Урок 46: Терпение и благодарность, часть 2 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 06:11
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:50 06:11 12:56 17:37 19:36 20:56
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Рамадан 1442
Григорианский
13 апреля 2021

Циклы уроков

Урок 46: Терпение и благодарность, часть 2

Урок 46: Терпение и благодарность, часть 2

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Газали «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы начали тему – «Терпение». На этом уроке мы рассмотрим шариатские предписания относительно терпения в зависимости от ситуации. Терпение может быть запретным, желательным или обязательным. К примеру, если притесняют ваших близких родственников, или сестер, в таких случаях запрещается проявлять терпение. Если религия обязывает выполнять что-либо, то проявлять к этому терпение, является обязательным. Если религия запрещает то или иное, то проявлять терпение также является обязательным.

 

В целом человек всегда нуждается в терпении. Все деяния, которые совершает человек можно поделить на те, что приятны для нафса и неприятны для нафса. В каждом из них человек нуждается в терпении. К примеру, что нравится человеку, что приятно для нафса – это богатство, здоровье, наличие подчиненных, общественное признание, мирские искушения. Во всех этих вещах, человеку необходимо терпение. Проявлять терпение в том, что тебе нравится гораздо сложнее чем проявлять терпение в том, что тебе не нравится. Сподвижники рассказывали, что они были испытаны бедностью и недостатком, но проявили терпение. Затем их испытали богатством, все двери мирского для них были открыты, но они, по их словам, не смогли проявить к этому терпение. Если сподвижники говорили такие слова, то что можно сказать о нас? В Коране Всевышний Аллах предостерегает нас от мирской фитны:

 

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (63:9)

 

Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Поистине, ребенок является причиной жадности и трусости». То есть, когда человеку необходимо расходовать из своего имущества, он думает, лучше оставить своим детям и т.п. Таким образом, его дети или имущество становятся причиной того неспособности проявлять терпение, в то время как религия обязывает к этому. Человек не должен выходить за рамки шариата, переступать черту запретного, добывать имущество запретными путями.

 

Следующие деяния - те, которые неприятны для человека и не приятны для нафса.

 

Поклонение Всевышнему, это деяние, которое является тяжелым для нафса. К примеру, пятикратный намаз или пост в жаркие летние дни. Намаз может быть тяжелым по причине лени, закят может быть тяжелым по причине жадности. Паломничество может быть тяжелым по причине лени и жадности, так же, как и сражение на пути Аллаха. По этому человеку необходимо терпение, которое необходимо до поклонения, во время поклонения и после. То есть три вида терпения:

 

В начале, человек борется со своим нафсом перед поклонением Аллаху, избавляется от показухи, намеревается совершать поклонение только ради довольства Аллаха. Для этого требуется терпение.

 

Второе проявление терпения – во время поклонения. Для того, чтобы во время совершения поклонения не сбивались мысли, чтобы искренне завершить поклонения нужно проявить терпение. В Коране сказано:

 

«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (16:96)

 

То есть тем, кто проявлял терпение, выполняя назидание и наставления с искренним намерением совершал поклонение.

 

Третий вид – это терпение после завершения поклонения. К примеру, совершили намаз, выплатили закят или совершили паломничество, после совершенного поклонения шайтан начинает наущать человека. Об этом хочется кому-либо рассказать, похвастаться перед людьми, шайтан требует, чтобы ты рассказал о своих благих деяниях, как ты помог нуждающимся, дал кому-то садака и т.п. Для того чтобы деяния были ради довольства Аллаха, чтобы они оставались скрытными, человеку нужно терпение. Всевышний в Коране сказал:

 

«О верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния…» (2:264)

 

То есть человек теряет награду за благие дела, если после рассказывает о них и хвастается.

В греховных деяниях человеку нужно терпение, чтобы удержаться, сторониться, по воле Аллаха у человека есть выбор, совершать или не совершать проступок. Человек нуждается в терпении чтобы не совершать грех, особенно если эти грехи уже вошли в привычку. К примеру, человек может проявлять терпение к другим грехам, но не может удержаться от повседневных грехов, которые вошли в привычку, как сплетни и др. Человек не обращает большого внимания на эти грехи, так как на них и общество уже не реагирует.

 

Так же человеку дается выбор проявлять терпение если его оскорбляют, задевают достоинство. Сподвижники говорили, вера какого-либо человека не считалась бы верой, если бы он не проявляет терпение, когда трудности настигают его. В Коране Всевышний приводит слова верующих:

 

«Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения» (14:12)

 

В другом аяте говорится:

 

«Если же вы, мусульмане, хотите наказать того, кто обидел вас, наказывайте соответственно тому, что он сделал, и не переходите пределов. Будьте уверены, что если вы будете терпеливы и не будете мстить, то для вас это будет лучше и в ближайшей жизни, и в будущей жизни!» (16:126)

 

Следующий вид проявление терпения, когда что-то происходит без на то воли человека. К примеру, гибель родственников, потеря здоровья и другие беды, которые настигают человека в жизни. Человек обязан проявлять терпение ко всем этим бедам.

 

Пророк (ﷺ) сказал: «Если с кем-либо случится беда, то пусть скажет: «Воистину Аллаху мы принадлежим и к Нему мы возвратимся. О Аллах! Награди меня за несчастье, которое меня постигло, и замени его добром для меня». И тогда Аллах наградит его за это несчастье и заменит его тем, что еще лучше того, что он потерял».

 

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами».

 

Терпение – это покорность Аллаху, покорность своей судьбе, тому, что предписано Аллахом. Тот, кто проявляет довольство не желает себе больше того, что он имеет. К примеру, когда человек доволен своей женой, семьей, машиной, домом, и не просит у Аллаха большего.

 

Как есть уровни у терпения, так есть уровни у благодарности. Когда человек видит благо и довольствуется тем, что даровано от Аллаха.

 

Как-то раз, мы навещали своего устаза, который тяжело болел. Он лежал в своей постели и встретил нас довольной улыбкой, один из нас спросил о его здоровье. Он ответил:

 

«Я люблю все ниспосланное мне, как и Того, Кто ниспосылает мне».   

 

Некоторые предшественники носили с собой бумажку с текстом, и читали его, когда их постигала беда. Этот текст с аятом Корана:

 

«Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (8:46)

 

Дауд (а.с.) рассказал своему сыну Сулейману (а.с.) про три доказательства богобоязненности мусульманина: первое, довольство в том, чего не достиг. Второе, искреннее довольство тем, чего достиг. Третье, красивое проявление терпения в том, чего еще не достиг.

 

Терпение может и не проявляться внешне, в одежде, в словах или действиях. Терпение может проявляться в сердце, когда человек внутри себя борется и, порой, страдает в ходе этой борьбы. К примеру, человек потерявший своего близкого, может скучать, вспоминать о нем. То есть, внешне не проявлять свою утрату, как ношение траурной одежды и т.п.

 

Сообщается, что Анас (р.а.) сказал: «У Абу Тальхи (р.а.) болел сын, который затем умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись Абу Тальха спросил: «Как дела у моего сына?» Умм Суляйм, мать ребенка, сказала: «Он совсем успокоился» - и подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда не делала это прежде, и он лег с ней. А когда она увидела, что он сыт и удовлетворен, она сказала: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам семьи отказать им в этом?» Он сказал: «нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына». И он разгневался, а потом сказал ей: «И ты сообщаешь мне о моем сыне только после того, как я осквернился!» И после этого он пошел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и обо всем рассказал ему, на что Пророк (ﷺ) сказал: «Да благословит Аллах эту вашу ночь!» - и впоследствии жена Абу Тальхи родила мальчика.

 

Аллах воздает за терпение и в этом мире. Плачь и мучение сердца не противостоят терпению. Когда у Посланника умер сын Ибрахим, из глаз Пророка (ﷺ) потекли слезы. Сподвижники спросили: «Ты тоже плачешь о Посланник Аллаха (ﷺ)» На это Пророк (ﷺ) ответил: «Из глаз текут слезы, и в сердце вселилась печаль, но мы никогда не говорим то, что не угодно Всевышнему Аллаху. О Ибрахим, мы в печали оттого, что ты ушел».

 

На этом по воле Аллаха завершим этот урок, в следующем уроке рассмотрим вопросы, касающиеся того, как укрепить терпение и как использовать терпение против искушении. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi