Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
С дозволения Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлых уроках мы начали тему грехов от языка, на последнем уроке мы говорили о гыйбате. О том, что даже гыйбат сердцем, является недозволенным. Следующая тема, которую затрагивает имам Абу Хамид аль-Газали – в каких случаях дозволяется говорить гыйбат. Другими словами, когда можно осуждать человека за глаза. Имам Абу Хамид аль-Газали приводит шесть случаев, когда говорить гыйбат дозволяется:
1. Подача жалобы. Притесненному дозволяется пожаловаться правителю, судье, тому, кто может справедливо разрешить его тяжбу с тем, кто его притесняет. Пророк (ﷺ) в хадисе сказал:
«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)». (Бухари, Муслим)
2. Просьба о помощи для прекращения чего-то порицаемого и для возвращения грешного на путь истинный. Однажды Умар (р.а.) проходя мимо Усмана (р.а.) поприветствовал его, но он ничего не ответил. После этого, Умар отправился к Абу Бакру (р.а.), на тот момент халифу, и сказал ему об этом. Затем они вместе отправились к Усману и спросили его об этом. Тогда Усман сказал: «Поистине, ты проходил мимо и дал мне салям, но в то время я был мыслями в другом месте». То есть, Абу Бакр не сказал Умару: «Почему ты говоришь гыйбат про Усмана?».
Иными словами, обращение к тому, чья власть требуется для прекращения порицаемого, является дозволенным. Если его цель – добиться прекращения чего-то дурного. Но если его цель не это, то тогда это запрещено.
3. Просьба о решении (фатва). Когда говорят: «Меня притесняет мой родственник, или мой брат, или мой супруг и подобное этому. В книге имама Шаукани приводится один случай: «Однажды, Хинд, жена Абу Суфьяна, пришла к Пророку (ﷺ) и сказала: «Поистине Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне столько, сколько необходимо мне и моим сыновьям, так будет ли грехом, если я сама стану брать что-то из его имущества?»
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Бери столько, сколько хватит тебе и твоим сыновьям». То есть, Хинд рассказала Пророку (ﷺ) о недостатке своего мужа, с целью получить фетву. Это допустимо в случае необходимости, однако, лучше и разумнее сказать: «Что ты скажешь о человеке или муже, который поступает так-то?», не называя его имени. В то же время, является допустимым назвать обидчика.
4. Предостеречь мусульман от зла. К примеру, в науке о хадисах есть дисциплина, которая занимается выявлением приемлемости передатчиков хадисов – илм ар-риджал. Это наука изучает передатчиков хадисов, их биографии, происхождение, убеждения, личные качества с тем, чтобы в итоге выявить достоверные и не заслуживающие доверия хадисы. При изучении личных качеств передатчика хадиса, выявляют степень честности и правдивости. Это наука появилась с намерением выявить недостоверные, вымышленные хадисы, чтобы уберечь мусульман от зла.
Что касается дозволенности для всех мусульман, то это обязанность, в случае необходимости. Среди них: советоваться о вступлении в брак с каким-то человеком, или советоваться о сотрудничестве с ним, или о том, чтобы отдать ему чего-либо на хранение, или о ведении дел с ним, или о том, становиться ли его соседом. Тот, кто дает совет, обязан не скрывать его положение, но о его недостатках говорить, имея цель дать доброе наставление.
5. Когда человек известен под каким-то прозвищем, например, «хромой», «седой», «лысый», «слепой» и т.п. то дозволяется называть его так, если без этого нельзя его опознать. В Исламе есть много мухаддисов, которые стали известны своими прозвищами. К примеру, аль-арадж – хромой. Имам Шаукани объясняет это так, в целом, гыйбат – говорить о недостатке человека, запрещается. Но если имя, имя отца, происхождение, место жительство, не позволяет определить человека, если, допустим, людей с таким именем несколько, то дозволяется говорить его прозвище. Запрещается называть его исключительно так, ради краткости.
6. Если есть кто-то, кто открыто предается своему пороку, известен этим, и не стыдится этого, то дозволено упоминать его этим недостатком. Но запрещается упоминать другие его пороки.
В хадисе сказано: «Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб (женская накидка) стыдливости – не будет гыйбат».
