Урок 72. Отношения с нафсом. Часть 3 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Восход 05:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:14 05:42 13:03 18:06 20:14 21:42
свернуть
Календарь
Хиджра
26 Зуль-хиджа 1442
Григорианский
05 августа 2021

Циклы уроков

Урок 72. Отношения с нафсом. Часть 3

Урок 72. Отношения с нафсом. Часть 3

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы проходим тему «аль мурабата», главы «аль мунджият».

 

На прошлом уроке мы говорили, что утром после того, как человек возложит на себя обязательства, он должен проконтролировать себя в течении дня. Следующим шагом после дневного самоконтроля является вечерний отчет. Человеку вечером, после ночного намаза, следует просмотреть свой день, вспомнить, что делал, что говорил, о чем думал, зафиксировать и хорошее, и плохое.

 

В мирских делах, на работе, в торговле, люди делают отчеты, они бывают дневные, месячные, годовые. Посредством отчетов своих подчиненных руководители узнают доходы и расходы своей компании. Они видят и анализируют все убытки и прибыль. Если есть просчеты и ошибки, пытаются их исправить.

 

В делах ахирата, во взаимоотношении с Аллахом, каждый день человек должен хоть немного уделять себе время и брать с себя отчет. К примеру, сегодня утром я обязался совершить то-то, совершил ли я это, обязался остерегаться того-то, сторониться запретного, смог ли выполнить это или нет? Предостерег ли глаза от запретного, язык от сплетен и хулы? Какие совершил благие дела, которые поднимут в степени перед Аллахом хоть на одну ступень? Таким образом человек должен брать с себя отчет.

 

Всевышний Аллах в священном Коране в нескольких аятах велел нам давать себе отчет. Также это приводится в хадисах Пророка . Всевышний Аллах в Коране сказал:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха. И пусть каждая душа посмотрит, что она уготовила на завтра». (Сура «Хашр», 18-аят).

 

То есть пусть каждая душа сделает самоанализ, самоотчет, какие благие дела она совершает, какие совершает грехи, каково завтра будет ее положение перед Аллахом. Человек должен взвесить свои благие и греховные поступки. В результате выявленного в ходе самоанализа греха следует сожаление, которое является первым условием покаяния, так как после сожаления у человека появляется решение оставить грех. Пророк говорил:

 

«Я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние 100 раз в день».

 

Если Пророк говорил такие слова, каково должно быть наше положение? Мы во много раз больше нуждаемся в покаянии. В Коране сказано:

 

إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَواْ إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِّنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُواْ فَإِذَا هُم مُّبْصِرُونَ

«Воистину, когда богобоязненных постигает наущение шайтана, они вразумляются становятся проницательными» (Сура «Араф», 201-аят).

 

То есть они вспоминают Аллаха, просыпаются, дают себе отчет. Это является признаком истинных богобоязненных рабов. В хадисе от Умара (р.а.) приводится:

 

«Отчитывайте себя, пока вас не отчитали на том свете».

 

Также он говорил, тому, кто дает отчет своим поступкам в этом мире, будет легче давать отчет в ахирате. Умар ибн Хаттаб (р.а.) каждый вечер обращаясь к своему нафсу говорил, что ты сделал за сегодня.

 

Из крупных ученых Маймун ибн Иахран говорил: «человек не будет истинно богобоязненным, пока не будет брать с себя отчет больше, чем с подчиненного на работе. В мирских делах человек строго требует отчет в делах, так как не хочет быть в убытке. Также истинно богобоязненный человек должен еще больше брать отчет с себя, в отношении с ахиратом».

 

Имам аль-Хасан (رحمه الله) говорил: Мусульманин всегда держит свои нафс под наблюдением, берет отчет со своего нафса. Те, кто берет с себя отчет в этом мире, тем будет легче проходить отчет в Судный день. Тому, кто не дает себе отчет в этом мире, в Судный день отчет будет тяжелым».

 

Всевышний Аллах в Священном Коране клянется попрекающим нафсом. В целом, по Корану нафс делится на три вида: нафс призывающий к греху, попрекающий себя нафс и нафс нашедший успокоение и довольство. Мусульманин в этом мире должен быть попрекающим себя. На сегодняшний день мы мусульмане попрекаем других, а не себя. Мы всегда невинные, находим себе оправдания, но других людей наоборот обвиняем и не стараемся находить для них оправдания. Сподвижники говорили: «находи для своего брата семьдесят оправданий, может он совершил это по этой причине или по этой» ... и так семьдесят раз. Если после этого вы не сможет оправдать его, то подумайте, что возможно у него есть оправдание, которое вам не известно. То есть даже после поисков оправдания не обвиняйте его.

 

Один ученый дожил до 60 лет и посчитав количество дней, что он прожил ужаснулся количеству грехов. Даже если он совершал по греху в день их количество выходило в несколько десятков тысяч.

 

Если каждый раз, когда совершаете маленький грех, вы будете бросать в свои огород маленький камушек, вы увидите, как у вас соберется куча камней. Тогда вы можете почувствовать, насколько тяжелые у вас грех. Вы путник, который направляется к ахирату, и эти маленькие грехи в итоге станут тяжелым грузом. Вы должны избавиться от этого тяжелого греха и продолжать свои путь.

Поэтому если вы будете давать себе отчет, то по воле Аллаха ваше положение исправится.

 

После самоотчета, если отчет правильный, человеку следует стараться продолжать жить на этом уровне, придерживаться этого пути. Если же его самоотчет неправильный, то следующий шаг, который он должен предпринять, как говорят ученые — это аль-муакыба, то есть наказание себя.

 

Если за вашими правилами, законами, не будет меры наказания за нарушение закона, то эти законы не будут работать. К примеру, если ваши работники нарушают режим, распорядок, правила, и если вы не применяете ничего, то они будут и дальше нарушать, зная, что вы все равно будете бездействовать, не будет выговора, штрафа и так далее.

 

Сколько бы вы себя не контролировали, наблюдали за собой, совершали самоотчет, если в итоге при неправильном самоотчет вы не будете наказывать себя, то не будет никакой пользы. Конечно же наказание должно быть в рамках шариата. Согласно шариату, Всевышний Аллах дал нам все части нашего тела как аманат. То есть это аманат Аллаха, нельзя наносить себе физический ущерб.

 

К примеру, если человек пообещает себе, что даст на пожертвование пять тысяч тенге если будет говорить хулу или сплетни, то он будет следить за своим языком. Если человек состоятельный можно увеличить сумму, чтобы это было ощутимо для него. Человек будет стараться не расходовать, будет помнить об этом. Или же дать себе обещание держать три дня поста если съест что-то сомнительное. Если смотрел на запретное, пообещать себе всю ночь читать Коран или прочитать тахаджуд. Если слышал запретное, то пообещать себе всю ночь слушать Коран. Таким образом, «наказание себя» приведет человека к исправлению.

 

Сподвижники Пророка таким образом наказывали себя. Абу Тальха (رضى الله عنه) пожертвовал свои красивый сад на пути Аллаха, когда он отвлек его от намаза и он забыл какой ракаат он читает. Конечно же каждый наказывает себя в зависимости от уровня его веры. Вера сподвижников могла осилить такие наказания, Пророк знал об этом и поэтому принимал это от них. Как-то Абу Бакр (رضى الله عنه) пожертвовал на пути Аллаха все свое имущество, и Пророк принял это. Также были и другие сподвижники, которые жертвовали всем своим имуществом, но Пророк не принял от них. Так как Пророк знал, что после того, как рассеется сила проповеди, спадет духовный порыв, то они будут раскаиваться об этом. Поэтому наказание человека должно быть на уровне его веры.

 

Каждый человек должен быть строгим в отношении своего нафса, должен уметь наказывать свой нафс. По воле Аллаха, вместе с наказанием к вам придет исправление. Применяйте такое наказание, которое сильно ударит по вашему нафсу. К примеру, если вы привыкли держать пост, то не наказывайте себя постом, так как для вас это легко.

 

Есть еще одна тема относящееся к аль-мурабате, по воле Аллаха рассмотрим его на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi