Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 46: Терпение и благодарность, часть 2
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Газали «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы начали тему – «Терпение». На этом уроке мы рассмотрим шариатские предписания относительно терпения в зависимости от ситуации. Терпение может быть запретным, желательным или обязательным. К примеру, если притесняют ваших близких родственников, или сестер, в таких случаях запрещается проявлять терпение. Если религия обязывает выполнять что-либо, то проявлять к этому терпение, является обязательным. Если религия запрещает то или иное, то проявлять терпение также является обязательным.
В целом человек всегда нуждается в терпении. Все деяния, которые совершает человек можно поделить на те, что приятны для нафса и неприятны для нафса. В каждом из них человек нуждается в терпении. К примеру, что нравится человеку, что приятно для нафса – это богатство, здоровье, наличие подчиненных, общественное признание, мирские искушения. Во всех этих вещах, человеку необходимо терпение. Проявлять терпение в том, что тебе нравится гораздо сложнее чем проявлять терпение в том, что тебе не нравится. Сподвижники рассказывали, что они были испытаны бедностью и недостатком, но проявили терпение. Затем их испытали богатством, все двери мирского для них были открыты, но они, по их словам, не смогли проявить к этому терпение. Если сподвижники говорили такие слова, то что можно сказать о нас? В Коране Всевышний Аллах предостерегает нас от мирской фитны:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (63:9)
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Поистине, ребенок является причиной жадности и трусости». То есть, когда человеку необходимо расходовать из своего имущества, он думает, лучше оставить своим детям и т.п. Таким образом, его дети или имущество становятся причиной того неспособности проявлять терпение, в то время как религия обязывает к этому. Человек не должен выходить за рамки шариата, переступать черту запретного, добывать имущество запретными путями.
Следующие деяния - те, которые неприятны для человека и не приятны для нафса.
Поклонение Всевышнему, это деяние, которое является тяжелым для нафса. К примеру, пятикратный намаз или пост в жаркие летние дни. Намаз может быть тяжелым по причине лени, закят может быть тяжелым по причине жадности. Паломничество может быть тяжелым по причине лени и жадности, так же, как и сражение на пути Аллаха. По этому человеку необходимо терпение, которое необходимо до поклонения, во время поклонения и после. То есть три вида терпения:
В начале, человек борется со своим нафсом перед поклонением Аллаху, избавляется от показухи, намеревается совершать поклонение только ради довольства Аллаха. Для этого требуется терпение.
Второе проявление терпения – во время поклонения. Для того, чтобы во время совершения поклонения не сбивались мысли, чтобы искренне завершить поклонения нужно проявить терпение. В Коране сказано:
«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (16:96)
То есть тем, кто проявлял терпение, выполняя назидание и наставления с искренним намерением совершал поклонение.
Третий вид – это терпение после завершения поклонения. К примеру, совершили намаз, выплатили закят или совершили паломничество, после совершенного поклонения шайтан начинает наущать человека. Об этом хочется кому-либо рассказать, похвастаться перед людьми, шайтан требует, чтобы ты рассказал о своих благих деяниях, как ты помог нуждающимся, дал кому-то садака и т.п. Для того чтобы деяния были ради довольства Аллаха, чтобы они оставались скрытными, человеку нужно терпение. Всевышний в Коране сказал:
«О верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния…» (2:264)
То есть человек теряет награду за благие дела, если после рассказывает о них и хвастается.
В греховных деяниях человеку нужно терпение, чтобы удержаться, сторониться, по воле Аллаха у человека есть выбор, совершать или не совершать проступок. Человек нуждается в терпении чтобы не совершать грех, особенно если эти грехи уже вошли в привычку. К примеру, человек может проявлять терпение к другим грехам, но не может удержаться от повседневных грехов, которые вошли в привычку, как сплетни и др. Человек не обращает большого внимания на эти грехи, так как на них и общество уже не реагирует.
Так же человеку дается выбор проявлять терпение если его оскорбляют, задевают достоинство. Сподвижники говорили, вера какого-либо человека не считалась бы верой, если бы он не проявляет терпение, когда трудности настигают его. В Коране Всевышний приводит слова верующих:
«Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения» (14:12)
В другом аяте говорится:
«Если же вы, мусульмане, хотите наказать того, кто обидел вас, наказывайте соответственно тому, что он сделал, и не переходите пределов. Будьте уверены, что если вы будете терпеливы и не будете мстить, то для вас это будет лучше и в ближайшей жизни, и в будущей жизни!» (16:126)
Следующий вид проявление терпения, когда что-то происходит без на то воли человека. К примеру, гибель родственников, потеря здоровья и другие беды, которые настигают человека в жизни. Человек обязан проявлять терпение ко всем этим бедам.
Пророк (ﷺ) сказал: «Если с кем-либо случится беда, то пусть скажет: «Воистину Аллаху мы принадлежим и к Нему мы возвратимся. О Аллах! Награди меня за несчастье, которое меня постигло, и замени его добром для меня». И тогда Аллах наградит его за это несчастье и заменит его тем, что еще лучше того, что он потерял».
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами».
Терпение – это покорность Аллаху, покорность своей судьбе, тому, что предписано Аллахом. Тот, кто проявляет довольство не желает себе больше того, что он имеет. К примеру, когда человек доволен своей женой, семьей, машиной, домом, и не просит у Аллаха большего.
Как есть уровни у терпения, так есть уровни у благодарности. Когда человек видит благо и довольствуется тем, что даровано от Аллаха.
Как-то раз, мы навещали своего устаза, который тяжело болел. Он лежал в своей постели и встретил нас довольной улыбкой, один из нас спросил о его здоровье. Он ответил:
«Я люблю все ниспосланное мне, как и Того, Кто ниспосылает мне».
Некоторые предшественники носили с собой бумажку с текстом, и читали его, когда их постигала беда. Этот текст с аятом Корана:
«Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (8:46)
Дауд (а.с.) рассказал своему сыну Сулейману (а.с.) про три доказательства богобоязненности мусульманина: первое, довольство в том, чего не достиг. Второе, искреннее довольство тем, чего достиг. Третье, красивое проявление терпения в том, чего еще не достиг.
Терпение может и не проявляться внешне, в одежде, в словах или действиях. Терпение может проявляться в сердце, когда человек внутри себя борется и, порой, страдает в ходе этой борьбы. К примеру, человек потерявший своего близкого, может скучать, вспоминать о нем. То есть, внешне не проявлять свою утрату, как ношение траурной одежды и т.п.
Сообщается, что Анас (р.а.) сказал: «У Абу Тальхи (р.а.) болел сын, который затем умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись Абу Тальха спросил: «Как дела у моего сына?» Умм Суляйм, мать ребенка, сказала: «Он совсем успокоился» - и подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда не делала это прежде, и он лег с ней. А когда она увидела, что он сыт и удовлетворен, она сказала: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам семьи отказать им в этом?» Он сказал: «нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына». И он разгневался, а потом сказал ей: «И ты сообщаешь мне о моем сыне только после того, как я осквернился!» И после этого он пошел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и обо всем рассказал ему, на что Пророк (ﷺ) сказал: «Да благословит Аллах эту вашу ночь!» - и впоследствии жена Абу Тальхи родила мальчика.
Аллах воздает за терпение и в этом мире. Плачь и мучение сердца не противостоят терпению. Когда у Посланника умер сын Ибрахим, из глаз Пророка (ﷺ) потекли слезы. Сподвижники спросили: «Ты тоже плачешь о Посланник Аллаха (ﷺ)» На это Пророк (ﷺ) ответил: «Из глаз текут слезы, и в сердце вселилась печаль, но мы никогда не говорим то, что не угодно Всевышнему Аллаху. О Ибрахим, мы в печали оттого, что ты ушел».
На этом по воле Аллаха завершим этот урок, в следующем уроке рассмотрим вопросы, касающиеся того, как укрепить терпение и как использовать терпение против искушении. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!