Дәрістер топтамасы
По воле Аллаха, сегодня мы завершим главу терпение и благодарность, по книге имама Газали «Ихъя улюм ад-Дин». Если трудности воспринимать как один из путей дарования благ от Аллаха, то нам следует быть благодарными и радоваться в сердце. Что же значит выражать благодарность, когда человека настигают трудности? Мы знаем, что в трудностях надо проявлять терпение, а в благах - благодарность. Как же проявлять благодарность в трудностях и бедах?
Когда имам Газали разъясняет эти вопросы, он поясняет, что трудности и беды бывают абсолютными, когда от человека требуется проявлять терпение. Есть греховные дела, где нельзя проявлять терпение, наоборот необходимо оставлять дурное. Есть абсолютные блага, где нужно проявлять только благодарность. Также надлежит с одной стороны проявлять терпение в делах, которые являются тяжелыми для нафса, т.е. не потакать ему, а с другой стороны быть благодарным Аллаху, за то, что Всевышний даровал вам такую возможность.
Если смотреть на трудности через призму веры, то они покажутся благами. И за это благо, человеку лучше быть благодарным и радоваться сердцем. Имам Газали приводит, что когда человека настигают трудности, ему надлежит делать следующее:
1. Размышлять. Аллах мог дать ему еще большие испытание, еще большие трудности и беды. Поэтому следует воздать хвалу Господу за то, что трудность не оказалась фатальной, а такой, которую человек способен преодолеть, пройдя испытание, извлекая из него знание. Человек может стенать над ниспосланной трудностью, и уже на следующий день столкнуться с еще большими проблемами. Что ж, человек считал, что ему тяжело и он страдает, теперь у него может быть возможность пересмотреть свое мнение и понять, что к даруемому испытанию не следует относится со скорбью и причитаниями, всегда оставлять место для голоса разума и духа, не опускаясь до того что бы питать свой нафс тяжелыми эмоциями. Подумайте на тем, что в мире много людей теряют близких. На сколько это тяжело, человек с трудом принимает такую потерю, годами не находя в себе силы смириться с этим. Аллах испытал пророка Айюба (р.а.) лишив его всей семьи, а ведь Аллах мог послать это испытания и вам. На фоне таких испытаний, которые выпали другим, терпеливое решение выпавших на вашу долю трудностей могут показаться просто несложным упражнением, тем более что результат решения – это знание, а в ряде случаев трудности способствует обретению человеком мудрости.
Таким образом человек может видеть благо в трудности и быть благодарным. Когда человек видит, какие испытания, трудности терпят другие люди, то проявляет благодарность за то, что ему ниспосланы испытания, которые соответствуют его уровню.
Предыдущие ученые приводили одну историю: В Судный день Всевышний привел трех людей, первый был правителем, второй испытал в жизни большие трудности, третий был нищим.
Правитель сказал: «я не поклонялся Тебе, так как был слишком занят государственными делами».
Второй сказал: «я не поклонялся Тебе, так как у меня в жизни было много бед и трудностей».
Третий сказал: я не поклонялся Тебе, так как я был очень беден, и мне приходилось просить милостыню чтобы находить пропитание».
Тогда Всевышний привел к ним трех пророков. Тому, кто испытывал трудности в жизни привел Айюба (а.с.) который лишился жены, семьи, здоровья. Даже во время сильной болезни он проявлял удивительное терпение. В Коране об этом сказано:
«Аллах одарил его милостью, ибо нашел его терпеливым в беде, за что он заслужил хвалу, и он считается прекрасным, поклоняющимся Аллаху рабом, который всегда обращается только к Нему во всех своих делах». (38:44)
Бедному человеку Аллах привел пророка Ису (р.а.) который был нищим, а к правителю Аллах привел пророка Сулеймана (р.а.) которого государственные дела не останавливали от поклонения Всевышнему.
2. Человеку следует благодарить Аллаха, что Он испытал его в мирских делах, а не в религии. Однажды, некий человек пришел к Сахлю (р.а.) и сказал, что в его дом пробрались воры и ограбили его. Тогда Сахль (р.а.) ответил:
«Хвала Аллаху! Чтобы ты делал, если бы шайтан пробрался в твое сердце и украл твою веру?».
Имущество – то что приходит и уходит, человек может прожить жизнь и без этого, но как же жить без веры, каково будет положение такого человека в ахирате, где будет невозможно ее восполнить ничем? То есть человеку необходимо просить Аллаха о том, что пусть мы будем испытаны в мирских делах, но не испытывай нас в делах религии, в делах рая и ада.
В предыдущих книгах приводится такая история: как-то раз, один разбойник покаялся в своих грехах, принял веру и стал учеником одного ученого, получил у него знания и помогал ему в делах. В один из дней ученый отправил своего ученика за дровами, и велел другому человеку толкнуть его в ров, когда он будет возвращаться. Когда тот выполнил веления мудреца, ученик разозлился и сказал: «Эх, если бы я был прежним, то отлупил бы тебя». Услышав его ответ, ученый сказал, что он еще не забыл свое прошлое и продолжил обучать его. Спустя годы, ученый вновь приказал толкнуть его в ров, тогда ученик заплакал и сказал: «О Аллах, кидай меня в ров в этом мире сколько Тебе угодно, но не кидай меня в огонь Ада». Таким образом, этот ученик научился смотреть на тяжелые ситуации глазами ахирата.
Умар (р.а.) говорил: «Когда меня в жизни настигают испытания, я вижу три блага: я благодарю Аллаха, что меня не настигли еще большие трудности, благодарю, что Аллах не направил испытания в религии, и я надеюсь на благо от этого испытания».
Некоторые люди могут задаться вопросом: «Почему я? Почему испытания приходят ко мне? Сколько других людей с еще большими грехами чем у меня!». Имам Газали приводит следующее мнение: Всевышний Аллах увеличил наказания неверующим в ахирате, Он уготовил им вечные мучения. Мусульманам в этой жизни даются испытания, трудности, которые являются искуплением грехов в этом мире. Посланник Аллаха (мир ему и благословление Аллаха) в хадисе сказал:
«Что бы не постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это из его грехов».
То есть, когда человека настигают трудности, ему следует надеяться, что это станет причиной искупления грехов и просить об этом. С религиозной точки зрения, задаваться вопросом: «почему я?» является большой ошибкой. Человеку неизвестно кто является больше грешником, ему неизвестно, что перед Аллахом более или менее греховно. В Коране Всевышний сказал:
«… полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех». (24:15)
В хадисе Пророка (мир ему и благословление Аллаха) говорится:
«Я знаю людей из числа моих последователей, которые придут в Судный день с благими делами величиной с белые горы Тихамы. Но Аллах рассеет их в прах».
Вы можете читать намаз, делать благое, но вы не можете утверждать, что вы выше перед Аллахом чем тот алкоголик, которого вы видите сидящим у подъезда в нетрезвом состоянии. Может быть этот алкоголик любит Аллаха больше чем вы? Может испытания, которыми он был испытан были значительно тяжелее чем те мелкие трудности, с которыми сталкивались вы? Мы не знаем. Это вовсе не означает что мы должны бросаться к каждому алкоголику с распахнутыми объятиями или по умолчанию сочувствовать ему, но это учит нас не быть высокомерными, ибо высокомерие ведет к еще более тяжкому греху – гордыне.
Мы можем в общем говорить, что те, которые читают намаз лучше, чем те, которые грешат. Но мы не можем так говорить про определенного человека. Нам не известно приняты ли наши благие дела перед Аллахом, нам не известно, насколько мы не запятнаны грехами, мы не можем говорить другому, кто является более грешным перед Аллахом. Человека судят в конце, а не в определенный момент. Имамы говорят, что Аллах ненавидел Иблиса, когда тот еще поклонялся Ему, и любил Умара (р.а.) когда тот еще был неверующим, так как Аллах знает кем будет Умар (р.а.) и кем будет Иблис.
3. Также человеку надлежит знать и рассуждать, что через испытания Аллаха, вам записываются блага, которые намного больше, чем трудности, которые вы испытываете. Конечно, человек в основном живет текущим временем и ему трудно, порой невероятно трудно в действительности это оценить. Записываемые блага будут когда-то, неизвестно для него когда и сейчас он не может их не потрогать ни использовать. Ведь их благо оценивается через духовный критерий, глубокое понимание. Поэтому человек может воспринимать это как нечто эфемерное. Но на самом деле даже длинная жизнь – коротка, это вам расскажут те, чья жизнь уже на излете, они поведают вам, что их жизнь была не более чем «сном одной ночи». Поэтому, то что казалось эфемерным, внезапно окажется вашим самым большим активом. И блага, которые были вам записаны за терпение и благодарность в период преодолевания трудностей могут открыть вам путь в Рай.
Горькое лекарство для больного человека является благом. Но не всякий ребенок это способен понять. Учеба является благом, но мальчик, которого прямо сейчас зовут поиграть не может это оценить. То, что человек считает трудностями, может для него оказаться благом. Даже потеря ума для некоторых людей может стать благом, так как Всевышний Аллах может испытать человека через ум и не всякий сможет пройти его. Как например, атеисты. Они не поленились, потратили силы и время что бы создать свою философию на глубоко ложных основах, создав в сущности языческую веру. В этом им помог их ум. Талантливые программисты, которые решили использовать свои способности для изобретения все новых и новых схем незаконного отъема денег путем взлома счетов – в этом им помог их ум. И такой ум не приносит им истинного блага, а в ахирате они будут мечтать, говоря: если бы в земном мире я был сумасшедшим.
Некоторые люди лишены зрения. Конечно же это очень трудно. Но слепой не совершает грехи посредством глаз, не смотрит на запретное, на греховное, не совершает проступки, которые следует за этими грехами. То есть этим является благом для человека.
А есть люди, которые имеют зрение. Порой даже очень хорошее. Но они его не используют чтобы читать Коран, но зато используют в грехе. Такие люди имея здоровые глаза, тем не менее могут быть по-настоящему слепы. Как говорится в Коране:
«Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46)
Тем же людям, которых Аллах лишил зрения, не помешало поклоняться Аллаху, и быть на праведном пути. Иными словами, человек может видеть блага в любой ситуации.
Второе, это любовь к мирскому, что является началом всех бед. Если у человека нет никаких проблем, трудностей в работе, семье, то такой человек становится настолько близким к дунье, что не хочет с ней расставаться никогда. Как говорится в Коране:
«Каждый из них желал бы прожить тысячу лет» (2:96)
Человек, который переживает в жизни разные трудности и беды, видит ее как тюрьму, не проявляет такую любовь к земной жизни как тот, кто не испытывал никаких проблем. Как сказано в хадисе:
«Этот мир – тюрьма для верующего, но для неверующего – это Рай».
4. Трудность, которая настигает человека, предначертана для него. Это то, чему суждено быть. Если человек будет размышлять об этом, то будет благодарным и увидит в этом благо.
Терпение и благодарность могут проявляться вместе. К примеру, если вам делают операцию бесплатно, или сделали хиджаму бесплатно, сам процесс не из приятных, но вы проявляете терпение, проявляете благодарность за бесплатную процедуру.
Если трудности приносят благо, можно ли просить у Аллаха о них?
Нет, у Аллаха нельзя просить трудностей. Само по себе трудность не является благом.
Когда Пророк (мир ему), услышал, как какой-то мужчина говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя терпения». Он сказал: «Ты попросил у Аллаха беды для себя, проси же Его о благополучии».
То есть, нельзя у Аллаха просить беды, мы должны просить только благое. В религии запрещается просить терпение от трудностей, так как это как будто ты просишь для себя беды. Разрешается просить другие виды терпения, как терпение устоять перед соблазнами, взглядов на запретное и тому подобное.
По воле Аллаха на этом мы завершаем главу: «Терпение и благодарность», в следующих уроках рассмотрим новые темы. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!