Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы с вами начали тему этикета бракосочетания. Мы приводили аяты Корана, хадисы Пророка ﷺ и слова ученых о браке. Мы остановились на вопросе пользы брака.
Имам Газали (رحمه الله) приводит, что самая первая польза от брака – это получение наследника. То есть это одна из целей брака, которая способствует распространению человечества. Человека наделили шахуатом для этой цели. То есть первая польза — это потомство. Теперь, с какой точки зрения потомство приносит пользу? Имам Газали приводит четыре причины, по которой потомство приносит пользу:
1. Через рождения потомства, человек выполняет то, что любит Аллах, то есть обретает Его довольство. Если Всевышний создал этот мир и предписал продолжение рода человеческого, то человек действует для реализации этой мудрости. Имам Газали также приводит, что многие этого не понимают, но набожные люди, просвещённые Аллахом, понимают, что это основная польза. К примеру, если один человек скажет своему подчиненному, вот тебе поле, вот семена, культиватор, сеялка. Работай, выращивай плоды. Работник ослушается, не работает, семена выбрасывает, они гниют и пропадают.
Также Всевышний создал человека мужчиной и женщиной, наделили их внешними отличиями, создал половозрелый возраст, наделил вожделениями. В Коране сказано:
«Ваши женщины – пашня для вас» (на которой вы сеете семена, а затем она рождает детей по воле Аллаха).
Таким образом Всевышний наделил человека всем чтобы он продолжал человеческий род. Тот, кто не заключает брак, обладая всем необходимым, подобен тому, кто оставил поле, пашню и оставил гнить семена. То есть, подобен тому, кто не выполняет мудрость Всевышнего в сотворении человека. Всевышний Аллах запретил и сделал тяжелым грехом убийство, аборт и закапывание новорожденных девочек в период невежества.
2. Человек выполняет то, что любит Пророк ﷺ, и то, чем он будет гордиться. Посланник Аллаха в нескольких хадисах сказал:
«Женитесь, размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться вашей численностью перед другими общинами».
Также Пророк ﷺ сказал:
«Женитесь на женщинах, которые сильно любят и много рожают, и я буду гордиться вашим числом перед другими пророками».
3. Следующая польза, если потомство праведное, с хорошим воспитанием, после вас они будут совершать дуа за вас. Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не перестает нисходить к нему даже после смерти, и одна из них — это праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него».
Если вы вырастили детей, обучили их, но если они не знают даже суру «Фатиха», если они не умеют читать Коран, не молятся за вас, то от них не будет пользы, наоборот в Судный день они будут свидетельствовать против вас, они скажут, что вы их не обучали Корану, молитве, обязанностям мусульманина. Что они были бы праведными мусульманами если бы вы их правильно воспитали. Поэтому если вы желаете пользы от своих детей, то необходимо надлежаще их воспитывать и, по воле Аллаха, они принесут вам пользу в обоих мирах.
4. Если ребенок не дожил до совершеннолетнего возраста, то и от этого для вас есть польза. Если вы проявите терпение и будете надеется на благо от Аллаха, то в Судный день Всевышний Аллах сделает вашего ребенка заступником за вас. Это также то, что успокаивает душу мусульманина. Очень тяжело, болезненно для сердца, когда любимый ребенок умирает в раннем возрасте. В хадисе от имама Муслима, Пророк ﷺ говорит об умерших детях в маленьком возрасте:
«Они возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителей в Рай».
Имам Газали приводит, что если смотреть на эти вещи через призму ахирата, то это успокаивает душу. К примеру, вы должны поехать завтра в один город, но ваш ребенок до вас отправился туда и ждет вас там. В таком случае вы не будете за него так переживать. Все мы вернемся к Аллаху, наша жизнь — это временное пристанище и если думать с этой точки зрения, то душа человека найдет успокоение. Если проявить терпение и надеется на благо от Аллаха, то в Судный день ваш ребенок по воле Аллаха будет вашим заступником.
Ученые говорили, как можно узнать, что ты праведный или нет. Если ты делаешь дуа за своих родителей, значит ты праведный, в хадисе говорится: «праведные дети которые обращаются с мольбами за своих родителей». Поэтому давайте не будем забывать своих родителей в дуа после каждого намаза. В Коране Всевышний Аллах учит нас молитве за родителей:
«Говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (17:24)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Кто из вас имеет возможность жениться и содержать семью, пусть женится, ибо поистине, это помогает оберегать взор и половые органы от запретного, а кто не может пусть постится, и это станет для него защитой».
Также Всевышний создал удовольствие, которое человек получает в браке, в сближении. Имам Газали приводит, что в корне этого удовольствия есть еще две мудрости. Первое, это продолжение рода. Второе, увеличение любви к ахирату. К примеру, вы сближайтесь с супругой, и знаете какое удовольствие вы получаете от этого, Всевышний сделал это приятным для человека. В то же время есть ограничения в этом деле, это должно быть с законной женой и так далее. Однако, в Судный день человек, который обретет рай получит несравненное с этим удовольствие. То есть получив удовольствие в этом мире, человек увеличивает свое поклонение, так как достигнув довольства Аллаха, он получит удовольствие в стократном размере. Другими словами, зная какое этого будет удовольствие, человек еще больше будет стремиться к браку.
Имам Газали приводит, что у человека усиливается шахуат, если у него есть набожность, то она сдерживает его от греха. Если у человека нет набожности, он идет на грех, совершает прелюбодеяние. Когда набожность сдерживает вас, она сдерживает внешне, но она не может выбросить это из ваших мыслей. Так как это есть в вашей природе, это потребность вашего организма. Вы сдерживаете себя, понимая, что это грех, но из ваших мыслей не может уйти желание, любовь к этому. Эти мысли вы прогоняете бракосочетанием. К примеру, вы стоите на намазе, вы холост, мучаетесь и думаете об этом. То есть такие мысли могут прийти к человеку и во время намаза, он может читать намаз и думать о женщине. Всевышний Аллах знает, что происходит в сердцах людей.
Чтобы облегчить это, освободить свое сердце, привести в порядок свои мысли, есть путь, и конечно же это брак. Посредством брака вы успокаиваете свое сердце. По этому поводу есть слова Ибн Аббаса (رضى الله عنه):
«Поклонение того, кто стремится приблизиться к Аллаху не будет полноценным, пока он не вступит в брак, пока он не будет иметь жену».
У человека есть шахуат, который беспокоит его, если не удовлетворять эту нужду, это будет постоянно у тебя в голове. Человек хочет истинно совершать поклонение, чтобы все мысли были об ахирате, но есть мысли которые отвлекают и беспокоят, поэтому Пророк ﷺ сказал в одном хадисе:
«Если кому-то нужно справить нужду и прозвучал азан, то нужно начать с туалета».
Пророк ﷺ приказал завершать дела, которые отвлекают мысли, так как в намазе все ваши мысли будут о том, как бы побыстрее справить нужду. В другом хадисе сказано:
«Нет молитвы у того, кому подана пища, и у того, кто сдерживается от исправления нужды».
Также если шахуат вас сильно мучает, то для того чтобы успокоить сердце, мысли, вы должны жениться. Икрима, Муджахид (رحمهم الله) касательно аята «...ведь человек создан слабым» (4:28), поясняют в толковании, что эта слабость к женщинам, что в вопросах женщин, мужчина не может проявлять терпение. Также один из крупных ученых Файад ибн Нуджайх (رحمه الله) сказал:
«Если шахуат возбуждается, то две трети разума пропадает».
Относительно этого вопроса есть еще слова ученых, которые по воле Аллаха приведем на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».