Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы начали тему «Бедность и зухд», в конце уроке мы говорили, что запретно просить у кого-то милостыню, без нужды. Сегодня мы продолжим эту тему, так как возникли вопросы, можно ли просить в долг, или это тоже запретно?
В целом, когда мы говорим нельзя просить, то имеется ввиду безвозвратное прошение. То есть, не в долг, а просто просить о безвозмездной помощи. Мы приводили хадис Пророка ﷺ, где сказано:
«Попрошайничество того, кто не нуждается в этом, будет позором на лице его в Судный день».
Имам Газали, сравнивает такое прошение, как насильное, принудительное получение. Человека можно принудить хлыстом дать что-то, то есть когда человек дает из-за страха. Так же можно хлыстать его изнутри, его совесть, честь, когда человека просят при всех или настойчиво, ставить в неловкое положение, так что человек не может отказать, у человека создается внутренний дискомфорт. Поэтому ученые говорят, что, когда человек просит кого-то, пусть даже в долг, он должен дать ему возможность отказать. К примеру, применять такие слова как: «если есть возможность», «сможешь ли ты», и т.п. То есть загонять в угол, говорить тяжелые, стыдливые слова, не оставлять другого выхода - запрещено в нашей религии. Поэтому Пророк ﷺ в своей молитве просил уберечь от долгов.
Прежде чем просить в долг, человек должен смотреть, на что он берет, на свои возможности, сможет ли он возвратить долг. Некоторые берут в долг, чтобы провести шикарную свадьбу, ладно в долг, берут еще и кредиты, что конечно же запрещено в нашей религии. Без нужды просить нельзя, но что касается прошения в долг, то здесь есть некоторые послабления. В целом бытовую жизнь человека можно разделить на три части: ад-дарурият, аль-хаджият, ат-тахсиният.
1. ад-Дарурият, это, без чего вы можете умереть или стать калекой. То есть, те вещи, которые остро необходимы для жизни человека. Всевышний в Коране описал нам это в суре «Та Ха», Господь сказал Адаму ((عليه السلام когда тот вошел в Рай:
إِنَّ لَكَ أَلَّا تَجُوعَ فِيهَا وَلَا تَعْرَىٰ وَأَنَّكَ لَا تَظْمَأُ فِيهَا وَلَا تَضْحَىٰ
«Там ты не будешь голодным и нагим. Там ты не будешь страдать от жажды и зноя». (20:118-119)
В толковании этого аята, ученые приводят, что здесь описываются основные необходимости человека. Это укрепляющее сердце еда, закрывающая срамные места одежда, утоляющее жажду питье и защищающая от зноя жилье.
2. аль-Хаджият, это то, без чего человек может прожить, но отсутствие этих вещей создают трудности. К примеру, отсутствие стиральной машины у жены не мешает ей жить, наши предшественники обходились без машинки, и стирали руками. Возможно, это сложно, но это не относится к «дарурат».
3. ат-Тахсиният, то есть доводить до совершенства. Когда у человека нет трудностей с наличием вещей, просто он хочет усовершенствовать что-то.
Прошение о помощи, должно быть связано с вопросами дарурата. Касательно прошения в долг, то дозволяется во всех трех пунктах, но нужно уберегать себя просить в долг касательно ат-тахсинията. Это в целом что касается прошения в долг. Следующая тема это зухд.
Зухд – это одна из степеней, которую могут достичь рабы Аллаха, которые идут по пути ихсана. Языковое значение слово «зухд», это оставлять одну вещь ради более лучшей вещи. То есть у человека должны быть две вещи, и обе эти вещи должны быть интересны людям. Человек, который променял будущую жизнь на мирскую жизнь, тоже совершает зухд, но по отношению к будущей жизни. Всевышний Аллах в суре «Йусуф» рассказывает про людей, которые вытащили Йусуфа ((عليه السلام из колодца:
وَجَاءَتْ سَيَّارَةٌ فَأَرْسَلُوا وَارِدَهُمْ فَأَدْلَىٰ دَلْوَهُ ۖ قَالَ يَا بُشْرَىٰ هَٰذَا غُلَامٌ ۚ وَأَسَرُّوهُ بِضَاعَةً ۚ وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِمَا يَعْمَلُونَ وَشَرَوْهُ بِثَمَنٍ بَخْسٍ دَرَاهِمَ مَعْدُودَةٍ وَكَانُوا فِيهِ مِنَ الزَّاهِدِينَ
«Когда прибыл караван, они послали водоноса принести воды. Он опустил свое ведро и сказал: «Вот радость! Это же мальчик!» Они спрятали его, чтобы продать. Но Аллах ведал о том, что они совершали. Они продали его за ничтожную цену – всего за несколько дирхамов. Они не высоко оценили его». (12:19-20)
То есть они совершили «зухд» по отношению к Йусуфу. Захид – это тот, кто совершает зухд. В аяте говорится, что они были из тех, кто совершил зухд. Люди обрадовались, так как они могли его продать за деньги или же оставить как раба, для них деньги были важнее поэтому они продали Йусуфа за ничтожную цену. То есть они проявили интерес к двум вещам, и выбрали деньги, тем самым совершили зухд по отношению к Йусуфу.
Зухд – ставить во главу интереса довольство Аллаха, искать Его довольство и отказаться от всего остального. Для человека, который совершает зухд должны быть доступны вещи, которые он оставляет. К примеру, бедный человек не может делать зухд, так как для него имущество не доступно, ему нечего оставлять. Если же богатый человек будет жить жизнью бедного, как Пророк ﷺ, тогда такой человек считается захидом. Пророк ﷺ был правителем государства, ему были доступны все блага, но он оставил все ради довольства Аллаха. В его доме не готовилась еда, он никогда не ел досыта. Айша (رضى الله عنها) говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари). Когда жены Пророка ﷺ пришли к нему с жалобой, чтобы он улучшил их состояние, Аллах ниспослал аят:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ إِنْ كُنْتُنَّ تُرِدْنَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا فَتَعَالَيْنَ أُمَتِّعْكُنَّ وَأُسَرِّحْكُنَّ سَرَاحًا جَمِيلً
وَإِنْ كُنْتُنَّ تُرِدْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالدَّارَ الْآخِرَةَ فَإِنَّ اللَّهَ أَعَدَّ لِلْمُحْسِنَاتِ مِنْكُنَّ أَجْرًا عَظِيمًا
«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». (33:28-29)
То есть у Пророка ﷺ настолько сильный был зухд, что женам Посланника Аллаха пришлось просить, чтобы он улучшил их положение. Когда Умар ибн Абд аль-Азиз стал правителем, он отказался от своего огромного состояния. Став халифом, Умар (р.а.) полностью отказался от прежнего роскошного образа жизни. Хотя, до того как стать правителем, он жил в роскоши.
Захидом не считается тот, кто по своей природе щедрый, кому не составляет труда расстаться с имуществом. Настоящий захид должен сравнивать мирское с ахиратом, и когда он выбирает, ставит выше ахират, понимает, что эта жизнь ничто рядом с ахиратом, тогда его деяние будет считаться зухдом. Касательно зухда в Коране сказано:
إِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الْأَرْضِ زِينَةً لَهَا لِنَبْلُوَهُمْ أَيُّهُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا
«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить чьи деяния окажутся лучше». (18:7)
В толковании этого аята, ученые говорят, «чьи деяния окажутся лучше», имеется ввиду, кто больше сделает зухд. В хадисе Пророка ﷺ сказано:
«Тот, кто проснется утром, и все его мысли о мирском, ничего не получит от Аллаха» (Тирмизи)
Ученые делят зухд на несколько степеней. Самая низкая степень – совершать зухд мирской жизни боясь наказания в ахирате. Когда человек делает зухд страшась Ада, трепеща перед наказанием.
Следующая степень, это когда человек совершает зухд, в надежде на Рай, стремиться к райскому блаженству.
Высокая степень присуща тем, кто совершает зухд, ища и желая только довольства Аллаха, любовь Аллаха, желает увидеть лик Господа, поэтому он делает зухд мирской жизни, это является самой высшей степенью.
Есть много мнений ученых касательно того, каким должно быть то, что оставляют, все они основываются исходя из личного опыта.
«Зухд – это короткая надежда». (имам Саури)
«Зухд – это быть довольным». (имам Фудайль)
«Зухд в этом мире, не обольщаться тем, что имеют люди» (имам Бишр аль-Хафир)
В целом, оставление ради довольства Аллаха того, что нравится нафсу человека, является зухдом. В Коране сказано:
«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит о том, что вы совершали». (62:8)
То есть, убегают от смерти, так как желают мирскую жизнь и наслаждение земной жизни. Человек совершающий зухд, наоборот отказывается от земных удовольствий. Имамы приводят три признака захида:
1. Не радуется тому, что есть. И не горюет по тому чего нет.
2. Для него равны те, которые его любят, уважают, и те, которые плохо о нем отзываются.
3. Это человек, который чувствует, что он вместе с Аллахом, проявляет любовь и сердце которого обрело спокойствие.
Имам Фудайль сказал:
«Все зло собрано в один дом и ключ к нему – любовь к миру бренному. И все добро собрано в один дом и ключ к нему – зухд».
Пусть Аллах сделает нас из числа рабов, в сердце которых преобладает любовь к Аллаху, к ахирату. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».