Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Ин шаа Аллах, с позволения Всевышнего и Его благословения, мы продолжаем тему воспитания нафса (эго). На прошлой лекции мы говорили о высокомерии, недуге «уджиб», «аль-гурур», о том, как человек обманывается материальным, впадает в сомнения и об уловках шайтана. Ещё один недуг, который портит человека и его сердце, недуг, от которого надо избавляться — это любовь к мирскому, а особенно любовь к деньгам и имуществу. Это является одним из недугов сердца. На этой лекции, ин шаа Аллах, мы узнаем подробнее. Что написано в Книге Аллаха про мирское? В хадисах пророка (с.а.с.), в словах сподвижников говорится, что мирское отдаляет человека от вечности. Передается в хадисе Пророка (с.а.с.), что однажды, он проходил мимо туши мертвого барана. И тогда он спросил:
Важен ли этот мертвый баран для его хозяев сейчас? Нужен ли он им? Люди ответили: «Его выкинули, так как он больше не нужен». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Я клянусь Тем, Кто владеет моей душой, то есть Аллахом, для Аллаха этот мир является ещё в худшем положении, чем этот баран для его хозяев».
В другом хадисе Пророк (с.а.с.) сказал:
Если бы мирская жизнь имела бы вес, хоть в крыло комара, Всевышний Аллах не дал бы кафиру, (человеку, который не верует и не признает Аллаха) даже один глоток воды.
Всевышний Аллах безмерно дает имущество и богатства всем людям, то есть перед Аллахом мирская жизнь не имеет веса даже в крыло комара. В хадисе переданным от имамов Тирмизи и Муслима говорится:
Мирская жизнь тюрьма для верующего и рай для неверующего.
Даже если неверующий переживает разные трудности и испытания в этом мире, эта жизнь является для него раем, потому что эта жизнь будет раем для него по сравнению с жизнью в вечности.
Наш Пророк (с.а.с.) ещё в одном хадисе:
Этот мир и всё, что связано с ним были прокляты, кроме того, над чем было упомянуто имя Аллаха.
То есть, если материальное отвлекает человека от вечности, от главной цели, то это проклято. Так же есть хадис, который был передан имамом Ахмадом:
Если кто-то любит мирское, тот рискует вечностью, кто любит вечность, тот рискует мирским.
Ставьте в приоритет то, что останется, а не то, что уйдет. Так же имам Ибн Аби Дунья передает: «Глава всех проблем — это любовь к мирскому».
Заид ибн Аркам передает: «Однажды мы были вместе с Абу Бакром (р.а.), тогда он попросил воды, и хозяин дома вместе с водой принес мед. Когда Абу Бакр притронулся ртом к воде, то начал плакать. Окружающие спросили, почему он плачет. Он ответил: «Однажды, когда я был с Пророком (с.а.с.), я видел, как он отталкивает от себя что-то, но рядом с ним никого не было. Я спросил: «О, посланник Аллаха, что ты отталкиваешь от себя?» Он ответил: «Мне в глаза представили мирскую жизнь. И я сказал, чтобы она держалась от меня подальше. Затем она вернулась и сказала: «Даже если ты от меня избавился, придут после тебя те, кто не может от меня избавиться». Абу Бакр ответил: «Я вспомнил эти слова Пророка (с.а.с.) и поэтому прослезился». Этот хадис передали имам Хаким и имам Байхаки.
Наш Пророк (с.а.с.) говорил:
Этот мир временный и можно им обмануться, и вы появились на этот свет, чтобы быть испытанными.
Есть риваят (сообщение) от Исы (а.с.): «Не превращайте мирское в своего Господа, не то, мирское сделает вас своим рабом, и если хотите накопить имущество, то никогда не делайте это там, где может случиться крушение». И есть еще один риваят от Исы (а.с.): «Мирское это требующее и требуемое. Кто требует мирское, тому мирское придет, пока тот не возьмет свое полностью. То есть, ризк человека уже записан, и человек не покинет этот мир пока не возьмет свой ризк. Если человек покинул этот мир, значит, он взял свое сполна от этого мира. Тот, кто требует мирское, его потребует вечное и придет к нему, и смерть настигнет его и заберёт к себе».
Передается от Пророка (с.а.с.):
Человек может желать мирское и постоянно думать о нем, но всё, что имеет к нему отношение это еда, питье, одежда и милостыня, это твоя доля, а остальное не имеет к тебе отношения.
Например, у человека могут быть миллионы, но он будет использовать примерно 10% из этого. Всё, что ему нужно - это еда, питье и место, где жить. А миллионы на его счету это, по правде, не его доля, потому что он их не использует. А те деньги, которые он потратил на милостыню, будет его долей в вечности. Имам Муслим передает хадис Пророка (с.а.с.):
Этот мир убежище для бездомного, имущество для бедного, и только глупец будет собирать имущество для этого мира.
Хадис передали имам Ибн Аби Дунья и имам Байхаки. То есть человек, у которого нет своей доли в вечности, ему этот мир служит убежищем, имуществом, а в вечности у него нет никакой доли. Иса (а.с.) сказал:
В сердце верующего не уместятся любовь к мирскому и любовь к вечному так же, как и не уместятся вода и огонь в одном сосуде.
Также, передается от Нуха (а.с.): Джибриль (а.с.) спросил его:
О, пророк, который жил дольше всех. Как ты оценил мирскую жизнь? - Как дом, имеющий две двери, зашел с одной двери и вышел с другой.
Про Нуха (а.с.) в Коране Всевышний Аллах говорит: Со своим народом он был 1000 лет без 50 лет. Это время, когда он занимался призывом. А сколько он жил до этого? Примерно 10 веков. 1000 лет пролетели, как вход с одной двери и выход с другой. Если вы зададите тот же вопрос людям, которые дожили до 80-90 лет, то и они ответят, что время быстротечно, что только вчера они были молоды, а сейчас они уже состарились.
Передается от Пророка (с.а.с.), что он отправил Абу Убайду ибн аль-Джарраха в Бахрейн собрать закят. Когда он вернулся, перед ним вышли ансары и мухаджиры, чтобы встретить его. Пророк (с.а.с.) после того, как они совершили молитву, увидел собравшуюся группу людей, и сказал: «Вы, наверное, думаете, что Абу Убайда приехал с чем-то, принес с собой что-то?» (Вообще, если кто-то приезжает из Хаджа или же с поездки, то люди собираются у него с надеждой, что он с собой принесет какие-то гостинцы). Тогда они ответили: «Да, всё верно, о, посланник Аллаха». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Я не боюсь, что вы будете в нищете, но боюсь того, что для вас откроются двери богатства, как были открыты для ваших предшественников, и вы начнете соревноваться в мирской жизни и вы погубите себя так же, как погубили себя те, кто были до вас». Хадис был передан имамами Бухари и Муслим.
Так же имам Байхаки приводит хадис от Пророка (с.а.с.):
Не губите свои сердца поминанием мирского, то есть не обманывайтесь мирским.
От Али (р.а.) передается: «Если кто-либо соберет эти 6 вещей, то значит, он желает рай, и избегает ада. Первое – Человек, который познал Аллаха и повиновался ему. Второе - Тот, кто познал дьявола и пошел против него. Третье - Тот, кто постиг истину и следует ей. Четвертое - Тот, кто постиг ложь и уберег себя от нее. Пятое - Тот, кто познал мирскую жизнь и отказался от нее. Шестое - Тот, кто познал вечность и устремился к ней».
Передается хадис от имама Хасана аль-Басри: «Были такие люди (он говорит про сподвижников Пророка (с.а.с.)), которые брали имущество у людей и относились к этому очень ответственно, и возвращали их имущество в целости и сохранности хозяевам. И они покинули этот мир в хорошем, легком состоянии». То есть, Пророк (с.а.с.) говорит про своих сподвижников таким образом, что они, данное от Аллаха, использовали с ответственностью и бережностью, и вернулись к Аллаху в хорошем и радостном положении.
Имам Хасан аль-Басри приводит ещё один хадис: «Если кто-то соревнуется с тобой в религии, то соревнуйся с ним. А если кто-то соревнуется с тобой в мирском, то брось его (мирское) этому человеку».
Передается от Лукмана аль-Хакима: «О, мой сын, мир — это глубокий океан, многие люди утонули в этом океане, и твоим кораблем будет служить твои богобоязненность и набожность перед Аллахом».
То есть, тот, кто сделает свой корабль богобоязненностью, тот в целости и сохранности дойдет до берега. Когда некоторых ученых просили описать мирскую жизнь, они отвечали: «Она старит тело, усиливает надежду, приближает смерть и отдаляет то, что желает человек». Со временем человек стареет, а его надежда усиливается, и каждый пройденный день приближает его к смерти, и вместе с этим желания человека отдаляются от него.
Имам аль-Фудаиль ибн Ийад говорит: «Если мирская жизнь была бы драгоценной вещью, а вечная жизнь была бы дешевой вещью, то мы бросили бы то, что дешево, и взяли бы то, что дорого. Но если мирская жизнь была бы дешевой, а вечная жизнь была бы дорогой и вечной, то, как человек может променять дорогое на дешевое и нестоящее».
Передается от Имама Абу Хазима: «Остерегайтесь любви и обожания мирской жизни: В Судный день человек престанет перед Аллахом и людьми, и о нем скажут как о человеке, который любил и обожал то, что запретил и унизил Аллах».
Имам Лукман аль-Хаким наставлял своего сына таким образом:
О, мой сын! Откажись от мирского ради вечной жизни. Тогда, ты будешь в выигрыше и в мирской, и в вечной жизнях. Не отказывайся от вечности ради мирского. Ты потеряешь и то, и другое.
Передается от Ибн Аббаса (р.а.): Всевышний Аллах разделил мирскую жизнь на три части. Первая часть для мусульман, вторая часть для мунафиков (лицемеров), третья часть для неверующих. Часть для мусульман — это пропитание на вечность. Мусульманин свою долю берет в вечности. А мунафик возьмет как мучение. А неверующий получает свою долю в этом мире и наслаждается ею.
Есть слова от некоторых ученых: Мирская жизнь подобна мертвечине. Кто будет соревноваться, и стремиться ради мирского, тогда пусть готовит себя быть сотоварищем собакам.
Однажды один человек подошел к Али (р.а.) и спросил: «О, правитель мусульман! Опиши мне мирскую жизнь». Тогда он ответил: «Как я могу описать тебе мирскую жизнь? В этом мире здоровый человек подвергается болезням, радостный человек жалеет и скорбит, бедняк плачет, богатый подвергается фитне (смуте, испытанию), в халяле есть счет, в хараме есть мучение, в сомнительном есть порицание». Если человек богатеет, то выходит за рамки, бедняк плачет, богатый выходит за границы дозволенного, в халяле есть счет, в хараме есть мучение, в сомнительном есть порицание. И ему задали тот же вопрос. Он ответил: «Мне ответить коротко или длинно?» Ему ответили: «Коротко». Он ответил: «В халале есть счет, в хараме есть мучение. Если твое имущество заработано дозволенным, халяльным путем, ты предоставишь счет за это, а если запретным, харамным путем, то ты будешь в мучении».
Имам ибн Сулейман ад-Дарани говорит: Если в сердце человека есть стремление к вечности, то мирское приходит и начинает бороться с вечностью за место в сердце у человека. А если в сердце человека есть стремление к мирскому, то вечное НЕ приходит чтобы бороться с мирским за место в сердце у человека. Потому что вечность выше того, чтобы бороться с мирским. А мирское это низкое и ничтожное. То есть если вы днем и ночью, думаете только о мирском и любите его, то не думайте, что вечность и иман (вера) придет и начнет бороться за место вместо мирского. А если вы думаете только о вечном, то, конечно же, мирское придет и начнет пытаться занять место вечного.
Имам Малик ибн Динар говорит: «Чем больше человек грустит из-за мирского, тем больше тревожность за вечное будет покидать его. И чем больше человек грустит из-за вечного, тем больше тревожность за мирское будет покидать его».
Али (р.а.) сказал: «Мирское и вечное подобно двум женам одного человека. Чем больше ты радуешь одну, тем сильнее вторая злится на тебя».
Имам Суфьян ас-Саври говорит: «Бери для тела из мирского, бери для сердца из вечности».
Имам Вахб ибн Мунаббих сказал: «Умный человек знает истину этого мира и зачем Аллах создал его, он будет использовать это как следует и уйдет в вечность с добычей. А глупый, кто обманут мирским будет в невежестве, он поймет, что был в невежестве только когда покинет этот мир. Когда они захотят вернуться обратно, то не смогут этого сделать».
Имам Хасан аль-Басри говорит: «Когда душа человека покидает его тело, она будет жалеть о трех вещах. Первое - Ему было достаточно того, что он копил. Он будет жалеть, что не смог насладиться тем, что он накопил. То есть, он работает днем и ночью, копит деньги с надеждой, что когда-нибудь он пожнет плоды своего труда, но в один день он покинет мир, так и не познав наслаждение от своего труда. Второе - Что не смог добиться своих целей и желаний. Третье - Что не смог собрать благие дела на следующую жизнь. Человек может любить мирскую жизнь и стремиться к ней, но ангел смерти постучится в его дверь. И у него будет сожаление. Если бы я мог пожинать плоды своей работы. Или - Если бы я жил чуть дольше, я смог бы большего добиться. Мне стоило думать о вечности и готовиться к ней».
Мы и сами видим жизни многих людей, которые покидают этот мир, как только они начали жить хорошо. И слышим, как люди говорят, что он погиб в раннем возрасте. То есть он покидает мир, так и не познав наслаждение от своего труда.
Имам Абу Сулейман ад-Дари говорит: «Только человек в чьем сердце есть тревожность и беспокойство о вечности может пересилить вожделение и похоть мирской жизни».
Имам Яхья ибн Муаз сказал: «Аль укала'у саласа. - Умный человек бывает трех видов. Первый - Тот, кто оставил мирское до того, как оно оставило его. Второй - Тот, кто украсил свою могилу перед тем, как он войдет туда. То есть тот, кто готовил себя к загробной жизни хорошими деяниями. И третье - Тот, кто получил довольство своего Создателя перед тем, как встретился с Ним».
Хотите вы этого или нет, мирская жизнь покинет вас, даже если вы не покинете ее. Даже если вы не будете украшать свою могилу, вы так или иначе туда войдете. Как говорил Пророк (с.а.с.):
Могила — это яма из ада и сад из рая. Кто готовит и украшает свою могилу благими деяниями, то его могила станет садом из рая.
Есть слова Али (р.а.): «Мирская жизнь состоит из 6 вещей: еда, питье, одежда, транспорт, запах и женщина. Самое вкусное из еды это мед. А мед — это вещь, на которой собираются мухи. А самое лучшее из питья — это вода. А вода одинаковая как для мусульманина, так и для кяфира (неверующего). Самое лучшее из одежды — это шелк. А шелк сделан из насекомых. Самое лучшее из транспорта (в то время были только лошади) это лошадь, но сколько людей погибают на лошади. Следующее — это женщина. Женщина красится и показывает всё самое лучшее в себе мужу, ее лицо считается самой красивой частью тела, но та часть, откуда выходит ее наджас является самой востребованной частью. Это правда жизни. Самое лучшее среди запахов это миск. А миск это кровь. Миск делается из крови животного». Вот таким вот образом он пояснил истину мирской жизни.
Вообще, что такое мирская жизнь? На арабском слово "дунья" исходит из слова "дуну", что означает "унизиться" и имеет еще одно значение "быть ближе". То есть все, что встречается до вечности, это является мирским. Всё, что он получает и пользуется до смерти, до вечности будет мирским.
Пророк (с.а.с.) сказал, что даже намаз является мирским. Есть вещи, которые пойдут вместе с человеком в вечность. Есть вещи, которые станут причиной мучений. Например, если человек наслаждался намазом, поминанием Аллаха, чтением Корана, то это то, что стало близко к человеку в мирской жизни, но пойдут с ним в вечность. Это похвальное. У человека есть душа и тело, и у них есть потребности. Цель души — это поклонение. Тело требует еду, питье и т. д. Мирское, имущество, деньги они удовлетворяют эти потребности и должны служить телу, а тело должно служить душе. Имущество, которое было использовано во благо душе, считается похвальным. А в ином случае это плохое и бесполезное.
Если Аллах позволит, то мы пройдем эти темы, ин шаа Аллах, на следующих лекциях.
Пусть Аллах дарует нам полезное знание и соответствующие ему деяния! Аминь!