Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
Мир вам уважаемые зрители! По воле Аллаха мы продолжаем уроки на тему воспитания своего нафса, по книге Абу Хамида аль-Газали «Ихъя улюм ад-дин». Сегодня мы завершим тему: «грехи языка». На прошлых уроках мы изучили - «гыйбат». Сегодняшняя тема, грех, который человек совершает посредством своего языка – «аль мадх», - неуместная похвала. Наша религия порицает неуместную похвалу, особенно если похвала говорится в лицо.
Восхваления могут привести к шести бедам, четыре из них тому, кто восхваляет, и две тому, кого хвалят.
Четыре беды восхваляющего:
1. Когда человек проявляет неумеренность в восхвалениях, что может привести его ко лжи.
2. Это – рия (показуха). Когда человек искренне восхваляет другого, он показывает, что любит его. Если же вы не любите этого человека, но при этом восхваляете качествами, которых у него нет, то вы совершаете два греха: лжете и совершаете рия. Это действия лицемера.
3. Когда человек говорит то, в чем сам не удостоверился. Как-то раз, некий человек восхвалял другого рядом с Пророком (ﷺ). Услышав это Посланник Аллаха сказал:
«Горе тебе! Ты отрубил шею своему брату, если бы он услышал это, то он не обрадовался бы».
Затем добавил: «Когда кому-нибудь из вас случится восхвалять своего брата, пусть скажет: «Я считаю такого-то - таким-то, если ему кажется (если он действительно так думает, если это повеление его сердца), что он таков, однако я никого не восхваляю перед Аллахом».
В ранние времена, когда ученые давали характеристику своим ученикам говорили: «мы считаем, что-такой-то ученик хороший, такой-то лучше, но Аллах знает лучше, мы никого не восхваляем перед Всевышним».
Однажды, когда Умар (р.а.) услышал, как один человек хвалит другого, спросил: «Приходилось ли тебе находится рядом с ним в пути?» Тот сказал: «Нет». Умар спросил: «Приходилось ли тебе заключать с ним торговые сделки?» Тот сказал: «Нет». Умар спросил: «А ты живешь с ним по соседству и видишься с ним каждое утро и вечер?» Тот сказал: «Нет». Тогда Умар сказал: «Клянусь Аллахом, ты не знаешь этого человека! (Не восхваляй его)».
4. Восхваление человека, который является притеснителем, нечестивцем, что является в нашей религии порицаемым действием, так как эта хвала может доставлять радость такому человеку. В хадисе говорится, что Пророк (ﷺ) сказал: «Не восхваляйте лицемера, ведь если он будет уважаем вами, то вы прогневите вашего Господа». (Байхаки)
Хасан аль-Басри сказал: «Человек, который обращается к Аллаху с мольбой о даровании долгой жизни притеснителю, тем самым выражает желание, чтобы Аллаху на земле не повиновались».
Что же касается беды, которая может навредить восхваляемому:
1. Восхваления может стать причиной проявления в человеке высокомерия и тщеславия, человек может впасть в самодовольство, а его критическое мышление относительно самого себя может быть замылено. Человек, который полностью доволен своими делами, поступками, словами, забывает свои грехи, не пытается исправить себя. Если постоянно хвалить человека, он может поверить в то, что он идеален. В дальнейшем, такой человек не переносит критику.
Имам аль-Хасан приводит, как-то Умар (р.а.) сидел на собрании и в руках у него была плетка. Когда вошел глава одного из племени, Джарур ибн аль-Мунзир, кто-то встал и сказал: «Этот человек самый достойный из племени Рабиа!». Умар и все остальные вокруг него услышали это. Когда Джарур ибн аль-Мункир подошел к Умару, тот толкнул его грудь своей плеткой. Джарур ибн аль-Мункир спросил: «О, предводитель правоверных! В чем я провинился?». Умар сказал: «Разве ты не слышал, что сказал тот человек?». Тот ответил: «Да, но он сам сказал об этом». Тогда Умар сказал: «Я побоялся что это войдет в твое сердце и утвердится, и ты станешь высокомерным, поэтому я толкнул тебя, чтобы ты не зазнавался».
2. Когда человека хвалят, он радуется, расслабляется и становится довольным собой. А когда человек осознает, что у него есть недостатки, что он не идеален, то он проявляет упорство и работает над собой. Из-за этого Пророк (ﷺ) сказал: «Горе тебе, ты отрубил ему шею! Если бы он услышал это, то не обрадовался бы». То есть его слова, дают обратное последствие – опьянение гордостью, высокомерие и самолюбие.
Похвала может внушить человеку гордость, высокомерие, показуху, чувство избранности. Но если вы видите в человеке достоинства, которыми он действительно обладает, и, если вы не боитесь, что это ему не повредит, хвалить можно. То есть когда похвала уместная и заслуженная, то она приводит к положительным результатам. Пророк (ﷺ) хвалил своих сподвижников, так как видел в них эти качества и знал, что похвала укрепит их стремление совершать больше благодеяний. Еще при жизни, Пророк (ﷺ) обрадовал Раем 10 сподвижников, но это не остановило их продолжать совершать благое, наоборот это повысило их мотивацию. Какая же похвала может быть лучше, чем сказать, что ты будешь в Раю.
Пророк (ﷺ) говорил: «Если на одну чашу весов положить веру всех людей, а на другую – веру Абу Бакра, то перевесит чаша Абу Бакра», «Если Умар пойдет по одной дороге, шайтан пойдет по другой». Все эти слова Пророк (ﷺ) говорил при жизни, это очень сильные восхваления. Но это правдивые слова, и они не изменяют их сердца.
Что же должен делать человек которого хвалят? Что он обязан сделать? Во-первых, человек должен остановить его. Человек должен знать методы, которым пользуется шайтан, что похвала тоже один из его методов. Просить у Аллаха прощения, помнить свои недостатки, каждому человеку известны свои недостатки, а хвалящий человек может об этом не знать. Возможно если бы хвалящий знал о ваших недостатках, он бы не стал этого делать. Нужно воздать хвалу Всевышнему, за то, что Он скрыл ваши недостатки и стараться их исправить. Не нужно следовать хвалебным словам, и обманываться этим. Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил:
«О, Аллах не спрашивай меня за то, что они говорят обо мне, сделай меня лучше, чем они обо мне думают и прости мне то, что не знают».
Как-то раз к Али (р.а.) подошел человек, который злословил на него за глаза, и начал хвалить. Тогда Али (р.а.) сказал: «Я ниже чем уровень твоей похвалы, но по воле Аллаха выше твоих мыслей обо мне».
Это касаемо того, как надо поступать и что делать, когда тебя хвалят.
Следующий грех от языка - это гафлет, что означает беспечность и пренебрежение. Когда человек по забывчивости, случайно может сказать лишнее, неправильное, греховное. Человек всегда должен следить за собой и повышать свое знание, если этого не делать, человек будет часто ошибаться.
Имам Абу Хамид аль-Газали говорит, что так как намерение в сердце другое, такому человеку прощается, если он покается.
К имаму аш-Шафии во время болезни однажды пришел человек и пожелал искренне: «Пусть Аллах укрепит твою слабость!». Несомненно, он желал ему только добра, просто ошибся в своих словах. Имам аш-Шафии ответил: «Если Аллах укрепит мою слабость, то это убьет меня». Тот ответил: «Клянусь Аллахом, я имел в виду только благое». Имам ответил: «Даже если бы ты оскорблял меня, я думал бы, что ты желаешь мне блага».
В целом мы должны думать о братьях мусульманах только хорошее, пока не доказано обратное. Если он ошибся в словах, по возможности нужно исправить его и объяснить. Имам Газали говорил, что грехи языка очень тяжелые и при этом очень тонкие. Если человек осознает это и будет остерегаться всех грехов от языка, то поймет смысл слов Пророка (ﷺ): «Тот, кто мало говорит, тот из числа спасенных». Ведь для того чтобы избегать проклятий, злословия, сплетен, лжи, клеветы, унижения других, сквернословия, ругани, человек должен иметь знания, веру. Человек должен следить за собой, всегда осознавать, что Аллах тебя видит, что ангелы записывают все твои слова. По воле Аллаха такой человек будет меньше ошибаться и мало говорить.
Имам Газали сказал: «Если говорит - находит пользу, если молчит - находит благополучие». То есть если ты не можешь находить пользу словами, тогда будь из числа людей, которые находят благополучие своим молчанием. Находи блага словами или избегай грехов молчанием.
Последний из грехов от языка - это излишняя любознательность. Когда человек задает ненужные вопросы, когда человек пытается говорить о сложных религиозных науках, ломает голову задавая сложные вопросы. Для человека слова являются легкими, а дела тяжелыми. Шайтан может наущать такого человека тем, что он стал более знающим, что его уровень повысился. В итоге он сталкивается с такими вопросами, которые ему не по силам. В хадисе приводится, что Пророк (ﷺ) запрещал задавать много вопросов.
В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Люди не перестанут задавать вопросы, пока не скажут: «Аллах, Создатель всего. А кто создатель Аллаха?». Если тебя так спросят, скажи: «Он-Аллах-един, извечен Аллах один, не рождал Он, и не был рожден, и с Ним никто не сравним».
Иными словами, нельзя задаваться сложными вопросами в религии, которые рождают фитну. Вопросы тех времен, является ли Коран созданием (махлук), так же другие вопросы касательно каляма Аллаха и т.п.
К примеру, царь пишет указания и передает его своим подчиненным, а они вместо того, чтобы исполнить то, что в нем написано, начинают обсуждать из чего сделана это бумага, какими чернилами написана, сделал ли его сам царь и т.п., такие подчиненные заслуживают наказания. Как и в этой истории, если человек оставляет действия по Корану, по вере, то подвергается наказанию от Аллаха.
Пусть Аллах убережет нас всех от грехов, совершаемых посредством языка. По воле Аллаха на следующем занятии начнем новую тему уроков. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, совершать деяние в соответствии с полученным знанием, и пусть эти благодеяния будут приняты!