Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 70. Отношения с нафсом. Часть 1
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили главу «Намерение и искренность», тема сегодняшнего урока – это «аль-Мурабата» одно из деяний, которое спасает человека и является причиной избавления. Мы раньше проходили эту тему, вы можете найти его в старых записях, но эта запись была не лучшего качества, тогда мы не придерживались последовательности в теме уроков, мы выбирали более важные темы. По воле Аллаха, рассмотрим эту тему еще раз. Всевышний Аллаха в Коране сказал:
وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا وَكَفَى بِنَا حَاسِبِينَ
«Мы установим весы справедливости в День Воскрешения. Ни одной душе не будет проявлена несправедливость. Даже если нечто будет в вес горчичного зерна, Мы принесем его. Достаточно Нас, как ведущих расчет» (47-аят, суры «Анбия»).
В Священном Коране сказано:
وَوُضِعَ الْكِتَابُ فَتَرَى الْمُجْرِمِينَ مُشْفِقِينَ مِمَّا فِيهِ وَيَقُولُونَ يَا وَيْلَتَنَا مَالِ هَذَا الْكِتَابِ لَا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلَا كَبِيرَةً إِلَّا أَحْصَاهَا وَوَجَدُوا مَا عَمِلُوا حَاضِرًا وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا
«Будет положена книга (деяний), и ты увидишь, как преступники будут в страхе от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга?! Она не оставила ни малого, ни великого (деяния), все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершали. Твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура «Кахф», 49-аят).
В другом аяте Всевышний Аллах говорит:
فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ
وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
«Кто совершил добро на вес пылинки, тот увидит его. Кто совершил зло на вес пылинки, тот также увидит его» (сура «Зальзаля», 7-8 аяты).
Также есть и другие аяты, где приводится, что в Судный день расчет Аллаха будет справедливым. Что человеку будет представлены все его деяния, что он увидит все свои хорошие и плохие деяния, даже если они на вес пылинки. Обладатели имана, верующие, разумные, размышляющие над аятами люди, поняли, что День расчета перед Аллахом будет тяжелым, и что к этому дню нужно готовиться сейчас. В таком случае, каждый человек должен давать себе отчет в этом мире.
Сподвижники говорили: «Спрашивайте с себя в этом мире, пока не спросили с вас в ахирате». Человеку, который дает себе отчет в этом мире будет легче давать отчет в ахирате. Правоверные, размышляющие, набожные люди обязывали себя каждый день совершать благое, контролировать себя, подвергать свои действия анализу и давать себе отчет, если они не следовали этому, то порицали себя. Весь этот комплекс практики ученые объединили и назвали «мурабата», то есть внутреннее обещание, самообязывание, в нее входит также самопринуждение (мушарата), отчет самому себе (сухасаба) и наказание (муа´кыба). Каждое из этих вещей являются очень важными на жизненном пути, на пути набожности.
Первое, то должен сделать человек – это обязать себя, поставить для себя условия, в знании тасаввуфа, ихсана, это называется «аль-мушарата». К примеру, когда работодатель нанимает себе работника, он первым делом заключает с ним договор, где прописываются его обязанности, права, оплата труда, они подписывают этот договор только потом работник приступает к выполнению своих обязанностей. Договор заключается чтобы защитить свои права, застраховать себя от неприятностей. Отношения Аллаха и человека аллегорическим напоминают отношения Работодателя и работника.
Всевышний Аллах дал человеку разум, своим разумом он познал Аллаха, уверовал, после того как человек уверовал, он обязан использовать свои нафс на пути Аллаха. Человек должен уделять внимания своему нафсу, обязывать выполнять условия. Если человек хочет достичь успеха в деле ахирата, то он всегда должен быть в таких отношениях со своим нафсом.
Каждый день нашей жизни, как выдвижные ящики, которые составляют огромную стену. Каждый наполняет ее деяниями и закрывает. Затем она откроется в Судный день, и если она будет наполнена благими деяниями, человек обрадуется, если эту радость дать обитателям ада, то ее было бы достаточно облегчить их страдания. Если же человек наполнил свой день впустую, не принося никакой пользы, либо наоборот, совершая грехи то он испытает такую горечь сожаления, что если ее передать обитателям рая, этого было достаточно чтобы подвергнуть их мучительным страданиям.
