Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 20:04
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:04 07:19 13:07 17:03 18:49 20:04
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Раджаб 1442
Григорианский
05 марта 2021

Циклы уроков

Урок 66. Намерение, искренность и честность. Часть 4

Урок 66. Намерение, искренность и честность. Часть 4

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы продолжаем разбирать главу «Намерение, искренность и честность». Тема сегодняшнего урока – настоящая искренность. В арабском языке, если одно не смешивается с другим, то его называют – «халис» (чистое). В Коране касательно молока говорится:

 

وَإِنَّ لَكُمْ فِي الأَنْعَامِ لَعِبْرَةً نُّسْقِيكُم مِّمَّا فِي بُطُونِهِ مِن بَيْنِ فَرْثٍ وَدَمٍ لَّبَنًا خَالِصًا سَآئِغًا لِلشَّارِبِينَ

«Воистину в домашний скотине для вас назидание. Мы поим вас тем, что образуется в их животах между пометом и кровью, - чистым молоком, приятным для пьющих» (16:66).

 

В этом аяте также употребляется слово «халис», то есть чистое, не смешенное ни с чем. В арабском языке, слово «ихлас» означает делать что-либо не смешивая ничего.

 

Человека, который совершает деяние, не смешивая ничего, называют – «мухлисом», то есть тот, кто совершает деяние искренне. Если с его намерением или искренностью смешается какая-то вещь, то эта вещь будет считаться ширком вошедшим в намерение.

 

Этот ширк может быть как открытым, так и скрытным.

 

На прошлых уроках мы говорили, что истинное намерение – это когда любовь к Аллаху в вашем сердце подталкивает вас совершать поклонение. Когда внутреннее желание при совершении чего-либо, смешано из нескольких намерений, то действие такого человека не считается совершенным с искренностью. Если же он желал только одного, то он считается мухлисом. С языковой точки зрения, мухлисом считается тот, кто совершает намаз ради довольства Аллаха, и тот, кто совершает намаз ради показухи, так как они оба желают только одного. Но с точки зрения шариата, мухлис – это тот, кто совершает деяние, только ради довольства Аллаха с надеждой на благо. С языковой точки зрения, мухлисом может называться каждый человек с одним намерением, будь то хорошее или плохое.

 

Когда у человека только одно плохое намерение, к примеру – показуха, то очевидно, что он получит за это наказание. Подробно о показухе, ее видах и наказании можно найти в предыдущих уроках. Но как быть если у человека внутри несколько намерений? К примеру, один человек держит пост, с одной стороны с намерением получить благо, с другой стороны нормализовать пищеварение, поддержать свое здоровье. Или же если один человек отправился в Умру (малый хадж) с намерением совершить поклонение, и с другой стороны отдохнуть от городской суеты, семейных проблем. Либо человек, который отправляется в Хадж для паломничества, и вместе с этим совершить торговые сделки. Принимается ли их деяние? Получат ли они благо за свои поклонения? По воле Аллаха разберем эти вопросы.

 

В целом имамы говорят о следующем правиле: намерение считается искренним, в случае, если человек имеет в качестве основного намерения довольство Аллаха. Однако, если к основному намерению примешивается другое намерение, которое облегчает его дело, то действие человека выходят за рамки искренности. К примеру, у одного человека есть привычка вставать ночью и читать тахаджуд намаз. В один из дней к нему пришли его друзья, и он предложил всем вместе совершить ночной намаз. Этот человек, который обычно с трудом вставал на намаз, в этот раз встает бодрым, ощущает легкость находясь рядом со своими друзьями. В данном случае, следует пояснить, что выход за рамки искренности здесь может быть в случае, если этот человек хотел продемонстрировать друзьям, что он находит в себе силы вставать ночью и читать тахаджуд намаз. Таким образом, к его намерению примешивается рия (показуха).

 

Убрать дополнительные намерение в сердце не легко, поэтому ученые рассматривали положение дел с несколькими намерениями, так как деяний с чистым намерением были редки. Ученые разбирали насколько смешивается другое намерение, насколько оно влияет на совершаемое деяние. В некоторых случаях вспомогательного намерения достаточно для совершения деяния, либо это намерение облегчает деяние. К примеру, один груз поднимают два человека с двух сторон, поэтому им это дается легко. Но каждый смог бы поднять этот груз и один. Либо два человека поднимают груз, но если будет поднимать только один из них, то он не осилит этот груз. В этом случае намерение 50/50, то есть человек с одним намерением ради довольства Аллаха не совершит деяние, с намерением чтобы люди видели, тоже не совершит, но когда эти два намерения соединяются, то он совершает деяние. В другом примере, двое поднимают груз, но один из них сильный, а другой слабый. Сильный человек может поднять этот груз, но вдвоем ему легче. Но если оставить груз только слабому, то он не поднимет его. Это тот случай, когда есть основное сильное намерение и вспомогательное слабое намерение, которое помогает, облегчает совершения деяния.  Итак, есть основное, сильное намерение при совершении деяния, и вспомогательное, более слабое намерение. Таким образом деяния людей делятся, на сильное или слабое духовное намерение, также смешивающиеся сильные и слабые намерения. В таком случае, искренность – это терять надежду на все, что привлекательно, желанно нафсу, при совершении благого деяния или поклонения только ради довольства Аллаха.

 

Человек может думать, что он совершает что-либо только ради довольства Аллаха, но может не замечать вмешательство других намерений. Один ученый приводит историю, как один праведный человек, который строго относился к себе, перечитал все намазы, прочитанные в первом ряду за несколько лет. Причиной послужило то, что в один день он пришел на намаз с опозданием и встал на второй ряд. Хотя он всегда читал намаз только в первом ряду и все люди знали об этом. В тот момент он почувствовал неловкость перед людьми. Тогда он понял, что все намазы в первом ряду он совершал без искренности. Его мучал вопрос, если он совершает поклонение ради довольства Аллаха, то почему он почувствовал неловкость стоя во втором ряду. Затем он начал перечитывать все намазы, так как чтение намаза в первом ряду общины доставляло ему удовольствие.

 

Таким образом, искренность – это очень чувствительная вещь. Всевышний в Коране сказал:

 

قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا

الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا

«Скажи (о пророк!): «Не сообщить ли вам про тех, кто понесет наибольший убыток от дел своих и будет лишен награды? Тех, деяния которых оказались тщетными, ибо они отклонились в ближайшей жизни от подлинной веры, думая, что они делают прекрасные дела» (18:103-104)

 

То есть, человек думает, что совершает благое дело с искренностью. Он не думает, что он совершает с показухой либо с другим намерением. Имам аль-Газали (رحمه الله) сказал, что первые, кто подвергается тяжелой фитне постороннего намерения – это ученые. Так как они думают, что проведенные уроки, написанные книги, прочтенные лекции, проповеди, все это из-за намерения распространять религию. Но поистине они радуются, когда за ними следуют люди, когда их хвалят, когда относятся с почтением, однако они считают, что это само собой разумеющееся и продолжают думать, что совершают деятельность ради довольства Аллаха. Если в их городе появится другой ученый и за ним последует еще больше людей, то у них появится в сердце тревога. Здесь они задумаются, если они ведут свою деятельность ради довольства Аллаха, то зачем им беспокоится? Но шайтан будет наущать им, что их беспокойство связанно с тем, что с небольшим числом последователей они получит меньше благ, что их переживание в этой ситуации оправдано. Таким образом шайтан внушает ученным свой вердикт положения дел.

 

Умар (رضى الله عنه) радовался, когда Абу Бакр (رضى الله عنه) стал халифом, так как он считал, что халифом стал достойный, честный человек. Если бы в тот момент он почувствовал досаду, что он не стал халифом, что и он мог бы послужить народу, совершить много благих дел, то это было бы неправильно. Иногда люди следуют наущениям шайтана и ищут для себя оправдания. В Коране Аллах сказал, приводя слова шайтана:

 

«Иблис сказал: «...я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева...». (7:16-17)

 

«Иблис сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов». (38:82-83)

 

То есть шайтан не может совратить человека, если его намерение только довольство Аллаха, и нет никаких дополнительных намерений. Есть намерения, поступки, которые разрушают искренность человека. Имам аль-Газали (رحمه الله) разделяет смешивающиеся намерения, на открытые, закрытые, явные, но слабые, либо наоборот скрытые, но сильные. К примеру, человек в мечети один читает намаз, в это время заходят прихожане, и шайтан наущает ему, чтобы тот читал намаз получше, чтобы люди вокруг не осуждали его, чтобы говорили какой он богобоязненный и т.п. То есть до того момента как вошли люди, возможно он читал короткие суры, возможно не стоял долго в земном поклоне. Это является явной, очевидной показухой.

 

Второй пример: имам читает намаз, в это время в мечеть заходят люди, и шайтан внушает ему - люди смотрят на тебя, они берут с тебя пример, поэтому исправь свой намаз, пусть они будут под впечатлением от твоего чтения, тогда они получат хороший пример, а ты получишь благо. Таким образом шайтан может наущать человека. Тем самым этот человек, как и в первом примере совершает показуху, но шайтан здесь использует другой метод. Если в первом примере, явное наущение совершить показуху, то во втором примере скрытое наущение, под видом благого намерения.

 

Человек должен в первую очередь спасти самого себя. Совершать грех чтобы другие получили хороший пример это неправильно. В наше время есть мнение, спасти народ от ада, жертвуя самим собой. Одна из общин в нашей стране проповедует своим последователям, чтобы их жены не носили хиджаб, так как общество не понимает, работодатель может отказать в трудоустройстве, и др. Также требуют, чтобы на работе никто не знал, что вы читаете намаз. По их убеждению, сначала мы должны донести людям религию, а внешние атрибуты могут отпугнуть, помешать этому.

 

Таким образом, совершать показуху, совершать грех, чтобы стать примером людям и другие подобные намерения считаются неправильными и заблуждением в нашей религии.

 

Третий пример еще тоньше чем второй: один человек читает намаз, и его намаз отличается в зависимости один он находится или среди людей. Затем он начинает размышлять, что его действия неправильные, он замечает разницу, понимает, что совершает показуху, затем старается совершать намаз одинаково как наедине, так и среди людей. В основе даже поклонение этого человека, смешанное с показухой, так как он перенес чувство в намазе, которое он ощущал в обществе, в намаз, который он совершает наедине с самим собой. Неловкое чувство показухи в обществе беспокоило его сердце, и чтобы не стать двуличным, он перенес это же состояние на намаз в одиночестве. Для того, чтобы избавиться от этого, при совершении деяния, поклонения, человек не должен впечатляться окружающими людьми. Имам аль-Газали говорит, что во время поклонения на человека не производит впечатление рядом проходящий скот, таким же образом он не должен впечатляться, когда рядом люди. Человек ведь не пытается улучшить свой намаз, когда рядом ребенок либо какое-то животное. Вы должны сохранить это состояние, когда рядом находятся и взрослые люди, то есть наличие людей вообще никак не должно влиять на ваши действия.

 

Четвертый пример еще более изощрённый чем предыдущий: человек, который знает про первые три уловки шайтана, читает намаз с джамаатом. К нему приходит шайтан и говорит: ты стоишь перед Всевышним, почувствуй Его Величие, Аллах видит, что у тебя в сердце, пускай у тебя в сердце не будет других намерений, как же тебе не стыдно стоять перед Аллахом с другими намерениями. Человек впечатляется этими мыслями и совершает намаз. Это тоже из методов наущения шайтана. Если такие мысли посещают только во время коллективной молитвы, то такой человек попал в сети скрытного наущения. С одной стороны, может показаться что это очень сложно, как говорили ученые про искренность: явные и скрытые поступки человека должны быть одинаковыми. Если человек в одиночестве не может почувствовать Величие Аллаха, тогда почему он чувствует это при коллективной молитве среди людей. Ведь наоборот все эти мысли должны приходить, когда человек находится один. Не зря в хадисе сказано:

 

«Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: … (а также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего». (Бухари, Муслим)

 

Имам аль-Газали (رحمه الله) говорит, что именно на этом уровне ширк в намерении, можно сравнить с черным муравьем на черном камне. Поэтому, чтобы было чистое намерение, для вас не должно быть разницы, находитесь вы среди людей, смотрит на вас учитель или ученики, так как вы желаете довольства Аллаха, надеетесь на благо от Аллаха, совершая поклонение.

 

На прошлых уроках мы говорили, что намерение – это внутренне желание и стремление. Имам аль-Газали (رحمه الله) приводит этому такой пример: иногда для человека не являющееся обязательным деяние является лучше, чем обязательное поклонение. К примеру, один человек читает Коран, но без желания, уставший с сонными глазами. Для него будет лучше, если он прогуляется, развеется, подышит свежим воздухом, чтобы со свежими силами продолжить читать Коран. Это будет лучше для него, так как он совершает действие с благим намерением, а в первом случае он читает Коран, но без желания. Поэтому чистое намерение – когда в основное намерение не вмешиваются другие намерения.

 

В другом примере один человек намеревается уединиться в мечети (итикаф). Перед ним стоят две мечети, одна новая со всеми удобствами, красивая, светлая, теплая. Вторая старая, с удобствами во дворе. Если этот человек, который намеревается совершить итикаф, выберет первую, новую мечеть, то его намерение не чистый итикаф. Так как, с другой стороны, в его намерение дополнительно вмешивается то, что угодно его нафсу, а именно желание комфорта. Либо, он может выбрать старую мечеть, с целью что бы люди не подумали о нем, как о человеке, который обращает внимание на комфорт, когда речь идет о духовности, то есть начинает заниматься показухой.

 

То есть, в целом для искренности необходимо отсутствие примесей того, что угодно нафсу. Только в этом случае, деяние будет совершено с искренностью.

 

Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi