Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили тему «Искренняя любовь к Аллаху», мы приводили примеры, как можно увеличить свою любовь к Аллаху, признаки проявления искренней любви. Следующая тема, которую рассматривает имам аль-Газали (رحمه الله) это то, что происходит от любви к Аллаху – довольство судьбой. Это то качество, которое должно находиться в мусульманине, и это одна из высоких степеней, которой может достичь мусульманин.
Некоторые люди, группы, которые отрицают существование любви к Аллаху, так же отрицают довольство судьбой и деянием Аллаха. Они говорят, что довольство деянием Аллаха, значит довольствоваться грехами, плохими поступкам, это невозможно, значит и нет довольства деяниями Аллаха. Так как все деяния от Аллаха, как сказано в Коране:
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах сотворил вас, и то что вы делаете» (37:96)
Если все деяния по воле Аллаха, и мы должны довольствоваться ими, то получается, что мы должны довольствоваться грехами и проступками? В таком случае нет такого понятия как довольствоваться деянием Аллаха. Такие доводы приводили эти люди. Конечно же это заблуждение.
Если мы рассмотрим достоверные хадисы и аяты Корана, то увидим, что это мнение ошибочное. Что довольство деянием Аллаха не означает довольство людьми своими грехами. На этом остановимся чуть позже. Касательно этого в Коране, в нескольких местах указывается про проявление довольства:
رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ
«Аллах доволен ими, и они довольны Им» (5:119)
وَرِضْوَانٌ مِنَ اللَّهِ أَكْبَ
«Но довольство Аллаха будет превыше этого» (9:72)
Также в других аятах, Всевышний говорит о Его довольстве и довольстве рабов своим Господом. Также приводятся множество хадисов, связанных с довольством по отношению к решениям Аллаха. Имам Муслим передает, что Пророк ﷺ сказал:
«Для того, кто нашел путь к Исламу, кто имеет в сердце хидаят, довольствуется тем что имеет, пусть будет большое дерево в Раю»,
в другом риваяте говорится: «Обрадуйте его радостной вестью».
Абдулла ибн Умар (رضى الله عنه) говорил: «Для меня не важно, как я встречу рассвет и закат», то есть не важно встретил он рассвет или закат в материальном достатке или в трудности и бедности. Это тоже показывает довольство деянием Аллаха.
Имам Маймун ибн Махран сказал: «Тот, кто не доволен своей судьбой от Аллаха, то его невежеству нет никакого исцеления». То есть, недовольство судьбой – это невежество.
В риваяте от Абу ад-Дарда приводится: «Вершина веры человека – это проявлять терпение решениям Аллаха и довольствоваться судьбой».
Как проявляется довольство человека своей судьбой? Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, что это проявляется в двух видах, ситуациях или степенях: Первое, когда человек из-за своей сильной любви к Аллаху, довольству деяниями Аллаха, не чувствует тяжести беды, всей боли, когда его настигают трудности. В истории ислама были такие личности, которые читая намаз будучи ранеными стрелой не чувствовали, как ее вынимали из их тела. Некоторые не чувствовали, что в их домах бушевал пожар или, разваливались стены. Когда у человека сильная любовь к Аллаху, когда он доволен своей судьбой, доволен деянием Аллаха, он чувствует блага этого дела, знает, что Аллах даст каффарат за довольство, прощает грехи, поэтому чувство наслаждение этим благом, заставляет забыть боль и тревогу.
Также, в качестве примера из жизни можно привести воинов, которые во время сражения, в возбужденном состоянии, не чувствуют свои увечья. В отношении с Аллахом, человек может достичь такого уровня, если его сердце связано с Аллахом.
Второе проявление, когда человек чувствует боль беды, но при этом он проявляет довольство. То есть его тело чувствует боль, но он понимает, что это от Аллаха и умом, сердцем, верой, проявляет довольство. Как говорили ученые, человек своей природой не любит боль, но своей верой он любит, так как знает, что это от Аллаха. К примеру, человек приходит на процедуру хиджамы, которая физически не доставляет удовольствие, либо другие медицинские, лечебные процедуры. Своим умом, сознанием, человек проявляет довольство, так как он понимает, что это полезно для него. Так же когда человек проявляет довольство деянием Аллаха, даже если это физически больно, человек не проявляет ненависть к этому, а понимает, что это от Аллаха и проявляет довольство.
Имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) приводит еще один пример, когда торговец отправляется в дальний путь, он испытывает различные тяготы, но когда он вспоминает, какую выгоду он получит от торговой сделки, то он все забывает. Не смотря на все сложности, он проявляет довольство, так как он надеется на прибыль, которая является лучше этого. Имам Шакик Аль-Бальхи говорил:
«Если кто-либо почувствует, увидит, блага бед и тягот, то он не пожелает выхода из этих трудностей».
Имам Шакик Аль-Бальхи – один из великих ученых тасаввуфа, который стал шахидом в битве в 194 году по хиджре.
Если человек молит Аллаха, означает ли это то, что он не доволен своей судьбой? Конечно же это не так, но были люди, которые считали, что просить Аллаха об облегчении, значит быть не довольным судьбой. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, что это безосновательное и неправильное суждение. Так как молитва — это поклонение, Аллах обязал нас поклонению через молитву. Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Обращение к Аллаху с мольбой - это поклонение».
Также об этом приводится множество аятов из Священного Корана и хадисов Пророка ﷺ. Это не является преградой в проявлении довольства, наоборот это является поклонением. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит Его».
Является ли довольство деяниями Аллаха, довольством грехами? Некоторые люди высказывали такое мнение. К примеру, когда человек грешил, один ученый остановил его и сказал, что его действия не правильные. На что тот ответил: «Если ты смотришь на меня через шариат, то будешь ненавидеть меня и мои поступки. Но если ты посмотришь через истину, то ты бы знал, что я болен и не противился бы этому».
Таким образом, они искаженно понимали понятие шариата и акиката. То есть согласно их мнению, по шариату человек ненавидит того, кто грешит, но по акикату он должен понимать, что он грешит, выполняя волю Аллаха, если одни выполняют веления Аллаха, другие выполняют волю Аллаха.
Конечно же это очень тяжелые слова, которые являются заблуждением. Так как если какое-либо мнение противоречит шариату, то это заблуждение. Человек может войти в тарикат и акикат только через двери шариата. Если какой-либо тарикат провозглашает дозволенным, то что является запретным в шариате, или запрещает то, что является дозволенным в шариате, то такой тарикат является заблудшим. Ученые говорили, в тасаввуфе ничего не принимается если нет двух свидетелей – Коран и Сунна Пророка ﷺ. Также можно привести слова ученных: «Взлетай к акикату на двух крыльях – Книга Аллаха и Сунна Пророка ﷺ. Касательно этого в Священном Коране сказано:
رَضُوا بِأَنْ يَكُونُوا مَعَ الْخَوَالِفِ وَطَبَعَ اللَّهُ عَلَىٰ قُلُوبِهِمْ فَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
«Они были рады оказаться среди тех, кто остался позади. Аллах запечатал их сердца, и они не знают истину». (9:93)
То есть они рады оказаться среди грешников, радоваться греху – это грех. Также в Коране сказано:
وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللَّهِ يُكْفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلَا تَقْعُدُوا مَعَهُمْ حَتَّىٰ يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ
«Он уже ниспослал вам Писание, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними...» (4:140)
То есть это показывает ваше недовольство, если бы вы были довольны вы бы оставались среди них. Пророк ﷺ в своем хадисе сказал:
«Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать это своей рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». (Муслим)
То есть человек не должен проявлять довольство грехам, как минимум человек должен ненавидеть сердцем, дальше этого уже нет имана. В Коране сказано:
ا تَتَّخِذُوا الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِنِينَ
«Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих» (4:144)
Все эти аяты говорят о том, мусульмане должны сторониться грешников и не должны одобрять их действия. В таком случае, что такое быть довольным деянием Аллаха? Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, что все деяния делятся на те, что относятся к человеку и те, что относятся к Аллаху. Относительно Аллаха, человеку был дан выбор, он выбирает действие и преобразует его в дело. Всевышний создает ему это дело, то есть Аллах создает человеку действие, а не сам человек.
Относительно человека, Всевышний дал человеку свободу выбора, Он создал хорошее и плохое, Он сделал плохое запретным. Если человек делает что-то плохое он противоречит шариату. Всевышний указал нам верный путь, те, кто сбиваются с пути, нарушают шариат. Поэтому мы порицаем выбор людей и их деяния, но это касается только людей, но не Всевышнего Аллаха. Касательно людей мы выражаем свое несогласие, призываем к одобряемому и удерживаем от запретного. Поэтому довольство судьбой – это большая степень, которую может достичь мусульманин. На этом мы завершаем этот урок.
В следующем уроке мы начнем главу книги «Ихъя улюм ад-Дин», которая называется: «Намерение, искренность и честность». Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».