Что бы не сожалеть в Судный день человеку следует каждое утро, после утреннего намаза, обязывать себя выполнять благие дела. Обязать каждую часть своего тела выполнять определенные благие дела. У человека есть основные семь частей организма: глаза, уши, язык, живот, половой орган, руки и ноги. Имамы говорят, что эти семь частей являются вратами сердца. То есть к сердцу есть семь путей. Имама Газали (رحمه الله) приводит, что человек будет в одном из семи чистилищ, в зависимости от грехов совершенных одним из частей тела. То есть для греха совершенным глазами, есть свое наказание, для греха совершенным ногами, есть свое наказание.
Обязывая, наставляя свои глаза, человек должен сказать, оберегай себя от запретного, от высокомерного взгляда, от взоров на полуголых девушек, от взглядов на чужие недостатки, и всех взглядов которые не приносят тебе пользы. Как приводится в некоторых риваятах, человек будет спрошен за лишние взгляды, как и за лишние слова.
Не ограничиваясь принуждением не смотреть на запретное, человек должен также обязать свои глаза совершать то, для чего они были созданы. Человеческие глаза созданы для того, чтобы видеть могущество Аллаха в природе, в созданиях. Видеть признаки величия Аллаха, читать аяты, чтобы получить назидание для себя. Всевышний дал зрение чтобы человек мог получать знания, читать, учить. В Коране приводится:
«Неужели они не посмотрят на верблюдов, как они сотворены, на небо, как оно сотворено, на горы, как они воздвигнуты, на землю, как она распростерта?» (сура «Гашия», 17-20 аяты).
В таким образом, человек должен получать назидание смотря на окружающий мир, читать Коран, хадисы Пророка ﷺ, то есть своими глаза собирать благо для Судного дня.
Также нужно обязывать и другие части тела. К примеру, оберегать свои язык от сплетен, хулы, осуждения, ругательств, проклятий, неуместных ссор и других бед от языка. Мы подробно разбирали эти беды в наших предыдущих уроках. Наравне с прекращением грехов от языка, человеку следует совершать поклонения языком. Всевышний наделил человека языком, чтобы он поминал Аллаха, возвеличивал, читал Писания, чтобы говорил людям благое, призывал к одобряемому.
Также человек может совершать грехи посредством своего живота. Поэтому он должен заключить соглашение и со своим животом. Чтобы в него не попадали сомнительные вещи, чтобы он остерегался запретного. В хадисе сказано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто поручится за то, что у него между зубами, и того, что у него между ног, тому я гарантирую рай».
В толковании этого хадиса, ученые сказали, что между ног, это предостережение от прелюбодеяния, а между зубами, это предостережение от плохих слов и приема запретной пищи. В таком случае, прием дозволенной пищи является очень важным. В Коране сказано:
«О те, которые уверовали, питайтесь из дозволенного, чем Мы вас наделили...» (сура «Бакара», 172-аят).
В хадисе приводится:
«Какой-то человек, путник (к пояснению хадиса говорится что это человек совершающий путешествия в разные святые места) будучи в пыли и с растрепанными волосам, протягивает к небу руки, говоря: О, Господь! О, Господь». Тогда как то, что он ест – харам, то, что он пьет – харам, то, что он одевает – харам. Так как же будут принята его мольба?».
То есть, сколько бы человек не совершал хадж, сколько бы не молился, если его пища не из дозволенного, то мольба и поклонения не принимаются. В таком случае живот человека играет большую роль в его жизни.
Таким же образом нужно обязывать и другие части тела остерегаться запретного. Следующий шаг после того, как мы частично обуздали свой нафс, обязали его выполнять благодеяния, мы должны контролировать его. Это очень важно, так как утро – это очень благодатное время, чистое, спокойное, когда человек читает утреннюю молитву, поминает Аллаха, когда уровень набожности на подъёме, в это время человеку легче давать себе обещания, ставить для себя установки, условия. Но еще важнее и сложнее выполнять эти условия в течении дня, когда мирские дела в разгаре. К примеру, утром вы дали себе слово предостерегать свои глаза от запретного. Вы выходите в подъезд, в это же время выходит ваша соседка в короткой юбке, которая надушилась, накрасилась, и здесь тот самый момент - выполнить то обещание, которое вы давали себе утром, суметь предостеречь свои глаза от вожделения, от похоти. Конечно же это не легко в наше смутное время, особенно тем, кто не почувствовал сладость веры. Поэтому очень важно контролировать себя, об этом в Коране говорится:
«Разве он не знал, что Аллах его видит?» (96:14).
В другом аяте говорится:
«Воистину, Аллах – Наблюдающий за вами» (4:1).
Также об этом приводятся слова ученых, касательно выполнения обещания, самоконтроля … эти и другие вопросы по воле Аллаха мы рассмотрим в следующих уроках. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».