Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Абу Хамида Газали «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы начали главу: «Надежда и страх». Мы ознакомились с тем, что есть истинная надежда и страх. Также мы говорили, что тот, кто поистине надеется и боится, должен делать все что в его руках, и положится на Аллаха в том, что от него не зависит.
В основе надежда и страх не противоречат друг другу. Страх тоже подталкивает человека к деяниям. Если одни совершают поклонения надеясь на Аллаха, другие совершают поклонения из-за страха перед Аллахом. Если страх подталкивает человека к благим деяниям, то это правильный страх. Так же и с надеждой, которая бодрит человека и должна служить стимулом. Имамы говорят, что поклонение, совершенное с надеждой лучше, чем совершенное из-за страха, так как во многом надежда связана с любовью. То есть человек любит поэтому надеется. К примеру, у правителя есть два сановника. Первый сановник служит, потому что любит своего правителя, надеется и далее ему честно прослужить. Второй сановник служит, потому что боится провиниться, боится наказания правителя. Конечно же служащий, который любит правителя и надеется ему честно служить, ближе к правителю, чем тот, кто страшится его наказания. Поэтому имамы говорят, что поклонение, основанное на надежде, стоит выше, чем основанное на страхе. В Священном Коране и хадисах Пророка ﷺ много сказано про достоинство истинной надежды. Всевышний сказал:
«Не отчаивайтесь в милости Аллаха» (39:53)
В одном из риваятов сообщается, что Аллах Всевышний сказал Якубу (а.с.):
«О, Якуб! Знаешь ли ты, почему Мы разделили тебя с Юсуфом?»
Якуб ответил:
«Нет мой Господь, не знаю».
Всевышний Аллах сказал:
«Я разделил тебя с ним из-за твоих слов. Когда твои сыновья сказали: «Отпусти его с нами в степь», ты испугался и сказал: «Его съест волк». Ты не помянул Меня и не понадеялся на Меня. Если ты станешь уповать и надеяться на Меня, то Я верну тебе Юсуфа, и Буньямина».
Услышав это, Якуб (а.с.) успокоился.
Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе сказал:
«Не уходите из жизни, кроме как находясь в состоянии наилучшего мнения об Аллахе». (Муслим)
В хадисе-кудси Всевышний сказал:
«Я таков, как думает обо Мне раб Мой».
Пророк пришел к умирающему человеку и спросил его, как он себя чувствует. Тот ответил: «Я надеюсь на милость Аллаха и боюсь своих грехов». Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если в такой час в сердце раба нашли место эти два чувства, то Он непременно дарует ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится».
Как-то Али (р.а.) встретил человека, страхи которого привели к безнадежности. Тогда Али (р.а.) сказал ему:
«То, что ты потерял надежду в милости Аллаха, тяжелее чем твои грехи».
В Коране сказано:
«Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас, и вы оказались одними из потерпевших убыток». (41:23)
Человек всегда должен хорошо думать о своем Господе. Также в Коране говорится:
«Воистину, те, которые читают писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной». (35:29)
Из этих аятов мы понимаем, что мы всегда должен придерживаться хорошего мнения об Аллахе, и никогда не терять надежду на милость Всевышнего. То есть в сердце человека никогда не должен погаснуть огонь надежды. Каким образом человеку укрепить и увеличить чувство надежды? Кому это необходимо?
Имам Абу Хамид Газали приводит, что чувство надежды в сердце, должны укреплять два типа людей:
1. К первому типу относятся люди, страх которых подтолкнул их на совершение греховного поступка по отношению к себе или другим. Такой человек должен укреплять в сердце надежду, чтобы она преобладала. То есть, когда страх побуждает выходить за рамки дозволенного в поклонении. Когда человек переходит на такой уровень поклонения, которое вредит ему самому, его семье, здоровью. Как приводится в хадисе:
«Однажды, трое пришли в дом Пророка ﷺ, и стали расспрашивать его жен о том, как Пророк ﷺ поклоняется Аллаху. Услышав ответ, им показалось, что Пророк ﷺ поклоняется мало. Они сказали: «Где мы, а где Пророк ﷺ? Ведь ему прощены все его бывшие и будущие грехи!»
Тогда один из них сказал: «Я все ночи совершаю намаз». Другой сказал: «Я каждый день соблюдаю пост». Третий сказал: «Я избегаю женщин и никогда не женюсь».
Узнав об этом Посланник Аллаха ﷺ подошел к этим людям и сказал:
«Знайте же, что я, клянусь Аллахом, являюсь самым богобоязненным среди вас, но вместе с этим, я соблюдаю пост и разговляюсь, совершаю намаз по ночам, но и сплю тоже, и у меня есть жены. Тот же кто отвернется от моей сунны - тот не от меня».
То есть, страх в их сердцах подтолкнул их совершать то, что приносит им вред. Если бы Пророк ﷺ не запретил им это, то они непременно дошли бы до такого.
2. Второй тип людей, это те, которые потеряли надежду и оставили поклонение. Когда человек думает, что сколько бы он не совершал поклонений, ему не достичь уровня поклонения достойного Господа. Сколько недостатков в поклонении и будут ли они приняты и т.п. То есть человек сам себя загоняет в угол своими сомнениями и теряет надежду на милость Аллаха.
Человеку же, который без сомнения совершает грехи, наоборот, нужно укреплять чувство страха. Так как страх поможет ему оставить грехи. Если ему сказать, что Аллах милостив, что Всевышний прощает грехи, то такой человек еще больше будет их совершать. В целом, когда человек говорит наставление, он должен смотреть на положение человека.
К примеру, на прошлом уроке мы приводили историю из суры «Кахф», где богатый владелец садов, гордился собой, и сказал: «Не думаю, что этот сад исчезнет когда-нибудь», что если он умрет, то его положение будет не хуже. Таких людей называют обманутыми. В Коране сказано:
«Соблазнитель (дьявол) обманул вас относительно Аллаха». (57:14).
Этот человек был из таких людей. К нему подошел его бедный знакомый и сказал наставление. Он не сказал ему, что Аллах милостив, Он простит тебя, продолжай в том же духе. Наоборот, он сказал:
«Если же ты видишь, что я беднее тебя имуществом, детьми и помощниками, то, может быть, мой Господь дарует мне в ближайшей жизни и в будущей жизни сад лучше, чем твой, и пошлет на твой сад несчастье с неба, как удар молнии, и он станет скользкой землей, где ничего не станет расти и на которой никто не сможет стоять, или может быть, его воды уйдут в пропасть под землей, и ты не сможешь их отыскать и достать, чтобы поливать свой сад». (18:40-41)
То есть он использовал устрашающий метод, так как того, кого он наставлял - человек грешный, при этом чувствует себя спокойно и думает, что и будущей жизни его положение будет хорошим.
Имам Газали говорил в свое время, что людям сегодняшнего поколения нужно говорить слова, которые усиливают только страх в сердце. Таким образом он характеризовал общество своего времени. Что можно сказать о нашем обществе. В наше время если ситуация не хуже, то и не лучше.
Теперь, как же нам усилить надежду? Имам Газали приводит: первое – размышление, обсуждение. Второе – чтение, обучение аятам, хадисам, словам ученых про надежу, милость Аллаха.
Людям нужно поразмыслить, посмотрев вокруг. Как все гармонично и красиво сотворено вокруг нас, и мы сами. Размышление укрепляет нашу веру и надежду. Если Аллах создал все на этой временной земле красиво и гармонично для людей, что же ждет людей в ахирате? Также человек должен размышлять об аятах Корана, о чудесах, которым Творец наполнил Вселенную.
Аятов связанных с надеждой в Коране много, к примеру:
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный». (39:53)
Всевышний Аллах, в 7 аяте суры «Гафир», приказал даже ангелам просить прощения для правоверных и молиться за их благонравие. Геенной, созданной для неверующих, Аллах устрашает сердца Своих рабов.
«Над ними будут навесы из огня, и под ними будут навесы. Этим Аллах устрашает Своих рабов» (39:16)
В другом аяте говорится:
«Бойтесь Огня, который уготован для неверующих». (3:131)
Также много хадисов и слов ученых, дошедших до наших дней, которые укрепляют надежду в сердце человека. Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Поистине, мое заступничество будет для людей из моей уммы, грехи которых велики».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Аллах разделил милосердие на сто частей. Девяносто девять частей оставил у Себя и одну часть ниспослал на землю, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и животные».
В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с таким количеством прегрешений, что заполнят собой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».
В следующем хадисе, Посланник Аллаха сказал:
«Если бы неверные знали милость Аллаха, ни один из них не потерял бы надежду на рай».
Также приводятся слова ученых касательно большой надежды человека, которые по воле Аллаха изучим на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!