Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 07:11
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:11 12:40 16:18 18:02 19:18
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Раби-авваль 1442
Григорианский
21 октября 2020

Циклы уроков

Урок 49: Терпение и благодарность, часть 5

Урок 49: Терпение и благодарность, часть 5

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия 


 

По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Газали «Ихъя улюм ад-Дин». Мы с вами проходим главу терпение и благодарность. Сегодня мы рассмотрим вопрос, почему многие люди не испытывают благодарности? Как сказано в Коране:

 

«Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны» (2:243)

 

Что порой является причиной того, что человек не замечает милости Аллаха? Рассмотрим эти и другие вопросы.

 

В целом человек лишается благодарности к милостям Аллаха из-за невежества и гафля (пренебрежение). Для того, чтобы быть благодарным за благоденствие, человек должен чувствовать их и знать. Мы говорили об этом на прошлых уроках, что настоящая благодарность — это использовать блага по предназначению, мудрости Аллаха.

 

Человек относится с пренебрежением, когда благоденствие общее на все человечество. Человек может оценить благоденствие тогда, когда оно касается лично его самого. Когда же благо общедоступно, то человек не видит в этом благоденствия, не осознает ценности. К примеру, чистый воздух, солнце, день и ночь, природа, казалось бы, все это благоденствие, дарованное нам Аллахом. Автомобили, самолеты, новейшие технологии, всем этим мы пользуемся, но не каждый видит в этом благоденствие от Аллаха. Человек чувствует, что чистый воздух — это благоденствие, когда он заперт в тесном помещении, когда он чувствует удушье. То есть причиной осознания благоденствия, становится лишение или ограничение этого благоденствия. Ученые говорили, что самый плохой способ прочувствовать благоденствие – это лишиться его. Мы будем по-настоящему благодарными, когда почувствуем благоденствия, которые у нас есть.

 

Человек забывает, что здоровье — это благоденствие от Аллаха, некоторые считают благоденствием только материальные блага, и жалуются, когда лишаются их или не имеют. Это тоже исходит от пренебрежения наших сердец. Как-то один нищий человек подошел к знатному старцу и начал жаловаться на свою жизнь.

 

Тогда старец сказал ему:

 

«желаешь ли ты чтоб у тебя было десять тысяч дирхам, но лишится своих глаз?». Тот ответил: «нет, не желаю, лучше, чтобы я был зрячий». Старец продолжил: «Хотел бы ты иметь еще десять тысяч дирхам, но взамен стать немым?». Тот ответил: «Нет, для меня лучше разговаривать с людьми, доносить свои мысли, лелеять своих детей». Мудрец сказал: «Хотел бы ты иметь двадцать тысяч дирхам, но взамен лишиться рук и ног?». Тот ответил: «Нет, для меня лучше иметь руки и ноги». Мудрец спросил: «Хотел бы ты иметь десять тысяч дирхам, но взамен быть лишенным рассудка?». Тот ответил: «Нет, для меня лучше быть в здравом уме». Тогда мудрец сказал: «У тебя оказывается есть блага на целых пятьдесят тысяч дирхам, зачем же ты жалуешься?».

 

Таким образом, человек не чувствует те блага, которыми он обладает повседневно, но осознает их, когда лишится. В риваятах приводится еще одна история, где у человека, который знает Коран наизусть, ухудшилось положение, он стал нищим и сердце его охватило беспокойство. Однажды ему приснился сон, где один человек у него спросил: «желаешь ли ты получить тысячу динаров, но взамен лишиться знания Корана, или забыть несколько сур». Человек несколько раз задавал эти вопросы, и на все «кари» ответил отрицательно. Тогда во сне этот человек сказал: «У тебя столько благ от Аллаха на тысячи и тысячи динар, почему же ты жалуешься». Проснувшись, знаток Корана, пришел к покаянию.  

 

Помимо общих благ, у каждого человека есть индивидуальные милости от Аллаха. К примеру, когда человек видит в других скверный характер или нехорошие качества, считает, что у него нет таких качеств, и это тоже является благом от Аллаха. Когда человек замечает это, то должен воздать хвалу Аллаху, за то, что Он сохранил его от плохого характера. У каждого человека есть свои недостатки, о которых знает только он сам. То, что вы знаете о своих недостатках и то, что это скрыто от других, это тоже милость от Аллаха. В хадисе сказано:

 

«Смотрите на тех, кто ниже вас в богатстве, и смотрите на тех, кто выше вас в богобоязненности. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал».

 

Когда человек смотрит в религии на тех, кто выше его, то это породит стремление к лучшему. Если же в религии смотреть на тех, кто ниже, то можно стать и вероотступником. Если в мирском смотреть на тех, кто ниже тебя, то человек будет благодарным за милости Аллаха. Если же смотреть на тех, кто выше, то человек не найдет свое довольство. В хадисе Пророк  сказал:

 

«Тот, кто спокоен душой, здоров телом и у него есть на один день пропитание, подобен человеку, которому дали мир целиком».

 

Кто встречает утро со спокойной душой, в полной безопасности, и его не волнуют такие мысли как: «На крышу моего дома может упасть снаряд» или «Меня могут лишить свободы», то есть просыпается в состоянии полной безопасности, если человек здоров и его не мучает боль, то он подобен тому, кому даровали весь мир.

 

Помимо базовых, относящихся к безопасности сфер, жалобы людей могут касаться и других моментов. К примеру, современные люди не жалуются на отсутствие упомянутых в хадисе благ. Люди жалуются на то, что не повышают зарплату, на то, что курс доллара повысился и другое. 

 

Если сердце человека в невежестве и пренебрежении, тогда как почувствовать милости Аллаха? Ученые говорят, что в таком случае, человек должен воочию увидеть дарованную ему милость Аллаха. К примеру, можно сходить в психиатрическую больницу, посмотреть на людей, которые прикованы к постели, которые опорожняются, лежа в постели, которые являются обузой для других. Это очень тяжело, когда человек не может делать естественные вещи, без помощи посторонних. Чтобы почувствовать милость свободы, человек может посмотреть на заключенных. В ранние времена преступников наказывали на площадях ударами плетки, ворам отрубали руки, все это оставляло сильное впечатление у людей. Также человек может посетить могилы, почувствовать, и научится ценить время, которое у него есть, которое ему отведено. Те, кто в могилах мечтают, чтобы у них был еще один день жизни.

 

Имам Раби бин Хайсам выкопал рядом со своим домом могилу. Заметив в своем сердце какую-то черствость, жестокость, он тотчас залезал в эту могилу, ложился в нее и говорил: «Господь мой! Отправь меня обратно на землю, верни меня в дольный мир, чтобы я мог совершить на земле благие дела». Затем, обращаясь к себе самому, говорил так: «О Раби! Я отправил тебя вновь на землю. Если так, то держи данное тобой слово, совершай благие и праведные дела!».

 

Человек, который размышляет о милостях Аллаха, знает, что если не быть благодарным, то можно лишиться благ. Иногда, чтобы человек почувствовал милость Аллаха на него могут хорошо подействовать события, которые показывают ему, что он может легко потерять то, что считал обыденным и доступным.

 

В целом у человека в этой жизни бывают трудности, беды и счастье, блага. В бедах человек проявляет терпение, но если эта трудность является милостью Аллаха, то нужно за это благодарить Господа или же проявлять терпение? Некоторые люди задаются такими вопросами.

 

Благоденствия Аллаха могут быть абсолютными, то есть блага, в которых нет ничего плохого, и которые не могут привести к плохому. К примеру, иман, ислам, хороший нрав. Блага, которым человек проявляет только благодарность.

 

Есть блага, которые приносят пользу, если применять их по назначению. Если же не использовать по назначению, то наоборот, они приносят вред. Как сказано в Коране:

 

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными наказаниями» (9:34)

 

В таких случаях, человек проявляет терпение к желаниям своего нафса, благодарит Аллаха и радуется сердцем за то, что он использует милости Господа по назначению.

 

Трудности и вред в этой жизни также делятся. Есть абсолютный вред: неверие, плохой нрав, заблуждение. В таких случаях от человека не требуется проявление терпения или благодарности. Человек не должен проявлять терпение к греховному, грехи нужно оставлять.

 

Человек проявляет терпение к трудностям, которых, он не в силах отвратить. Которые могут быть болезненными для тела, души или нафса. Но в конечном итоге по воле Аллаха проявленное терпение приведет к благому. Как приводится в хадисе что тот, кто переживает несчастье, может обратиться к Аллаху со следующим дуа:

 

«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!».

 

Некоторые блага могут обернуться для человека бедой. К примеру, имущество может принести много пользы, или же по причине своего имущества человек может стать жертвой преступников. Поэтому бедность может быть вознаграждением, если человеку будет доступны богатства, он может сбиться с пути, поддаться соблазнам, выйти из религии.

 

Какие блага можно увидеть, когда человека настигают трудности? Об этом и других вещах, связанных с благодарностью, по воле Аллаха расскажем на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi