Урок 103: Этикет мусульманского братства - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 16:27
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:28 06:47 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-авваль 1446
Григорианский
19 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 103: Этикет мусульманского братства

Урок 103: Этикет мусульманского братства

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы с вами проходим главу, которая относится к повседневной жизни человека. В этой главе мы начали тему мусульманского братства, наши права и обязанности перед мусульманами, в целом о важности любить кого-либо ради Аллаха, быть братьями, друзьями.

 

Имам Газали (رحمه الله) в этой главе сказал, что любовь ради Аллаха, братство, дружба — это плоды благого нрава, а разногласие, ненависть — это плоды плохого нрава. Поэтому, если человек хочет найти себе брата мусульманина, то в первую очередь он должен впитать в себя семена, которые являются причиной благого нрава. И тогда он найдет себе хорошего брата. Когда Всевышний Аллах хвалил Пророка , говорил:

 

«и поистине, ты человек превосходного нрава» (68:4)

 

Также Пророк в своем хадис шарифе сказал:

 

«Чаще всего помогает людям попасть в рай богобоязненность и благонравие».

 

Этот хадис с достоверным иснадом передали имам Тирмизи, имам Хаким от Абу Хурайры (رضى الله عنهم). Также сподвижник Пророка Усама бин Шурайк (رضى الله عنه) говорил:

 

«Как-то мы спросили Пророка, что самое лучшее что дано человеку, тогда он ответил: «Благой нрав».

 

В другом хадисе Пророк сказал:

 

«В Судный день благонравие будет одним из самых тяжких грузов на весах добрых дел».

 

Когда Пророк рассказывал о цели своего пророчества он говорил:

 

«Я был послан чтобы довести до совершенства праведный нрав».

 

Если в человеке красивый нрав и ахляк - это первый шаг к тому, что он найдет себе брата на пути Аллаха. Братья на пути Аллаха это результат вашего благого нрава. Братство на пути Аллаха это большой дар от Господа. Перечисляя все блага, дарованные Пророку Всевышний Аллах сказал:

 

«Если бы ты израсходовал все то, что есть на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их».

 

В другом аяте как результат этого сказано:

 

«...Вы стали братьями по милости Аллаха, которые любят друг друга ради Аллаха».

 

Всевышний Аллах далее говорит:

 

«И крепко схватитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь».

 

То есть мусульманин отзывчив, любящ, обладает благим нравом и видит в братстве с мусульманами счастье. В хадисе Посланник Аллаха сказал, что мусульманин – быстро находит общий язык с мусульманином, так как у них общие цели, одна религия, они считают друг друга близкими людьми. Имам Тирмизи (رضى الله عنه) от Муаза (رضى الله عنه) передает хадис, в котором сказано следующее:

 

«Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Для любящих друг друга ради Моего величия получат (в раю) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды».

 

Также в хадисе Пророка сказано:

 

«Если два человека любят друг друга ради Аллаха, самым любимым для Аллаха будет тот, кто сильнее любит своего брата».

 

Имам Газали приводит слова, что если среди двоих, любящих друг друга ради Аллаха, степень одного будет выше другого (в богобоязненности, знании, искренности) то степень другого сравнится с ним, то есть степень его брата поднимется до его степени, и он будет вместе с ним. Этот случай, как говорится в Священном Коране, относится к родственникам. Например, если степень сына низкая, то Всевышний Аллах повышает его до степени его отца. В Судный день такое благо даруется и тем, кто были братьями друг другу. Так как те, кто любят друг друга ради Аллаха, если между ними появляется братство, то это степень не ниже родственной степени. Всевышний даровал такое благо, если степень человека низкая, то Всевышний уравнивает его с более высокой степенью его родственника. Всевышний Аллах это благо дарует и тем, кто были братьями на пути Аллаха.

 

Также Пророк в своем известном хадис шарифе говорил о семи разных людях, и один из этих семи – те, кто любили друг друга ради Аллаха, объединялись на пути Аллаха. В другом хадисе Посланник Аллаха сказал: «Как-то раз один человек пошел навестить своего брата, жившего в другом селении, а Всевышний Аллах велел ангелу поджидать его на дороге, по которой он шел. Когда этот человек подошел, ангел спросил: «Куда ты идешь?» Он ответил: «Я хочу навестить своего брата, живущего в этом селении». Ангел спросил: «Может быть ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, а теперь желаешь получить благодаря этому пользу для себя?» Человек ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха». Тогда ангел сказал:

 

«Я же поистине, послан тебе Аллахом, чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха».

 

Хадис передал имам Муслим (رضى الله عنه).

 

В хадисе, переданном имамом Тирмизи говорится:

 

«Пророк сказал: «К тому, кто навещает больного или посещает своего брата по вере, делая это ради Аллаха, обращается глашатай (из числа ангелов), говоря: «Да возрадуешься ты, и да будет благостным твой путь, и да удостоишься ты жилища в Раю!». 

 

Таким образом, если вы будете навещать брата из джамаата, брата которого вы любите ради Аллаха, мусульманина с которым вы познакомились в мечети, с которым вас не связывает ничто из мирского, лишь отношения как к брату мусульманину, то Всевышний Аллах отправит ангела, который будет молиться за вас и по воле Аллаха приготовит для вас место в Раю. Али (رضى الله عنه) сказал:

 

«Водите дружбу ради Аллаха с братьями из числа мусульман, вы получите пользу от них в этом мире и в вечном. Разве вы не слышали слова обитателей ада: «У нас нет заступников и нет искреннего друга».

 

То есть у них не будет друзей заступников, помощников, так как их дружба не была основана на довольстве Аллаха, их дружба была основана по другим причинам. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

 

«В тот день друзья станут врагами, кроме богобоязненных».

 

Дружба ради Аллаха будет продолжаться и в ахирате. Люди, чья дружба основана на статусе, выгоде или других причинах, в Судный день станут врагами. Наоборот они скажут: «О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе другом!». А те, кто любил своего брата ради Аллаха, будут обитать в раю в своих прекрасных жилищах, будут покровителями друг другу, будут поднимать степень своих братьев. Всевышний Аллах даровал им такое благо, такие возможности. Поэтому мы должны стараться увеличить дружбу ради довольства Аллаха. Имам ибн Саммак (رضى الله عنه) сказал:

 

«О Господь, даже когда я оступался и грешил, я любил тех, кто повинуется и любит Тебя, прими же мое покаяние».

 

То есть ваша любовь ради довольства Аллаха может стать причиной повышения вашей степени. Но при этом вы сами должны стараться, совершать деяния. Если вы грешите и перед смертью скажете, что любили праведников, это не принесет вам пользы. Об этом имам Хасан аль-Басри говорил:

 

«О сын Адама! Пусть тебя не обманывают слова тех, кто цитирует хадис: «Человек будет с теми, кого он любит». Поистине, ты не присоединишься к праведным людям, не совершая такие же деяния, как и они. Ведь иудеи и христиане любят своих пророков (мир им), однако они не будут вместе с ними».

 

Поэтому имам Газали говорит, эти слова означают, что одной любви недостаточно, даже если ты не достигнешь их степени, ты должен стараться походить на них.  Из предыдущих Писаний сообщается, что Всевышний Аллах сказал Мусе ((عليه السلام: «О Муса, совершал ли ты когда-нибудь деяния ради Меня?» Муса ((عليه السلام сказал: «О мой Господь, я ради Тебя совершал молитву, соблюдал пост, подавал милостыню и поминал Тебя». Всевышний Аллах сказал: «Намаз является для тебя доказательством, пост – щитом, садака – тенью, а зикр – светом. Если так, какое деяние ты совершил ради Меня?». Муса ((عليه السلام сказал: «О мой Господь, научи меня деянию, которое будет ради Тебя». Всевышний Аллах сказал: «О Муса, приобрел ли ты ради Меня друга или врага?». После этого Муса ((عليه السلام узнал, что лучшим деянием является любовь и гнев на пути Аллаха».

 

К имаму Мухаммаду ибн Васи подошел один человек и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха!», - а тот ответил ему: «Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты полюбил меня!».

 

Имам Фудайль сказал: «Встречать брата с улыбкой это тоже поклонение».

 

Следующий вопрос: кого вы можете называть братом, которого любите ради довольства Аллаха? Какие причины являются основанием для того, чтобы любить другого ради довольства Аллаха? В целом имамы говорили, что любовь к человеку происходит по разным причинам. Первое, когда любят по природной совместимости. Имам Муслим передал хадис от Абу Хурейры (رضى الله عنه), что Пророк сказал:

 

«Души – это войско, собранное воедино».

 

То есть это духовная совместимость. Люди любят, потому что они подходят друг другу, они понимают друг друга с полуслова и легко ладят. Имам Газали называет это природной совместимостью.

 

Либо вы любите то, что находите в этом человеке, его качества. Это не относится к любви ради довольства Аллаха. Порой люди любят друг друга и не могут объяснить причину, они говорят, не знаю почему, он мне просто близок по душе и т.п. Второй вид любви, когда любят человека из-за его качеств. Так же и люди могут любить из-за статуса, положения, для достижения богатства. Это, разумеется, не относится к любви ради довольства Аллаха, это не братство на пути Аллаха, даже если вы так думаете.

 

Имам Газали говорит: является ли любовь к устазу любовью ради довольства Аллаха? Если у вас мирская цель, то это не является любовью ради довольства Аллаха. Любить учителя, чтобы использовать полученные знания для обретения почета среди людей или любить учителя, который преподает светские науки, с целью стать большим ученым, это тоже не относится к любви ради довольства Аллаха.

 

Если вы любите человека, от которого к вам приходит польза для ахирата, то такая любовь считается ради довольства Аллаха. Имам Газали приводит ряд примеров этому, и основная наша намеченная цель, любовь ради довольства Аллаха – это беспричинная, непринужденная любовь. Когда ничто не вынуждает любить ради довольства Аллаха.

 

Порой причиной дружбы становятся внешние обстоятельства. Например, вы устроились на работу, познакомились с коллегами и завязываете с ними дружбу. То есть, вы намеренно не искали их, и вы сдружились с ним не потому что они любят Аллаха, но по причине работы, соседства, службы и т.д. Если завтра вы уйдете в другое место, вы потеряете с ними связь и дружбу. Это дружба не по вашему выбору, это дружба к которой подводят разные обстоятельства. Имам Газали называет это дружбой не по воле человека. Но если в дальнейшем люди находят друг друга, полюбили друг друга ради Аллаха, меняя причину их дружбы, то и хукм тоже меняется.

 

Кого мы можем назвать настоящим другом и что такое настоящая дружба? Эти и другие вопросы мы, по воле Аллаха, изучим в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi