Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 64. Намерение, искренность и честность. Часть 2
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы начали тему: «намерение, искренность и честность». Мы разбирали, что такое намерение, виды намерений и на какие деяния влияет намерение. Следующий вопрос, который затрагивает имам Газали (رحمه الله) это то, что намерение не зависит от воли и пожелания человека. То есть человек не властен над своими намерениями.
Имам Газали (رحمه الله) приводит, когда тот, кто не познал истинную суть намерения, услышав хадис Пророка ﷺ, что деяния зависят от намерения, думает, что достаточно сказать языком: «намереваюсь совершить тот-то, ради довольства Аллаха». К примеру, когда человек говорит намерение перед тем, как преподавать, перед употреблением пищи, чтением Корана или совершением намаза. В основе, суть намерения не в том, чтобы быть произнесенным языком, в первую очередь это внушение для самого себя, но это не истинное намерение.
Намерение – это старание, желание и склонение сердца к тому, что он считает полезным сейчас или в будущем. Это желание, человек не может найти в себе проговорив языком свое намерение. К примеру, если сытый человек скажет «намереваюсь принять пищу», и заставит себя съест пару ложек, то его намерение не будет считаться. Так как он сыт, и у него нет аппетита, у него внутри нет желания поесть что-либо. Если человек говорит то, что у него в сердце — это считается истинным намерением. Если же он языком проговаривает то, чего нет в его сердце, чего он не желает, к чему нет склонности, нет любви, то это не считается истинным намерением.
К примеру, когда человек намеревается совершить поклонение, то он знает, что это для него благо, в этой жизни и в будущей, он осознает это, и это считается истинным намерением. Если же в его сердце преобладает любовь к мирскому, то сердце будет желать мирского и проявлять склонность к нему, в таком случае намерение человека не будет считаться истинным. Для укрепления своего намерения, человеку необходимо в первую очередь укрепить свою веру.
Некоторые ученые не выполняли деяния «нафль», к примеру имам Сирин (رحمه الله) передает, что он не участвовал в джаназа намазе Хасана аль Басри, когда его спросили, почему он не присутствовал, он ответил: «У меня в сердце не было намерения участвовать в джаназа». В другом примере, когда у ученых спрашивали будут ли они делать тот-то, они отвечали: «я сделаю, если Аллах даст в сердце намерения на это».
Когда имама Тавуса просили сделать дуа, он говорил: «я сделаю дуа за вас, когда в сердце будет намерение».
Имам Дауд ибн аль-Мухаббар написал книгу «аль-Акль», но он был слаб в хадисоведении. Когда он дал прочесть ее имаму Ахмаду, тот быстро пролистал книгу и возвратил ему. Когда имам Дауд спросил, почему он не прочитал ее, и так быстро вернул ему книгу, имам Ахмад сказал: «В книге приведены много хадисов со слабым иснадом (ссылкой)». Тогда имам Дауд сказал: «Когда я писал эту книгу, я не учитывал иснад хадисов, я смотрел по деяниям согласно хадисам, которые помогли мне, принесли мне пользу, поэтому я и применил их». На что имам Ахмад сказал: «Тогда дай мне ее, я посмотрю еще раз на книгу твоим взглядом». Через некоторое время, вернув книгу, имам Ахмад сказал: «Пусть Аллах будет доволен тобой, я получил пользу от этой книги».
То есть, когда в его сердце появилось желание вновь прочесть эту книгу он получил для себя пользу, а когда он взял книгу чтобы только посмотреть на иснады хадисов, он сразу вернул ее. Другими словами, намерение человека напрямую влияют на его действия. Намерение человека происходит от любви к чему-либо, когда человек желает что-то, тогда и намерение его стремится к этому.
К примеру, человек пришел сильно уставший после работы, у него нет желания совершать намаз, но он мысленно сказал себе, что надо, и прочитал намаз. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит нам разные степени намерения. Самое слабое намерение – это поклонение из-за боязни наказания огнем ада. Когда человек говорит, что нужно совершить намаз, иначе я совершу проступок и буду наказан. Истинное же намерение – это поклонение с внутренним убеждением и ощущением того, что Аллах достоин поклонения, возвеличивания, с проявлением любви и желания. Например, вы работаете на человека, который вам не нравится, но вы выполняете все его поручения, так как это ваша обязанность, иначе он может вас уволить. Или же у вас есть устаз, у которого вы обучаетесь, которого вы любите и всегда готовы сами помочь ему, выполнить его просьбу. Это два разных случая, два разных намерения. Также и в поклонении Господу. Поэтому поклонение из-за боязни огня ада считается самым слабым намерением.
Некоторые ученые говорили, что они много лет боролись со своим намерением, и только спустя годы познали истинное намерение. Это говорит, насколько важно и непросто формирование истинного намерения, которое исходит от сердца, а язык лишь подтверждает это словами. Если намерение не исходит от сердца, то ваше слово «намереваюсь» не будет считаться истинным намерением.
К примеру, одни женятся в двадцать лет другие в тридцать или сорок, и намерения могут быть у них разные. Одни бояться совершить прелюбодеяние, другие хотят завести детей, увеличить умму мусульман. Есть люди, которые любят женщин, разные напитки, среди которых могут быть и запрещенные, но они боятся, что в будущей жизни лишатся рая, поэтому совершают поклонения. Имам Газали (رحمه الله) говорит, что такие люди поклоняются ради своих желаний и живота. Но Всевышний знает о слабости людей и по Своей Милости сделал дозволенным совершать поклонения желая рая. Но самая наивысшая степень намерения в поклонении – это не желания блаженства в раю, или боязнь наказания огнем ада.
Истинное намерение – когда любовь к Аллаху в вашем сердце подталкивает вас совершать поклонение.
Вторая степень намерения, когда человек совершает деяния ради благ. К примеру, ваш работодатель обещал дать премию за хорошие результаты в работе, поэтому вы стремитесь выполнить план работы. Так же и в поклонении, когда человек стремиться попасть в Рай и вкусить его плоды, испытать наслаждение, радость и покой.
Нам следует привить в своем сердце намерение деяния ради Аллаха, ведь Всевышний мог и не создавать Ад и Рай, Он и без этого достоин поклонения, Он мог бы просто приказать нам поклоняться Ему. Когда мы читаем намаз, у нас должно быть намерение, что Аллах достоин этого, а не боязнь того, что вы согрешите.
Однажды, Абу Язид аль-Бистами во сне спросил: «О, Аллах, каков же путь к Тебе?» и Аллах сказал: «Оставь себя и приходи». То есть, оставь свою заинтересованность обоими мирами, не принимай ничего и никого, кроме Всевышнего Аллаха. Даже когда человек желает попасть в Рай, его намерением должно быть увидеть лик Аллаха в Раю. Так как наивысшая награда в Раю – это увидеть лик Аллаха. По сравнению с этим другие блага рая покажутся ничтожными. В Коране сказано:
«Тем, которые творили добрые деяния, (уготовано воздаяние) доброе и даже с придачей». (10:26)
Под «с придачей» здесь подразумевается возможность увидеть лик Аллаха.
Имам Газали (رحمه الله) приводит, что из-за намерения человека, мубах (дозволенное) может стать выше, чем поклонение. К примеру, вы держите пост, вас позвали в гости, и чтобы порадовать братьев, нарушили свои нафль пост, сели за стол и начали трапезничать со всеми. В этом случае ваше намерение стоит выше нафль поста. Пророк ﷺ говорил: «как вы можете говорить, что вы поститесь, когда вас так ждали и встречают ваши братья?». (По воле Аллаха более подробно разберем этот вопрос, когда будем изучать эту тему).
Но если вы держите пост, а вас позвали в гости, и вы сильно хотите есть, приготовили ваше любимое блюдо, слюни текут, очень хочется поесть и попить, и вы говорите, ладно нарушу свой нафль пост ради братьев, которые ради меня накрыли стол и т.п. Но это не будет считаться вашим основным намерением, так как главным намерением у вас в сердце будет вкусить все эти сладости. Если человек искренне хочет порадовать братьев, или родителей, которые пришли к вам в гости, а вы в этот день держите пост, то человек не будет наедаться своих любимых блюд. Это для того, чтобы испытать себя, чтобы узнать какого ваше истинное намерение. В целом, как говорил Пророк ﷺ, каждый человек получит по своему намерению. Но иногда ваше деяние (мубах) с благим намерением лучше, чем деяние (нафль), которое совершается с трудом и без желания.
Имам Газали (رحمه الله) приводит еще один пример, когда человек долго читает Коран, устает и решает отдохнуть, развеяться, и тогда этот отдых будет считаться лучше, чем если он будет читать Коран без желания. Поэтому Али (رضى الله عنه) говорил, что нельзя мучать сердце, иначе оно станет слепым.
По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».