Урок 45: Терпение и благодарность, часть 1 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 16:27
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:28 06:47 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-авваль 1446
Григорианский
19 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 45: Терпение и благодарность, часть 1

Урок 45: Терпение и благодарность, часть 1

Урок 44: Покаяние, часть 5

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Газали «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили главу покаяние. Следующая глава – это терпение и благодарность. В хадисе сказано: «Иман состоит из двух вещей. Одна из них – это терпение, а вторая – благодарность». Так же Всевышнему Аллаху принадлежат такие имена, как Аш-Шакур («Вознаграждающий») и Ас-Сабур («Терпеливейший»). Имена Всевышнего необходимо знать каждому мусульманину.

 

Терпение и благодарность имеет большое значение в жизни и в религии человека. Как упомянуто в хадисе терпение является половиной веры. Поклонение в религии состоит из двух вещей, первое – это знание и вера, второе – это поклонение и действия. Для каждого поклонения, человеку требуется терпение. С увеличением веры, у человека увеличивается и терпение. Чем больше у человека веры и знания о грехах, о последствиях грехов, тем больше он сможет противостоять им, проявлять терпение. Терпение необходимо человеку, чтобы не выходить за рамки шариата, чтобы проявлять стойкость в жизненных трудностях, чтобы совершать поклонения. В Священном Коране, Всевышний Аллах упоминает терпение более 70 раз. Всевышний Аллах наградил высокими степенями и множеством благ тех, кто проявляет терпение. Большинство фундаментальных достижений человека как в миру так и в духовной сфере являются плодами терпения. В Коране говорится:

 

Мы создали среди них имамов, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения. (31:24)

 

То есть имамами, руководителями становятся терпеливые. Также в Коране сказано:

 

Поистине, терпеливые получат свою награду полностью безо всякого счета. (39:10)

 

Так как пост в месяц Рамадан связан с терпением, Аллах выделил пост словами: «Пост – ради Меня, и Я воздам за него».

 

Если о награде за благие деяния было сообщено что она может быть умножена в десять или семьсот раз. То пост составляет исключение, ибо Аллах воздает за него неисчислимую награду. В Коране Всевышний Аллах говорит про терпеливых:

 

Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. (2:155-156)

 

Это те, над которыми благословение и милость Господа. Иными словами, у терпения есть множество благ. В хадисе говорится:

 

«Ни одному человеку даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим).

 

Потому что человек в этом мире переживает горе и радость, в обоих случаях терпеливый человек остается в выигрыше. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому этого не дано кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).

 

Для благодарности тоже нужно терпение, то есть благодарность — это отражение терпения.  Так как проявлять терпение, когда у тебя все есть гораздо сложнее. Когда есть деньги, возможности для совершения греха, нежели чем тогда, когда у тебя ничего нет.

 

Абу Бакр (р.а.) выражая кому-то соболезнование, сказал: «Ты можешь проявлять недовольство, высказывать свое несогласие с судьбой, и ты этим совершишь грех, в итоге все будет по воле Аллаха. Или же ты можешь проявить терпение, сказать слова благодарности Аллаху, и ты получишь блага, в итоге все будет по воле Аллаха».

 

Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал: «Терпение для веры, то же, что голова для тела, воистину, нет веры у того, у кого нет терпения!».

 

Терпение – это одна из высочайших степеней веры. Для достижения этой степени у человека должны быть три вещи: знание, внутренне состояние (халь) и деяние. Знание подобно дереву, «халь» подобен ветвям, деяние же подобны плодам на этом дереве. У человека должны быть знания о благах дозволенных деяний, и о наказаниях, вреде греховных деяний. Человекe необходимо знать и уверовать, познать человеческую сущность, что человек отличается от ангелов и животных. Ангелы беспрекословно выполняют свои обязанности и не ослушиваются своего Господа. У животных есть только желание, они следуют только своим животным инстинктам. Человек же имеет и веру, и желание. В детском возрасте у человека преобладает желание, они делают что хотят, бегают прыгают, пробуют все на вкус, так как они еще не обладают знаниями. То есть нет того, чем можно противостоять желаниям. К примеру, ребенок не хочет пить горькое лекарство, а взрослый, обладая знаниями, делает все возможное чтобы вылечиться от болезни. Человек, взрослея набирает больше знаний, он начинает различать вредное для него и полезное, что доставляет ему удовольствие, а что нет. В этот момент у человека внутри происходит противоборство. То же самое и в религии, со временем Аллах дает знание, веру, и человек понимает, что грехи приносят вред, хоть они и искушают желания человека. Человек понимает о благе и пользе поклонении, хоть они и трудны для нафса. То есть идет борьба, с одной стороны требования религии, с другой стороны требования желаний. Есть войско шайтана и есть войско веры, и полем боя является сердце человека. Если войско веры победит, то у человека появится терпение, результатом которого станет избавления от греха. Например, когда мусульманин встает с теплой постели, совершает утреннюю молитву, хотя желает еще поспать. То есть и в благих поступках, и в противостоянии перед плохими проступками человеку требуется терпение.

 

В зависимости от проявления, терпение можно разделить на три типа:

 

Если вам Всевышним уготован небольшой удел в этом мире, как сказано в Коране: «Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (34:39). Если человек старается, трудится, делает все чтобы заработать на пропитание, и не вступает на недозволенный путь в поиске удела, то это является терпением в послушании Аллаху.

 

Терпение во время бедствий, трудностей, войны. Когда нафс говорит, живи, жизнь дорога, сбеги с поля боя и пр. С другой стороны, вера говорит, что сбегать с поля это грех, что станешь шахидом если умрешь, защищая свою веру, таким образом идет внутренняя война. В этом случае это терпение в предначертанном, когда верующий терпеливо переносит все то, что было ниспослано Аллахом.

 

Терпение перед прелюбодеянием, желанием живота. Если человек противостоит искушениям перед женщиной или желаниями в еде, то это терпение в отказе от греха, когда верующий не идет на поводу у шайтана.

 

Терпение – это отражение борьбы между верой и желанием, результатом которой является деяние. Будь то на войне или в отношениях с людьми. Человек может победить свои искушения, и всегда побеждать свои желания верой и терпением. Конечно, сложно достичь такого уровня, и не всем это по силам. Так как у каждого человека есть свой нафс, свое искушение, свой шайтан. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Абсолютно у каждого из вас имеется свой неразлучный приставник из числа джиннов!» Его спросили: «И даже у тебя, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И у меня, однако Всевышний Аллах помог мне одолеть его, и он принял Ислам и побуждает меня только к добру».

 

В хадисе говорится, что у каждого человека есть свой шайтан, который внутри побуждает к греховному. Не легко дается человеку одолевать это, чтобы вера всегда побеждала в этом противостоянии. Имам Газали называет таких людей – достигшие степени «сиддик», приближенные к Аллаху рабы.

 

В другой степени относятся люди, которые всегда поддаются своим желаниям. Это люди, которыми управляют их желания. Даже доходят до такой степени, что теряют надежду. Когда им говорят: «бросайте пить алкоголь, вы уже в возрасте, покайтесь, начните читать намаз» они говорят: «нам уже поздно, мы люди другого времени, пусть молодые читают» и т.п. В Коране Всевышний сказал:

 

Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний. (53:29-30)

 

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Самый умный мусульманин тот, кто часто думает о смерти и готовится к тому, что ждет его после смерти».

 

Следующая степень - люди, которые борются со своим нафсом, с искушениями, где переменно побеждают обе стороны. Это люди, которые, несмотря ни на что не перестают бороться.

 

В целом, в шариате терпение делятся на два вида: «тасаббур» - это большое терпение, которое дается человеку очень сложно и трудно. И «сабр» - это терпение которое дается человеку легко. В Коране сказано:

 

Того, кто расходовал на пути Аллаха, был богобоязнен, удерживался от запрещенного Аллахом, и с искренним убеждением уверовал в Него, Аллах направит на пути добра, что приведет его к благоденствию и спокойствию (92:5-7)

 

Терпение в зависимости от положения человека может быть обязательным, нежелательным или запрещенным. По воле Аллаха об этом расскажем на следующих уроках. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi