Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 113: Этикет мусульманского братства. Часть 11
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы с вами проходим тему прав мусульманина перед другим мусульманином. Мы изучили права братьев, затем в целом взаимоотношения, связи между мусульманами, родственниками, соседями, путниками. Мы говорили, что взаимосвязи делятся на различные группы и остановились на вопросе о том, какие в целом права и обязанности перед мусульманами.
На прошлом уроке мы уже начали рассказывать о правах перед мусульманами, в продолжении имам Газали говорит: следует быть скромным в отношении с каждым мусульманином и не проявлять высокомерия. Всевышний Аллах в Коране сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Сура «Лукман», 18-аят).
В тафсире этого аята ученые сказали: «фахур» — это тот, кто проявляет высокомерие в словах, своими слова ставит себя выше других. «Мухталь» — это высокомерие в деянии. Мусульманин должен сторониться высокомерия в словах и делах. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине, Аллах ниспослал мне откровение, что вам следует проявлять скромность, чтобы ни один из вас не похвалялся перед другим и не притеснял другого». (Абу Дауд).
Имам Газали приводит, что если кто-либо проявляет высокомерие, обратитесь к терпению. В Коране сказано:
وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا
«Рабы Милостивого – это те, которые ходят по земле смиренно и, когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (Сура «Аль-Фуркан», 63-аят).
Также описывая качество Пророка ﷺ, сподвижники говорили, что он проявлял скромность каждому, и ни от кого не отвращался, даже от больных людей. Не проявлял высокомерие.
Другая обязанность перед мусульманином – не передавать услышанные слова от других людей. В хадисе от Аль-Бухари и Муслима, сказано: «Доносчик не войдет в Рай». Также в хадисе приводится:
«Тот, кто доносит тебе, так же будет доносить на тебя».
Следующая обязанность – сколько бы вы не обижались или злились на знакомого человека, нельзя быть в ссоре, разрывать связь больше трех дней. В хадисе приводится: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом по вере на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует (скажет салям) другого». (Аль-Бухари,).
Также в хадисе от имама Дауда и имама Хакима передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто простит погрешность мусульманина, Всевышний Аллах простит в Судный день». То есть не нужно в гневе разрывать связи, но напротив, нужно уметь прощать.
От имама Икрима приводится, что Аллах возвысил имя Юсуфа в двух мирах, за его прощение своих братьев. Братья Юсуфа бросили его в колодец, чтобы погубить маленького брата. Нанесение вреда из-за ревности и зависти люди — это очень плохо, но, когда вред наносят братья, родственники, близкие вам люди — это тяжело вдвойне. Но когда они попросили у него прощения, Юсуф ответил:
قَالَ لاَ تَثْرَيبَ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ يَغْفِرُ اللّهُ لَكُمْ وَهُوَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ
«Сегодня нет к вам упреков. Аллах простит вас, ведь Он – Милостивейший из милостивых». (Сура «Юсуф», 92-аят).
Айша сказала о Пророке ﷺ:
«Посланник Аллаха ﷺ никогда не мстил за себя лично, но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за религию Аллаха».
У нас же гнев происходит в основном за нас самих, а не за религию. Если мы будем гневаться, когда дело касается нас лично, если мы будем реагировать на каждую ошибку людей, то это будет способствовать только разобщенности между нами. Если гневаться ради Аллаха, любить ради Аллаха, ради религии переживать, не ради себя, то по воле Аллаха отношения облегчатся.
Еще одна обязанность перед мусульманами – делать благо всем по своей возможности. Не разделяя по близости и дальности, помогать каждому тем, что вам по силам. Как приводится в хадисе: «Каждое благо – садака». Есть множество хадисов по этому поводу.
Также из обязанностей – не входить в его дом без его разрешения. Нужно спросить три раза (то есть постучать), и если разрешение не дано, то следует уйти. В Коране сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فِيهَا أَحَدًا فَلَا تَدْخُلُوهَا حَتَّى يُؤْذَنَ لَكُمْ وَإِن قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا هُوَ أَزْكَى لَكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, не спросив дозволения и не пожелав мира его обитателям. Это – лучше для вас, чтобы вы помянули назидание. Если вы не найдете в нем никого, то не входите, пока вам не позволят. А если вам скажут: «Уйдите!» - то уходите. Это – чище для вас. Аллах – Знающий о том, что вы совершаете». (Сура «Ан-Нур», аят-27, 28).
Сподвижники мечтали совершить хоть раз деяние к этим аятам, так как никто не говорил «уходите». Если нам сейчас кто-нибудь скажет «уходите!», мы обидимся. Но в Коране Всевышний говорит: «А если вам скажут: «Уйдите!» - то уходите. Это – чище для вас». Мы не рассматриваем, что возможно у них в доме есть причина на это. То есть человек не должен близко воспринимать, нужно просто уйти. Бывает, что люди постучали и дальше заходят сразу в дом. Это неправильно, так как может создать неудобство, может женщина не покрыта и т.п. То есть не заходить в дом без разрешения является вашей обязанностью перед братом мусульманином.
Также из обязанностей – быть в хороших отношениях с каждым человеком и взаимоотношения с каждым должны быть на его уровне. Например, если вы захотите говорить с невеждой как с ученым, то только навредите ему и для себя ничего хорошего не получите. В хадисе говорится:
«Мы, - пророки, обязаны строить свои взаимоотношения со всеми людьми в соответствии с их уровнем, и беседовать ними в соответствии с их пониманием».
Также в хадисе от Али (р.а.) сказано: «Говорите с каждым в соответствии с их уровнем интеллекта. Не следует говорить с людьми в такой форме, которая выше их понимания и привела бы их к неверию в Аллаха». То есть для того чтобы донести до людей свою религию нужно с каждым разговаривать на уровне его восприятия. И это тоже является обязанностью перед мусульманами.
Следующая обязанность – это милосердие к младшим и почитание старших. В хадисе от Абдуллы ибн Амра, сказано:
«Не из нас тот, кто не снисходителен к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас».
Также в хадисе от Абу Дауда, сказано: «Одним из видов возвеличивания Аллаха является почитание мусульманина, обладающего сединами».
Одним из проявлений уважения к старшим, является не разговаривать перед ними без их разрешения. В один день, к Пророку ﷺ пришла делегация с племени джухайна. Когда молодой человек из них начал говорить, Пророк ﷺ остановил его и спросил где старший из них.
В других риваятах приводится: «Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлет ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста».
Имам Газали приводит, что здесь обрадованы долголетием те, кто относится с почтением к старшим. Так как в хадисе говорится «когда он достигнет преклонного возраста», это означает, что вы достигнете старости, получите должное почтение. Милосердие к младшим также из повелений, сунны Посланника Аллаха ﷺ.
Пророк Мухаммад ﷺ любил детей и любил проводить с ними время, он обнимал, целовал, носил на руках младенцев. Сажал их на колени, на плечо, играл с ними.
В хадисе от Айши рассказывается: «Пророк взял детей на колени, и один ребенок описался, тогда Посланник Аллаха попросил воды и вылил ее на то место, куда попала моча». Этот хадис показывает любовь и милость Пророка ﷺ к детям.
Также еще одна обязанность перед мусульманами – проявлять мягкость и общаться с открытым и хорошим настроением. Есть отдельные описания людей про которых говорят, что они прибывали все время в размышлениях, были серьезными и т.п. Но это не есть естественное состояние человека. Такое состояние уместно у себя дома либо в уединении. Но не в обществе. К примеру, к вам пришли гости, а вы сидите нахмурившись, они подумают, что вы относитесь неодобрительно к их приезду. Возможно внутри вы думаете об ахирате, не можете веселиться. Но люди этого не понимают, ведь перед трапезой следует быть приветливым, встречая гостей, вы показываете свою радость.
В хадисе один человек спросил Пророка ﷺ: «Поведай мне о том, благодаря чему я войду в рай, если буду делать это», на что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Распространяй салям, корми людей, поддерживай родственные связи, молись по ночам, когда другие люди будут спать, и затем входи в рай с миром».
От Абдуллы ибн Умара передается:
«Делать благо легко – это улыбка и хорошее отношение с окружающими».
То есть не нужно больших средств если у тебя нет возможности. Если хочешь дать садака, благое дело, то будь мягким, легким, улыбайся, люди не должны чувствовать себя рядом с тобой напряженным.
Один сподвижник, увидев плачущего человека в мечети сказал: «Гораздо лучше если бы ты плакал наедине у себя дома». Оплакивай свои грехи дома, если плакать в обществе, то люди будут сторониться тебя. О некоторых ученых рассказывают ученики, что в беседе с ними он шутил, улыбался, но выйдя из его дома они слышали его плач.
Еще одна обязанность – это выполнять обещание. Не выполнение обещания является признаком мунафиков. Пророк ﷺ сказал:
«Имеется три признака мунафика: разговаривая с кем то, он лжет, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди».
Здесь нужно пояснить что лицемерие бывает в деянии и вере. Когда мы читаем этот хадис, мы не должны вспоминать сразу аят Корана, где говорится, что мунафики будут гореть в огне на самом дне ада. Там говорится о мунафиках в вере. О кафирах к тому же скрывающий свое неверие. Поэтому они будут ниже кафиров, потому что еще и были лицемерами. Но человек, который не смог сохранить в неприкосновенности доверенное ему, не выходит из религии. Например, мусульманин, который говорит Шахаду, читает намаз, верит в Аллаха, но не сдерживает обещание, сказал, что придет на встречу, но не пришел и тому подобное - все это грех, но не делает человека кафиром, он остается мусульманином, которые совершил грех. Таким образом, мы должны понимать, что мунафики делятся на лицемеров в делах и вере. В аяте Корана сказано: «Воистину, лицемеры окажутся на низшей ступени Огня», - говорится о кафирах-лицемерах. То есть они не мусульмане, это люди, которые вечно будут пребывать в Огне, которые не верят в Аллаха и скрывают свое неверие.
Есть и другие обязанность перед братьями мусульманами. Эти права и обязанности по воле Аллаха изучим в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».