиться, такое тоже встречается. Как и Господь сообщает нам, что человека ждут тяжкие последствия за грехи. Разница в том, что если врачи не дают сто процентную гарантию, то слова Всевышнего — это истина. Если болезнь присутствует в его сыне, это не значит неминуемую гибель, так как Аллах может излечить его. Но когда человек совершает грех, его явно постигнет наказание. Ведь человеку в первую очередь дорога его душа, его жизнь. Так почему же в сердце тяжело, когда человек слышит о смертельной болезни своего сына, но не тяжело, когда Аллах обещает вечные муки в Аду? Раскаяние человека перед Аллахом должно быть сильнее любых ситуации в этой жизни. Такое раскаяние, которое станет причиной оставления греха.
Ученые говорят, что причина настоящего покаяния – это мягкость сердца, искренние слезы, что искреннее покаяние сопровождается слезами, ибо это свидетельствуют о чистоте помыслов.
Еще одно проявление настоящего покаяния – когда в сердце человека преобладает горечь сожаления чем сладость наслаждения греховным.
Кто-то может задаться вопросом, как человек может почувствовать горечь от греха, который так сладок нашему нафсу? Ученые объясняют, к примеру, если в сладкий мед добавить вредное вещество, которое приведет к облысению или поражению органов человека и т.п. Будет ли он и дальше так сладостно есть этот мед? Нет, наоборот, мед станет для него ненавистным, может даже и продукты, которые содержат мед.
Или приведу другой пример, как-то в гостях на стол подали еду, где была колбаса. Она была халяльная, проверенного производителя. Но один гость отказался есть колбасу, когда хозяин дома спросил почему? Он сказал: «Я работал на колбасном заводе и знаю, как она делается». По всей видимости этот человек работал там, где не соблюдали санитарные нормы и производство было не халяльным. Но теперь он не ест абсолютно все колбасные изделия и чувствует к ним отвращение.
Так же и человек может чувствовать горечь от греховного. К примеру, есть грехи, которые гневят Аллаха, или «риба» которое считается хуже, чем «зина». Другими словами, когда человек познает, насколько вредят состоянию в загробном мире совершенные грехи, тогда он в сердце почувствует горечь, когда будет вспоминать о них. Вам следует почувствовать вкус горечи греха, так как у каждого греха есть последствие. Поэтому покаявшийся человек должен взглянуть на себя, что он чувствует, когда вспоминает о совершенных грехах? К примеру, если человек говорит: «Эх, были времена, мы были тогда еще молоды и т.д.», если человек говорит мечтая, скучая по тем временам, то это не является словами искренне покаявшегося. Как говорил Хасан аль-Басри: «Покаявшийся человек это тот, который плачет, когда вспоминает о своих грехах».
Следующий шаг (после покаяния), который должен совершить человек, это твердое решение больше не совершать грех. То есть конкретное решение без всякой двойственности. И это решение должно привести к коррекции своего отношения к дурному, совершенному в прошлом, деяниям, искупляющим грех в настоящем и твердому намерению в отношении будущего.
Касаемо прошлого, следует вспомнить все свои грехи и возместить или восполнить их, попросить прощения, совершать много поминаний Аллаха, совершить противоположное греху деяние. К примеру, пропущенные намазы или пост. Это требование к действиям покаявшегося относительно прошлого. Пророк (ﷺ) в хадисе сказал:
«Будь богобоязненным, где бы ты ни был! Вслед за грехом соверши благое, и оно сотрет твой грех!».
К примеру, если человек раньше продавал спиртное, то после покаяния ему, как вариант, следует продавать напитки, приносящие пользу. Иными словами, благое действие должно быть оппозитным проступку.
Если вы недодали кому-то деньги, вы не можете искупить это просто прося прощения у Аллаха. Вы должны расплатиться с этим человеком, в случае, если это невозможно - дать милостыню от его имени. Таким образом, каждое дурное действие может быть восполнено противоположным благодеянием.
Действия настоящего времени – это оставление греха. Касаемо будущего – это твердое решение в сердце, никогда не совершать этот грех. Может ли человек совершить проступок после того, как обещал его больше не совершать? Может, так как человек не обладает праведными качествами пророков. Способность принести покаяние не является гарантией не совершения греха в будущем.
Когда вы принимаете решения более не совершать грех, у вас в сердце не должно быть двоякой мысли. Если у вас в мыслях есть намерение совершить его потом, через год… то это не будет считаться твердым решением в сердце, а твердое решение является одним из признаков настоящего покаяния.
К примеру, человек курит, или употребляет вредные продукты, в итоге попадает в больницу. Врач ему назначает диету, после того как человек выходит из больницы, он обычно дает себе слово, что больше не будет есть вредную пищу и строго соблюдает диету. Но через некоторое время он начинает забывать, как он мучился, как он болел, и начинает нарушать диету, нарушать свое обещание.
Когда человек говорит, что он больше не будет совершать греховный проступок, в его сердце должно быть твердое убеждение в этом. Человеку следует стремиться к этому и прилагать всевозможные усилия. Однако, человек может оступиться, когда искушение берет верх, но это не будет означать что его намерение было несерьезными. Поэтому при принятии решения у человека не должно быть сомнения или двоякости, он должен твердо принять решение, что больше не совершит проступка.
Это все, в целом, условия настоящего покаяния. Если вы будете соблюдать все эти условия, и если на то воля Всевышнего, Он простит вас. Может ли покаяние делиться? Может ли человек покаяться в одном, при этом совершать другой грех? Возможно ли раскаяние в больших грехах и при этом совершение малых грехов? По воле Аллаха рассмотрим эти вопросы на следующих уроках. Пусть Аллах благоволит нам самое искренне, настоящее покаяние.