Урок 25: Жадность - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 16:27
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:28 06:47 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-авваль 1446
Григорианский
19 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 25: Жадность

Урок 25: Жадность

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид


 

По воле Аллаха, мы продолжаем цикл уроков на тему воспитания своего нафса (эго). Мы вместе с вами изучаем такие вещи, которые являются пороками (болезнями) сердца. Тема сегодняшнего урока - жадность. Имам Газали, да помилует его Аллах, пишет, что богатство в первую очередь подталкивает человека к греховному (запретному). Иногда человеку просто не хватает финансовых возможностей, чтобы совершить греховный поступок. Как только у человека проявляет возможность, деньги или имущество, если у него нет имана (веры), он приступает к желанным греховным делам, так как богатство, как мы знаем, придает человеку некую силу и уверенность. Также человек излишествует в делах "мубах" (дозволенных). К примеру, богатый человек привыкает к роскошному образу жизни, излишествует в затратах, если он по каким-то причинам теряет свое богатство, то испытывает большие трудности с переходом в другое состояние (экономность, бережливость). Желание обрести прежнее состояние, может подтолкнуть человека к греху.

 

Несмотря на то, что Пророк Мухаммад (ﷺ) был предводителем всех мусульман и правителем, тем не менее, он вел очень скромный образ жизни. В доме у Пророка (ﷺ) по словам матери правоверных Айши (р.а), месяцами из еды были только финики и вода. Конечно же, вести такой образ жизни, с нашим уровнем богобоязненности сложно.

 

В Коране Всевышний Аллах говорит:

 

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (63:9).

 

Есть состоятельные, богатые люди, которые не в состоянии прийти в мечеть, посещать занятия, из-за нехватки времени, загруженности в работе. Есть люди, которые ведут скромный образ жизни, которые работают, при этом посещают занятия в мечети, читают коллективно намаз, в их жизни мы видим благополучие.

 

В риваяте (сообщении) от Исы (а.с) приводится:

 

«В жизни человека есть три бедствия: «Первое, это заработок недозволенным путем», его спросили: «А если дозволенным?", Иса (а.с) ответил: «Второе, расходовать не надлежащим образом», его спросили: «А если правильно расходовать?», Иса (а.с) ответил: «Третье бедствие, беспокойство за сохранность и приумножение имущества отвлекает от поминания Аллаха».

 

Для укрепления веры, богобоязненности, знания, человеку нужны - покой сердца, гармония души. Если же сердце обеспокоено только имуществом, в голове тысяча цифр, дел, то сложно в таком состоянии укреплять богобоязненность. Как говорил Пророк Мухаммад (ﷺ):

 

«Цените пять вещей, пока их не заменят другие пять …»,

 

одна из этих вещей — это свободное время. У людей с большим количеством имущества, как правило, мало свободного времени. В целом, что касается имущества, чтобы человек в заработке не шел по запретному пути, чтобы не подвергался такому пороку сердца, как жадность, у человека должно быть довольство, умеренность. То есть, если человек имеет средний достаток и довольствуется этим, то это милость, дарованная ему Аллахом.

 

Пророк (ﷺ) в хадисе сказал:

 

«Тот, кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточно пропитания, чтобы хватило ему на один день, то можно сказать, что весь мир был дарован ему».

 

То есть, не смотря на то богатство, имущество человека, у него должно быть довольство. Если у человека не будет довольства, а наоборот увлеченность к имуществу, если он даже не богат и не владеет большим количеством имущества, то его сердце будет в беспокойстве, как у богатого. В его сердце не будет покоя, и времени для поминания Аллаха.

 

В другом хадисе Пророк (ﷺ) говорит, о жадном приобретении имущества:

 

«Если бы сын Адама (человек) обладал двумя долинами, полными золота, то он захотел бы и третью, а если бы он обладал тремя, то непременно захотел бы и четвертую. Ибо не насытятся глаза сыновей Адама кроме, как землей».

 

Так же в хадисе от имамов Бухари и Муслима, Посланник Аллаха (ﷺ) говорит: «Человек стареет, но две вещи у него не стареют, это надежда и любовь к имуществу».

 

В хадисе, Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Поистине, Джибриль внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь брать удел наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».

 

Пророк (ﷺ) сказал ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах):

 

«Не завидуй тому, кто собрал имущество недозволенным путем, поистине, если он будет раздавать милостыню из этого имущества, то не будет это у него принято. А если он оставит это имущество, то оно будет его багажом в ад».

 

Как человеку очистить свое сердце, избавиться от прельщения вещами?

 

Первое, что необходимо, по словам имама Газали, это бережное расходование. Чем больше у человека потребность, тем больше у него расходов. В хадисе от имамов  Бухари  и  Муслима,  Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Поистине, Аллах Мягок, и Он любит мягкость во всем».

 

При расходовании средств человек не должен выходить за рамки. Экономный подход к затратам, как в нужде, так и в достатке.

 

Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:

 

«Есть три качества, которые спасут человека:

 

1) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто при людях, так и скрытно;

 

2) бережно, экономно тратить, как в нужде, так и в богатстве;

 

3) справедливость, как в гневе, так и в хорошем, радостном состоянии».

 

Второе, нужно довольствоваться тем, что имеешь. Не страдать о том, что тебя может ожидать в будущем и в этом человеку помогает надежда. То есть человек получит свой удел, независимо будет ли он переживать, расстраиваться или нет. Боязнь и переживание не являются причинами получения удела, поэтому лишнее проявление этих качеств за свой удел, являются наущениями шайтана.

 

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

 

«Шайтан пугает вас бедностью и старается отвратить вас от благодеяний...» (2:268).

 

Некоторые говорят, завтра поднимется доллар, будет инфляция, закят (обязательная милостыня) не давай, лучше  вложи  деньги  и  тому подобное.

 

Так же в Коране говорится:

 

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает» (65:2).

 

У Аллаха много путей наделения человека уделом. Когда перед человеком закрывается какая-то дверь удела, он не замечает другие двери. Иногда человек ожидает доход только от зарплаты или премии, так как его сердце привязано к этой зарплате. Но Аллах наделяет человека уделом оттуда, откуда он не ожидает. В такой ситуации упование на Аллаха должно быть сильное.

 

В хадисе Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Каждое утро, когда просыпаются рабы Аллаха, спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение», а другой обращается к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, приведи скупого к ущербу!».

 

Третье, что необходимо для избавления от прельщения вещами — это знание того, что довольствующий будет уважаемым, если же будет претендовать на чужое, то лишится уважения.

 

Если у человека нет имущества или его очень мало, то он должен проявлять довольство, а у богатого человека должно быть такое качество как щедрость.

 

Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:

 

«Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них, они приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них, они  приведут в  Ад».

 

Пусть Аллах наградит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть примет все наши поклонения! Аминь!

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi