Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Газали «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили главу покаяние. Следующая глава – это терпение и благодарность. В хадисе сказано: «Иман состоит из двух вещей. Одна из них – это терпение, а вторая – благодарность». Так же Всевышнему Аллаху принадлежат такие имена, как Аш-Шакур («Вознаграждающий») и Ас-Сабур («Терпеливейший»). Имена Всевышнего необходимо знать каждому мусульманину.
Терпение и благодарность имеет большое значение в жизни и в религии человека. Как упомянуто в хадисе терпение является половиной веры. Поклонение в религии состоит из двух вещей, первое – это знание и вера, второе – это поклонение и действия. Для каждого поклонения, человеку требуется терпение. С увеличением веры, у человека увеличивается и терпение. Чем больше у человека веры и знания о грехах, о последствиях грехов, тем больше он сможет противостоять им, проявлять терпение. Терпение необходимо человеку, чтобы не выходить за рамки шариата, чтобы проявлять стойкость в жизненных трудностях, чтобы совершать поклонения. В Священном Коране, Всевышний Аллах упоминает терпение более 70 раз. Всевышний Аллах наградил высокими степенями и множеством благ тех, кто проявляет терпение. Большинство фундаментальных достижений человека как в миру так и в духовной сфере являются плодами терпения. В Коране говорится:
Мы создали среди них имамов, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения. (31:24)
То есть имамами, руководителями становятся терпеливые. Также в Коране сказано:
Поистине, терпеливые получат свою награду полностью безо всякого счета. (39:10)
Так как пост в месяц Рамадан связан с терпением, Аллах выделил пост словами: «Пост – ради Меня, и Я воздам за него».
Если о награде за благие деяния было сообщено что она может быть умножена в десять или семьсот раз. То пост составляет исключение, ибо Аллах воздает за него неисчислимую награду. В Коране Всевышний Аллах говорит про терпеливых:
Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. (2:155-156)
Это те, над которыми благословение и милость Господа. Иными словами, у терпения есть множество благ. В хадисе говорится:
«Ни одному человеку даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим).
Потому что человек в этом мире переживает горе и радость, в обоих случаях терпеливый человек остается в выигрыше. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому этого не дано кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Для благодарности тоже нужно терпение, то есть благодарность — это отражение терпения. Так как проявлять терпение, когда у тебя все есть гораздо сложнее. Когда есть деньги, возможности для совершения греха, нежели чем тогда, когда у тебя ничего нет.
Абу Бакр (р.а.) выражая кому-то соболезнование, сказал: «Ты можешь проявлять недовольство, высказывать свое несогласие с судьбой, и ты этим совершишь грех, в итоге все будет по воле Аллаха. Или же ты можешь проявить терпение, сказать слова благодарности Аллаху, и ты получишь блага, в итоге все будет по воле Аллаха».
Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал: «Терпение для веры, то же, что голова для тела, воистину, нет веры у того, у кого нет терпения!».
Терпение – это одна из высочайших степеней веры. Для достижения этой степени у человека должны быть три вещи: знание, внутренне состояние (халь) и деяние. Знание подобно дереву, «халь» подобен ветвям, деяние же подобны плодам на этом дереве. У человека должны быть знания о благах дозволенных деяний, и о наказаниях, вреде греховных деяний. Человекe необходимо знать и уверовать, познать человеческую сущность, что человек отличается от ангелов и животных. Ангелы беспрекословно выполняют свои обязанности и не ослушиваются своего Господа. У животных есть только желание, они следуют только своим животным инстинктам. Человек же имеет и веру, и желание. В детском возрасте у человека преобладает желание, они делают что хотят, бегают прыгают, пробуют все на вкус, так как они еще не обладают знаниями. То есть нет того, чем можно противостоять желаниям. К примеру, ребенок не хочет пить горькое лекарство, а взрослый, обладая знаниями, делает все возможное чтобы вылечиться от болезни. Человек, взрослея набирает больше знаний, он начинает различать вредное для него и полезное, что доставляет ему удовольствие, а что нет. В этот момент у человека внутри происходит противоборство. То же самое и в религии, со временем Аллах дает знание, веру, и человек понимает, что грехи приносят вред, хоть они и искушают желания человека. Человек понимает о благе и пользе поклонении, хоть они и трудны для нафса. То есть идет борьба, с одной стороны требования религии, с другой стороны требования желаний. Есть войско шайтана и есть войско веры, и полем боя является сердце человека. Если войско веры победит, то у человека появится терпение, результатом которого станет избавления от греха. Например, когда мусульманин встает с теплой постели, совершает утреннюю молитву, хотя желает еще поспать. То есть и в благих поступках, и в противостоянии перед плохими проступками человеку требуется терпение.
В зависимости от проявления, терпение можно разделить на три типа:
Если вам Всевышним уготован небольшой удел в этом мире, как сказано в Коране: «Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (34:39). Если человек старается, трудится, делает все чтобы заработать на пропитание, и не вступает на недозволенный путь в поиске удела, то это является терпением в послушании Аллаху.
Терпение во время бедствий, трудностей, войны. Когда нафс говорит, живи, жизнь дорога, сбеги с поля боя и пр. С другой стороны, вера говорит, что сбегать с поля это грех, что станешь шахидом если умрешь, защищая свою веру, таким образом идет внутренняя война. В этом случае это терпение в предначертанном, когда верующий терпеливо переносит все то, что было ниспослано Аллахом.
Терпение перед прелюбодеянием, желанием живота. Если человек противостоит искушениям перед женщиной или желаниями в еде, то это терпение в отказе от греха, когда верующий не идет на поводу у шайтана.
Терпение – это отражение борьбы между верой и желанием, результатом которой является деяние. Будь то на войне или в отношениях с людьми. Человек может победить свои искушения, и всегда побеждать свои желания верой и терпением. Конечно, сложно достичь такого уровня, и не всем это по силам. Так как у каждого человека есть свой нафс, свое искушение, свой шайтан. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Абсолютно у каждого из вас имеется свой неразлучный приставник из числа джиннов!» Его спросили: «И даже у тебя, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И у меня, однако Всевышний Аллах помог мне одолеть его, и он принял Ислам и побуждает меня только к добру».
В хадисе говорится, что у каждого человека есть свой шайтан, который внутри побуждает к греховному. Не легко дается человеку одолевать это, чтобы вера всегда побеждала в этом противостоянии. Имам Газали называет таких людей – достигшие степени «сиддик», приближенные к Аллаху рабы.
В другой степени относятся люди, которые всегда поддаются своим желаниям. Это люди, которыми управляют их желания. Даже доходят до такой степени, что теряют надежду. Когда им говорят: «бросайте пить алкоголь, вы уже в возрасте, покайтесь, начните читать намаз» они говорят: «нам уже поздно, мы люди другого времени, пусть молодые читают» и т.п. В Коране Всевышний сказал:
Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний. (53:29-30)
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Самый умный мусульманин тот, кто часто думает о смерти и готовится к тому, что ждет его после смерти».
Следующая степень - люди, которые борются со своим нафсом, с искушениями, где переменно побеждают обе стороны. Это люди, которые, несмотря ни на что не перестают бороться.
В целом, в шариате терпение делятся на два вида: «тасаббур» - это большое терпение, которое дается человеку очень сложно и трудно. И «сабр» - это терпение которое дается человеку легко. В Коране сказано:
Того, кто расходовал на пути Аллаха, был богобоязнен, удерживался от запрещенного Аллахом, и с искренним убеждением уверовал в Него, Аллах направит на пути добра, что приведет его к благоденствию и спокойствию (92:5-7)
Терпение в зависимости от положения человека может быть обязательным, нежелательным или запрещенным. По воле Аллаха об этом расскажем на следующих уроках. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!