Абу Ауф рассказывал: Однажды я пришел к Ибн Сирину. Я хотел плохо высказаться об аль-Хаджадже, но Ибн Сирин сказал:
«Не сомневайся в том, что Аллах справедлив в своем решении. Он отнимет у аль-Хаджаджа то, что причитается другому, и возьмет у других то, что причитается аль-Хаджаджу. Когда ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, твой самый маленький грех будет для тебя тяжелее, чем самый тяжкий грех аль-Хаджаджа».
Следующая тема, как сделать каффарат (искупление) за гыйбат?
Имам Абу Хамид аль-Газали приводит, что для тех, кто совершил гыйбат, уаджибом является покаяние, искреннее сожаление, и, если есть возможность, просить прощения у человека, о котором вы злословили. Когда человек просит прощение, важно, чтобы у него в сердце было искреннее сожаление. Если искренности нет, то это будет рия (показуха).
Имам Абу Хамид аль-Газали говорит, что есть и другие мнения ученых, имамов, как имам Хасан, которые говорят, что будет достаточно попросить прощения у Аллаха и искренне раскаяться в своем гыйбате. Ученые, которые придерживаются этого мнения приводят, что гыйбат это не материальный ущерб, которую можно вернуть или возместить, поэтому достаточно будет истигфара.
Имам Абу Хамид аль-Газали говорит, что это слабое мнение. К примеру, в нашей религии есть хадд аль-казф – наказание за клеветническое обвинение какого-то человека в совершении прелюбодеяния. Любое недоказанное обвинение в прелюбодеянии или распускание слухов об этом, подлежит наказанию. Всевышний в Коране говорит:
«Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не представив четырех свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – восемьдесят ударов плетьми. И никогда больше не принимайте их свидетельства, как людей негодных (фасиков)». (24:4)
В этом случае, честь женщины так же не является материальным, тем не менее наша религия предусматривает за это наказание. Как и гыйбат, за совершение которого, человек должен попросить прощение у того, о ком злословил. Если этот человек умер, или, к примеру, если этот человек не желает прощать и при встрече может вам навредить, то следует делать дуа за него и просить прощения у Аллаха. Если тот, кто злословил будет делать дуа, просить у Аллаха прощения, вспоминать, хорошие качества того, о ком злословил, хвалить перед теми людьми, перед которыми говорили о нем плохо, то это и будет его каффаратом.
По мнению Абу Хамида аль-Газали, тот, о ком злословили не обязан прощать обидчика, но это является мустахабом.
Саид ибн аль-Мусайиб сказал: «Я не позволю, чтобы со мной поступали несправедливо».
Ибн Сирин сказал: «Не я запрещал гыйбат, и не мне его разрешать. Поистине, Аллах запретил гыйбат на кого-либо, и я никогда не буду разрешать то, что запретил Аллах».
Однако, прощение человека является намного лучшим делом.
Имам аль-Хасан приводит, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Глашатай скажет в Судный день: «Где те, награды которых были от Аллаха?» И тогда встанут те, которые прощали людей, и они войдут в Рай».
У Пророка Мухаммада (ﷺ) спросили о нравственности, и он прочитал аяты, ниспосланные ему Всевышним:
«Возьми (себе на вооружение) умение прощать (будь снисходительным, мягким, учтивым); побуждай (следовать) общепризнанным нормам (благородства, этики, морали, нравственности) и отвернись от невежд (не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим)» (7:199),
- а затем добавил: Высокий нрав – это, когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой (восстанавливаешь дружеские или родственные отношения с тем, кто оборвал); когда даешь тому, кто лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».
Сообщается, что некий человек сказал Хасану Басри (р.а.): «Поистине, один человек злословил о тебе». Хасан Басри пришел к этому человеку, дал ему свежие финики и сказал:
«Поистине, ты подарил мне свои благодеяния. Я благодарю тебя за это. Но я прошу твоего прощения, потому что я не в силах дать тебе подарок равный твоему подарку».
В нашем цикле уроков остались еще несколько грехов, которые совершаются человеком посредством своего языка. О них с дозволения Аллаха расскажем в следующих уроках. Пусть Всевышний убережет нас всех от всего плохого.