Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллах мы продолжаем цикл уроков по воспитанию своего нафса, по книге имама Газали, «Ихъя улюм ад-дин». В продолжении темы про покаяние, Имам Газали затрагивает вопрос о том, что необходимо сделать покаявшемуся человеку. Первое, это конечно же раскаянье в грехе, сожаление, твердая решимость не совершать более грех, а следом за этим благой поступок. В хадисе Посланника Аллаха (ﷺ) говорится:
«Соверши благой поступок вслед за дурным, чтобы первый стер последний».
Имам Газали приводит, что после покаяния человеку следует много говорить истигфар и совершать благие деяния. По мнению имама Газали, избавлению от греха служат следующие восемь вещей, четыре из которых связанные с сердцем:
- покаяние,
-оставление греха,
-надежда на прощение Аллаха,
- ненависть к этому греху.
Другие четыре вещи связанны с действиями:
- следует совершить два ракаата намаза,
- 70 раз испросить у Аллаха прощения,
- 100 раз произнести: «СубханнАллахил азим уа бихамдихи»,
- садака и 1 день поста.
Следующий вопрос, как человеку научиться не совершать снова грехи? Есть люди, которые по воле Аллаха родились в религиозной семье и получили религиозное образование, с покладистым нафсом, женились на девушке из такой же среды и устроили свою жизнь. Другие люди со строптивым нафсом, у которых нет семейного воспитания, которые однажды вступили на тропу совершения грехов. Такие люди делятся на тех, кто свернул с этой тропы на путь истинный и тех, кто все еще идет по этой дорожке, продолжая совершать грехи. Так что же нужно сделать чтобы оставить грехи и не возвращаться более на эту тропинку?
Во-первых, здесь будет уместным сравнение здорового и больного человека. Больному человеку, прежде всего, следует принять медицину, ее врачей, средства и инструменты, которые они используют, для лечения. С этим ведь нет проблем? Если человек заболел, он идет в поликлинику, выслушивает решение врача, принимает его наставление и принимает лекарства, назначенные им, отказывается от того, что врач запретил.
В религиозной сфере идентичная ситуация. Если человек хочет оставить грехи и более не возвращаться на путь, который съедает его жизнь, делая ее пустой и бессмысленной, ему следует найти такого человека, который поможет ему, так же как помогает врач при болезни.
Затем, необходимо следовать его наставлениям, совершая требуемые деяния, иначе ему не вылечится. Врачи в религиозной сфере, в шариате, это религиозные специалисты и ученые. Ученые должны помочь выявить те болезни, о которых человеку не известно, когда человек не знает, что является грехом, что приносит ему беды. Обязанность ученого выявить и показать эти болезни, а затем, показать способы избавления ...
Ученые являются преемниками Посланника Аллаха (ﷺ). Как говорил Пророк (ﷺ):
«Ученые – наследники пророков».
В таком случае, им следует выполнять их миссию. Задача же правителей, помогать ученым, донести наследие пророков.
В целом, людей имеющие недуги, которые лечатся инструментами религии больше, нежели тех, кто имеют болезни, излечиваемых медицинской терапией. Имам Абу Хамид Газали классифицирует недуги в духовной сфере как «болезни сердца». И приводит признаки и способы излечения подобного заболевания:
1. Сердца становятся подобны камням (выражение «каменное сердце). Такое сердце не внемлет, даже если перед самым носом человека будет способ излечения. То есть, человек не осознает своего заболевания.
2. Отсутствие видимого вреда. Заболевание медицинского характера имеет симптомы, человек чувствует явное проявление болезни, характеризующееся дискомфортом, порой очень сильным, которое побуждает искать лечение. Однако с болезнью духовной сферы человек может не торопится, даже если чувствует недуг. Последствия таких болезней, зачастую, имеют отложенный характер, так как они могут иметь статус урока. Если человек извлек смысл урока и исправился, то болезнь может исчезнуть, как если бы ее никогда не было. Если человек проигнорировал, то результат этой болезни он либо увидит, когда покинет этот мир, либо, (и это милость Аллаха*), увидит при жизни.
(*имеется в виду, что ему дается шанс увидеть результаты такой болезни и понять их что бы излечится и не выносить недуг в ахират, где наказание может быть значительно сильнее)
3. Недостаток лечащих. Даже сами лечащие в этой сфере подвержены болезням. Имам Газали пишет об этом задолго до наших дней. Чтобы избавиться от подобного рода болезней во-первых следует изучить аяты Корана о грехах, о их последствиях в ахирате, изучить то, что передал нам о них Посланник Аллаха (ﷺ). Таким образом, самое первое исцеление — это Коран, затем хадисы Пророка (ﷺ).
Во-вторых, необходимо изучать пережитые истории пророков и праведников. К примеру, истории Адама (а.с.) и Юсуфа (а.с.).
В-третьих, предостережение о последствиях. В этом случае следует поведать о наказаниях за грехи в этом мире. Есть люди, на которых слова о наказании за грехи в ахирате никак не влияют. Однако, они готовы воспринимать знание о наказании за грехи уже при жизни. К примеру, что грехи влияют на детей, богатство, на имущество, тогда человек может начать действовать незамедлительно. Такова природа человека, он предпочитает опасаться того что видит и чувствует здесь и сейчас.
Устрашение последствиями грехов не основываются на чем-то эфемерном. Грехи являются причиной уменьшения ризка, в то время как богобоязненность напротив, увеличивает удел. Так же последствием совершения грехов является: уменьшение знаний, ухудшение памяти, ухудшение взаимоотношений с другими людьми. Таким образом Всевышний показывает последствие грехов. Человеку нужно знать и всегда помнить, какое наказание следует за определенным грехом. Какое наказание следует в этом мире и ахирате.
Так же есть и причины, по которым человек не оставляет грехи. Первое - это то, что человек не видит их последствий. На человека грех может не оказать должного впечатления по разным причинам. Одна из них отложенное действие последствий греха. Порой человек видит и знает, что определенные вещи нельзя делать, нельзя пить или есть запретное, но он все равно делает это. Потому что у человека есть нафс, который готов соблазнятся и любит все готовое, все что ближе и доступнее. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Огонь скрыт за соблазнами, а рай – за тяготами».
Следующая причина - если человек с верой в сердце, то совершая проступок он говорит: «Ин шаа Алла я оставлю этот грех», и так каждый раз он кормит себя обещаниями. Имам Газали сказал:
«Тот, кто откладывает на завтра, оставляет на то, чего у него нет».
Иными словами, вы не знаете наступит ли ваше завтра, возможно его и не будет. Человек откладывает на завтра, так как сегодня он не справляется с искушением, но завтра это искушение никуда не денется, оно будет ровно таким же, как и сегодня.
Третья причина, когда шайтан использует ваши знания против вас. Всевышний по Своей Милости простит человеку его грехи, кроме многобожия. Шайтан наущает, что тот, у кого есть вера с горошек, тот не останется вечно в аду, или что за определенный грех человек не выходит из религии, что искупит наказания в аду и выйдет, что нужно надеяться на Милость Всевышнего, на заступничество Пророка (ﷺ) и т.п. Шайтан, используя знания человека о религии, подталкивает его совершать грех. Имамы говорят, что аятами о милосердии Аллаха, нельзя руководствоваться перед тем как намереваешься совершить грех. Если читать эти аяты глазами такого человека, то можно обнадежить себя тем, что можно грешить, ведь Аллах милостив.
Однако, руководствоваться аятами о милосердии Аллаха нужно тогда, когда человек намеревается покаяться в грехах. Когда человек задается вопросом, примется ли его покаяние? К примеру, в одном хадисе говорится:
«Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с прегрешениями, размером с землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».
Если читать этот хадис глазами того, кто хочет совершить грех, то он непременно его совершит. Такой человек подобен тому, кто вытащил все свое имущество, все богатство на улицу, а сам спокойно спит дома, надеясь на Аллаха. Такой человек неразумный и невежественный. Конечно же нужно надеяться на Аллаха, но необходимо и действовать. Как можно совершать грехи, которые становятся причинами попадания в Ад, затем надеяться на милость Аллаха? Для прощения тоже есть свои причины.
Имам Газали приводит следующий пример того, что не следует откладывать на завтра свое покаяние:
«Один человек в расцвете сил, намеревался срубить маленькое дерево, но всегда ленился и оставлял это дело. Прошли года, этот маленький отросток вырос и стал крупным деревом с большим стволом. Время работало на дерево и против человека. Теперь у него нет уже той силы, и срубить это дерево будет сложно. Если вы сегодня не оставите грех, то завтра оставить его будет сложнее. Послезавтра еще сложнее. Так как ваш нафс будет расти, и с совершением грехов падать иман, а со слабым иманом противостоять грехам будет сложно. Поэтому для человека важно рассуждать, но человек не любит рассуждать об ахирате. Некоторые говорят: «Да что ты все о смерти, об ахирате, давай поговорим о хорошем, настоящем, веселом».
Человек не хочет слышать о том, что его пугает. Так же человек склонен использовать свой ум с целью еще более изощренно удовлетворить свое искушение, а не для того что бы достойно войти в ахират.
Следующим необходимым качеством, чтобы избавиться от греха является терпение. Вопросы, связанные с терпением по воле Аллаха, пройдём на уроках посвященные этой теме. Пусть Аллах дарует нам настоящее покаяние и дарует нам полезное знание!