Урок 65. Намерение, искренность и честность. Часть 3 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 18:42
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:47 08:07 12:50 15:40 17:22 18:42
свернуть
Календарь
Хиджра
5 Джумада-авваль 1443
Григорианский
09 декабря 2021

Циклы уроков

Урок 65. Намерение, искренность и честность. Часть 3

Урок 65. Намерение, искренность и честность. Часть 3

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Продолжаем тему: «Намерение, искренность и честность».

 

На прошлом уроке мы говорили, что намерение это не только произносимые слова, но и внутреннее желание. Если внутреннее желание — это стремление к довольству Аллаха, если все мысли связано с ахиратом, то деяния такого человека являются искренними.

 

Имам Газали (رحمه الله) вопрос об искренности начинает о благе искренности. Об этом приводятся аяты Корана, хадисы Посланника Аллаха ﷺ и слова сподвижников и ученых. Всевышний Аллах в Коране сказал:

 

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

«Им было велено лишь поклоняться Аллаху, будучи искренними Ему в религии» (98:5)

 

В другом аяте сказано:

 

إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَاعْتَصَمُواْ بِاللّهِ وَأَخْلَصُواْ دِينَهُمْ لِلّ

«Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли искренность в религии Аллаха…» (4:146)

 

Также в Священном Коране сказано:

 

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110)

 

Этот аят ниспослан касательно тех, которые с одной стороны желают поклонятся Аллаху, с другой стороны жаждут похвалы людей. В риваяте от имама Насаи, Пророк ﷺ сказал:

 

«Поистине, Аллах дарует победу членам этой общины из-за их слабых, их мольбы, молитв и искренности».

 

От Али (رضى الله عنه) передается:

 

«Не беспокойтесь о количестве ваших дел, но сосредоточьтесь на их принятии».

 

Пророк ﷺ сказал Муазу ибн Джабалю (رضى الله عنه):

 

«Совершай деяния искренне, и даже если они будут незначительными, они будут приняты».

 

Один праведник говорил: «Тому, кто будет сорок дней проявлять искренность в поклонении, тому Аллах даст мудрость в его уста». То есть мудрость в его сердце, будет проявляться в его речах.

Также в известном хадисе приводится:

 

«Поистине, когда наступит Судный день, Аллах будет судить своих рабов. Первым призовут ученого, затем богатого человека, затем человека, погибшего на пути Аллаха. Аллах спросит ученого: «Не научил ли я тебя знаниям? Какие деяния ты совершал?» Ученый ответит: «Я днем и ночью выполнял свое дело и обучал других людей». Аллах ответит: «Ты лжешь». Ангелы скажут ученному: «Ты солгал, ты хотел, чтобы люди говорили о тебе, что ты ученый».

 

Богатого спросят: «Что ты делал с дарованным тебе богатством?» Богач скажет: «Я раздавал милостыню, строил мечети». Аллах ответит: «Ты лжец». Ангелы скажут: «Ты солгал, ты делал это для того, чтобы тебя называли щедрым, и ты достиг желаемого».

 

Затем приведут человека, погибшего на пути Аллаха. Аллах скажет ему: «За что ты был убит?». Тот ответит: «Я сражался на Твоем пути». Аллах ответит ему: «Ты лжешь». Ангелы скажут: «Ты солгал, ты сражался, чтобы тебя называли героем, и это действительно было».

 

После этого Пророк ﷺ сказал:

 

«О Абу Хурайра, эти три группы людей являются первыми людьми, которыми разожгут огонь ада».

 

Когда Муавия ибн абу Суфьян (رضى الله عنه) услышал этот хадис, то сильно заплакал и сказал: «Всевышний Аллах и Его Посланник сказали истину».

 

Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит интересную притчу из предыдущих Писаний. В одном краю росло красивое могучее дерево. Иблис стал внушать людям, что это дерево обладает таинственной силой. Он стал нашептывать людям, чтобы они поклонялись этому дереву и просили об исполнении желаний.

 

Однако в этой местности жил один праведный человек, который призывал к вере. Узнав о том, что люди поклоняются старому дереву, он решил срубить его. Вдохновленный искренним намерением этот раб Аллаха взял топор и отправился в путь. Навстречу праведнику вышел шайтан в образе старика, и начал отговаривать его. Праведник был непреклонен, старик сказал, что не позволит ему срубить это дерево, тогда они сошлись в бою. Праведник оказался сильнее и уложил на лопатки шайтана. Иблис взмолился о пощаде и сказал: «О, праведный человек, отпусти меня, не руби это дерево, это тебе не поможет, ты ведь не пророк, тебе это не велено, ты не согрешишь если не срубишь это дерево, за это я буду одаривать тебя золотыми монетами, каждое утро под ковриком будешь находить золотые монеты. Клянусь! Ты будешь выплачивать милостыню и помогать другим, это лучше для тебя».

 

Праведнику стало любопытно, он отпустил шайтана, а на следующее утро действительно обнаружил золотую монету. На второй день он снова обнаружил золотые монеты, на третий день монет уже не было, праведник понял, что шайтан обманул его. Он вновь достал свои топор и проклиная шайтана направился срубить то дерево под корень.

 

По пути ему снова встретился иблис в образе старика. Они вновь сошлись в бою, но на этот раз старик был сильнее и уложил праведника на лопатки. Тогда праведник спросил старика: «В прошлый раз я был сильнее тебя, и повалили тебя, почему сегодня все наоборот?». Шайтан ответил ему:

 

«В тот раз у тебя были искренние намерения на пути Истины. Тогда ты шел на благое дело с чистым намерением ради довольства Аллаха. А сегодня пришел из-за того, что ты перестал получать золотые монеты. Ты пустился в путь не ради довольства Аллаха. Вот Он и оставил тебя без Своей Помощи...».

 

В Коране сказано:

 

قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ

قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ

 لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ

«Иблис сказал: «Представь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены. Аллах сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка. Иблис сказал: «...я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева...». (7:14-15,17)

 

قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُومًا مَّدْحُورًا لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ

«Аллах сказал: «Изыди презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами». (7:18)

 

قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ

إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ

«Иблис сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов». (38:82-83)

 

Когда праведник направился в первый раз с искренним намерением, то шайтан не смог стать для него преградой. Во второй раз, он не вышел с чистым намерением, он вышел с гневом за то, что он не обнаружил подношения со стороны шайтана.

 

Имам Маруф аль-Кархи (رضى الله عنه) сказал: «О, мой нафс, будь искренним и спасешься».

 

Имам Айюб ас-Сахтияни (رضى الله عنه) сказал: «Для совершающих благодеяния на пути Аллаха, самым сложным является совершать их с искренностью».

 

То есть, не пост в жаркий день, не паломничество, не милостыня, среди всех деяний самое сложное – это совершать их с искренностью и покорностью.

 

Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит еще одну притчу, один праведник направился в морское сражение на пути Аллаха. По пути на корабле к нему подошел человек и предложил купить у него посуду для приготовления еды. Мужчина подумал, что после сражения мог бы выгодно продать его в другом городе и купил. В ту ночь праведник увидел во сне двух ангелов. Один другому сказал: «Запиши тех, кто отправляется в сражение на пути Аллаха». Второй начал записывать, одних в список тех, кто отправился на сражение, других в список тех, кто отправляется по торговым делам, третьих в список путешественников. Когда настал его черед, ангел указал на него и сказал: «Запиши этого человека в список торговцев». Праведник устрашился, и моля сказал: «Клянусь! Посмотрите еще раз, у меня нет намерения торговать, я вышел сражаться на пути Аллаха». Ангел ему ответил: «Ты купил вчера посуду, с намерением продать и выручить прибыль». Тогда праведник сильно заплакал и стал молить их, чтобы они не записывали его в список торговцев. Ангел спросил у другого: «Что же мне записать?». Второй сказал: «Тогда запиши что он вышел с намерением сражаться на пути Аллаха, но по пути купил посуду, с намерением получить прибыль, Аллах его рассудит». Услышав ответ, праведник проснулся со страхом и слезами.

 

Праведники говорили, знание – это семя, деяния – это проведение посева, искренность – это поливная вода.

 

Имам Мухаммад ибн Саид аль-Мирвази (رحمه الله) сказал: «Все твои поступки сводится к двум вещам: поступки Аллаха по отношению к тебе и твои поступки по отношению к Аллаху».

 

То есть, искренность является очень важным составляющим, на которой основываются все наши деяния, поклонения. Все поступки совершенные без искренности, окажутся тщетными. Всевышний Аллах в Коране сказал:

 

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:1-2)

 

Имамы приводят, что лучшим деянием является совершенное для довольства Аллаха и соответствующее шариату. То есть, первое, основное – это искренность и намерение, если намерение благое, то по воле Аллаха и деяние будет правильным.

 

Второе, после благого намерения, вы должны обратить внимание на соответствие деяний с шариатом. О том, что такое искренность, истинная искренность, что если искреннее намерение ради Аллаха будет смешено с другими намерениями, связанными с дуньей? Что такое сильное и слабо намерение? Эти и другие вопросы по воле Аллаха рассмотрим в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi