Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 20:08
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:21 06:37 12:48 17:03 18:52 20:08
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Сафар 1442
Григорианский
22 сентября 2020

Циклы уроков

Урок 18. Гордость, часть 4

Урок 18. Гордость, часть 4

Урок 17. Гордость, часть 3

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


По воле Аллаха мы продолжаем занятия по воспитанию своего нафса (эго), на прошлом уроке мы остановились на причинах и видах гордыни. Мы изучили, в каких деяниях человек проявляет ее, какими вещами человек показывает свое превосходство. Так же изучили, что человек может проявлять гордыню по причине знаний, деяний, родословной, красоты и других питающих этот недуг качеств.

 

Для проявления гордыни, человеку не обязательно превосходить других в чем-либо. К сожалению, мы видим, как некоторые люди говорят и гордятся тем, как они пьют алкоголь и при этом не пьянеют. Быстро пьянеющих людей они видят ниже себя, мол, они слабые и не выдерживают. То есть гордыня проявляется в любых вещах, когда человек ставит себя выше других.

 

В целом, гордыня исходит из чувства превосходства над другими, представляя собой некое производное от тщеславия, высокомерия и надменности. И причиной внешнего проявления гордыни может быть не только болезни сердца...

 

Первая причина, связана с высокомерием. Это болезнь сердца – уджиб (самолюбование). Человек чувствует себя выше других и, следовательно, всех людей считает ниже себя.

 

Вторая и третья причины  связаны с окружающими людьми, по отношению к которым проявляется гордыня и это зависть и ненависть к людям.

 

Четвертая причина не относится к горделивому человеку и не относится к тому, к кому проявляется гордыня. Она связана с третьими лицами. И это рия перед другими.

 

По первым трем причинам, как мы уже поясняли, что такие люди, прежде всего, проявляют чувство собственной непогрешимости и склонны критиковать кого-то. Осуждают людей за их поступки и действия, такой человек сознательно ищет в людях недостатки, все это сопровождается чувством гнева, раздражения и ненависти.

 

Рия - обозначает совершение чего-либо ради того, чтобы покрасоваться перед другими людьми. Например, неосведомленный человек может спорить с имамом, чтобы показаться другим обладающим знанием. Возможно оставшись один, такой человек научился бы чему-то, но пока посторонние взгляды наблюдают за ним, он не может быть самим собой. Как говорил Пророк (с.а.с):

 

"Гордыня - это не признавать истину".

 

В целом, показуха является отдельным видом заболевания сердца и у нее есть свои причины и виды.

 

Высокомерие, так же как и скромность, внешне может проявляться в действиях и словах. Например, если человек желает чтобы остальные стояли, когда он сидит, это может быть следствием высокомерия. В хадисе говорится:

 

"Если хотите увидеть обитателя ада, посмотрите на человека, который вальяжно сидит, когда другие рядом стоят".

 

Так же из внешних проявлений высокомерия является походка. Когда человек ходит в окружении людей и при этом хочет выделяться среди них важной походкой.

 

Абдуррахман ибн Ауф был очень богатым сподвижником. Он говорил:

 

"Когда я расходую на пути Аллаха сто динаров, в этот же день Милостивый Аллах возвращает  мне в десятикратном размере".

 

Этот человек, выражаясь современным языком, являясь мультимиллиардером, не выделялся среди своих слуг, так как его не могли определить по дорогим вещам или одежде.

 

Еще одно проявление гордыни, когда человек не желает чтобы люди приближались к нему, сидели рядом. Абдулла ибн Вахб говорил:

 

"Как-то раз, когда я присел рядом к Абдульазизом ибн Равадом, я задел его ногами. Затем резко отошел от него, так как он был старшим и уважаемым человеком. Тогда он потянул меня к себе и сказал: "Зачем вы показываете то, что показывают горделивому человеку, поистине среди вас нет человека хуже меня".

 

Так же признак горделивости это чувствовать отвращение к инвалидам и больным людям. Следующий признак, это стыдиться делать работу по дому. Как-то вечером к халифу Умару ибн Абдульазизу пришел гость. Во время беседы лампа начала затухать. Его собеседник хотел залить масло в лампу, но Умар его остановил, сказав, что не подобает посылать гостя. Гость ответил: "Тогда пошлем горничную". Умар ответил: "Нет, она уже спит". Затем встал, наполнил лампу и вернулся. Гость удивленно спросил: "О, повелитель правоверных, разве ты делаешь это сам? ". Тогда халиф ответил:

 

"Я был Умаром когда шел, и остался Умаром когда вернулся".

 

Некоторые же люди после появления богатства, нанимают слуг для разной работы по дому, так как считают постыдным, делать это самому.

 

Гордыня так же проявляется и в одежде. Например, завышать цену, когда спрашивают, за сколько приобрел, чтобы не подумали, что человек носит дешевую одежду.

 

Умар ибн Абдульазиз был настолько богобоязненным человеком, что ученые назвали его «пятым праведным халифом». До того, как он стал халифом, он покупал себе одежду за тысячу дирхем и говорил: "Какая хорошая одежда, если бы не ее жесткость". После того как он стал халифом, он покупал одежду за пять дирхем и говорил: "Какая хорошая одежда, если бы не ее мягкость".

 

В целом, если человек хочет узнать свою скромность или гордыню, он должен смотреть и сравнивать с нравом, поступками Пророка (с.а.с). Посланник Аллаха (с.а.с) сам подметал дом, доил коз, штопал одежду, подшивал обувь, принимал пищу со слугами, помогал им, когда они уставали, всегда здоровался первым, не одобрял, когда его встречали стоя. Нужно следовать примеру Пророка (с.а.с), он не делал различий между черными и белыми, богатыми и бедными. Он был щедрым, милосердным и сострадательным.
 

Исцеление гордыни бывает двух видов, это знание и деяние. Первое, это осознание того, что гордыня может быть присуща лишь одному Аллаху и проявление смирения при любых обстоятельствах. Второе - когда человек обращается к истоку причины своей гордыни, будь то красота, богатство или другие причины. Чтобы исцелить свое сердце, человек сначала должен познать себя - понять, что происходит в его душе. Есть такие мудрые слова: «Познать себя - значит познать Бога».

 

Всевышний Аллах в Коране говорит:

 

"О, люди если вы сомневаетесь в воскрешении после смерти, то поразмыслите о том, как Мы сотворили вас - это является доказательством Нашей мощи в воскрешение. Ведь Мы сотворили вас из праха, потом из капли семени. Через определенное время Мы превратили ее в сгусток крови, затем Мы его превратили в кусок плоти. . . ", ". . . Он оживил вас, дал вам жизнь, и Он умертвит вас, когда наступит определенный час для вашей смерти. Потом, в предопределенный срок, оживит вас. . . ".

 

Человек должен поразмыслить над этими аятами. Кем он был в начале, понять свою ничтожность, осознавая Величие Аллаха,  проявлять скромность. Исцеление придет тогда, когда вы осознаете, что все, что вы имеете, все, чего добились в этой жизни, дано вам Всевышним, что это Его заслуга, а не ваша.

 

Когда намаз стал обязательным, арабы считали постыдным наклонять головы и если кто-то ронял плетку, то он стыдился наклоняться, чтобы поднять ее. Сажда (земной поклон) в намазе учит человека скромности. Человек укрепляет свою скромность, когда прикасаясь головой земли, осознает что он раб Аллаха. Если человек хочет избавиться от болезни сердца, он должен бороться с их причинами, заставляя себя, потому как одного осознания бывает мало. Всевышний Аллах связал сердце с внешними поступками, как душу и тело, как внутренние органы.

 

Поступки человека влияют на сердце, если работать с причинами гордыни заставляя и принуждая себя, то можно исцелить его.

 

У гордыни есть личные причины и свои методы их исцеления, о которых мы поговорим на следующем уроке.

 

Пусть Аллах защитит наши сердца от гордыни и одарит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и примет все наши поклонения! Аминь!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi