Урок 36: Беды от языка, часть 8 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 06:11
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:50 06:11 12:56 17:37 19:36 20:56
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Рамадан 1442
Григорианский
13 апреля 2021

Циклы уроков

Урок 36: Беды от языка, часть 8

Урок 36: Беды от языка, часть 8

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия   Аудио версия  |  Озвучивает: Мади Рахман


С дозволения Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлых уроках мы начали тему грехов от языка, на последнем уроке мы говорили о гыйбате. О том, что даже гыйбат сердцем, является недозволенным. Следующая тема, которую затрагивает имам Абу Хамид аль-Газали – в каких случаях дозволяется говорить гыйбат. Другими словами, когда можно осуждать человека за глаза. Имам Абу Хамид аль-Газали приводит шесть случаев, когда говорить гыйбат дозволяется:

 

1. Подача жалобы. Притесненному дозволяется пожаловаться правителю, судье, тому, кто может справедливо разрешить его тяжбу с тем, кто его притесняет. Пророк (ﷺ) в хадисе сказал:

 

«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)». (Бухари, Муслим)

 

2. Просьба о помощи для прекращения чего-то порицаемого и для возвращения грешного на путь истинный. Однажды Умар (р.а.) проходя мимо Усмана (р.а.) поприветствовал его, но он ничего не ответил. После этого, Умар отправился к Абу Бакру (р.а.), на тот момент халифу, и сказал ему об этом. Затем они вместе отправились к Усману и спросили его об этом. Тогда Усман сказал: «Поистине, ты проходил мимо и дал мне салям, но в то время я был мыслями в другом месте». То есть, Абу Бакр не сказал Умару: «Почему ты говоришь гыйбат про Усмана?».

 

Иными словами, обращение к тому, чья власть требуется для прекращения порицаемого, является дозволенным. Если его цель – добиться прекращения чего-то дурного. Но если его цель не это, то тогда это запрещено.

 

3. Просьба о решении (фатва). Когда говорят: «Меня притесняет мой родственник, или мой брат, или мой супруг и подобное этому. В книге имама Шаукани приводится один случай: «Однажды, Хинд, жена Абу Суфьяна, пришла к Пророку (ﷺ) и сказала: «Поистине Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне столько, сколько необходимо мне и моим сыновьям, так будет ли грехом, если я сама стану брать что-то из его имущества?»

 

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Бери столько, сколько хватит тебе и твоим сыновьям». То есть, Хинд рассказала Пророку (ﷺ) о недостатке своего мужа, с целью получить фетву. Это допустимо в случае необходимости, однако, лучше и разумнее сказать: «Что ты скажешь о человеке или муже, который поступает так-то?», не называя его имени. В то же время, является допустимым назвать обидчика.

 

4. Предостеречь мусульман от зла. К примеру, в науке о хадисах есть дисциплина, которая занимается выявлением приемлемости передатчиков хадисов – илм ар-риджал. Это наука изучает передатчиков хадисов, их биографии, происхождение, убеждения, личные качества с тем, чтобы в итоге выявить достоверные и не заслуживающие доверия хадисы. При изучении личных качеств передатчика хадиса, выявляют степень честности и правдивости. Это наука появилась с намерением выявить недостоверные, вымышленные хадисы, чтобы уберечь мусульман от зла.

 

Что касается дозволенности для всех мусульман, то это обязанность, в случае необходимости. Среди них: советоваться о вступлении в брак с каким-то человеком, или советоваться о сотрудничестве с ним, или о том, чтобы отдать ему чего-либо на хранение, или о ведении дел с ним, или о том, становиться ли его соседом. Тот, кто дает совет, обязан не скрывать его положение, но о его недостатках говорить, имея цель дать доброе наставление.

 

5. Когда человек известен под каким-то прозвищем, например, «хромой», «седой», «лысый», «слепой» и т.п. то дозволяется называть его так, если без этого нельзя его опознать. В Исламе есть много мухаддисов, которые стали известны своими прозвищами. К примеру, аль-арадж – хромой. Имам Шаукани объясняет это так, в целом, гыйбат – говорить о недостатке человека, запрещается. Но если имя, имя отца, происхождение, место жительство, не позволяет определить человека, если, допустим, людей с таким именем несколько, то дозволяется говорить его прозвище. Запрещается называть его исключительно так, ради краткости.

 

6. Если есть кто-то, кто открыто предается своему пороку, известен этим, и не стыдится этого, то дозволено упоминать его этим недостатком. Но запрещается упоминать другие его пороки.

 

В хадисе сказано: «Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб (женская накидка) стыдливости – не будет гыйбат».

 

Абу Ауф рассказывал: Однажды я пришел к Ибн Сирину. Я хотел плохо высказаться об аль-Хаджадже, но Ибн Сирин сказал:

 

«Не сомневайся в том, что Аллах справедлив в своем решении. Он отнимет у аль-Хаджаджа то, что причитается другому, и возьмет у других то, что причитается аль-Хаджаджу. Когда ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, твой самый маленький грех будет для тебя тяжелее, чем самый тяжкий грех аль-Хаджаджа».

 

Следующая тема, как сделать каффарат (искупление) за гыйбат?

 

Имам Абу Хамид аль-Газали приводит, что для тех, кто совершил гыйбат, уаджибом является покаяние, искреннее сожаление, и, если есть возможность, просить прощения у человека, о котором вы злословили. Когда человек просит прощение, важно, чтобы у него в сердце было искреннее сожаление. Если искренности нет, то это будет рия (показуха).

 

Имам Абу Хамид аль-Газали говорит, что есть и другие мнения ученых, имамов, как имам Хасан, которые говорят, что будет достаточно попросить прощения у Аллаха и искренне раскаяться в своем гыйбате. Ученые, которые придерживаются этого мнения приводят, что гыйбат это не материальный ущерб, которую можно вернуть или возместить, поэтому достаточно будет истигфара.

 

Имам Абу Хамид аль-Газали говорит, что это слабое мнение. К примеру, в нашей религии есть хадд аль-казф – наказание за клеветническое обвинение какого-то человека в совершении прелюбодеяния. Любое недоказанное обвинение в прелюбодеянии или распускание слухов об этом, подлежит наказанию. Всевышний в Коране говорит:

 

«Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не представив четырех свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – восемьдесят ударов плетьми. И никогда больше не принимайте их свидетельства, как людей негодных (фасиков)». (24:4)

 

В этом случае, честь женщины так же не является материальным, тем не менее наша религия предусматривает за это наказание. Как и гыйбат, за совершение которого, человек должен попросить прощение у того, о ком злословил. Если этот человек умер, или, к примеру, если этот человек не желает прощать и при встрече может вам навредить, то следует делать дуа за него и просить прощения у Аллаха. Если тот, кто злословил будет делать дуа, просить у Аллаха прощения, вспоминать, хорошие качества того, о ком злословил, хвалить перед теми людьми, перед которыми говорили о нем плохо, то это и будет его каффаратом.

 

По мнению Абу Хамида аль-Газали, тот, о ком злословили не обязан прощать обидчика, но это является мустахабом.

 

Саид ибн аль-Мусайиб сказал: «Я не позволю, чтобы со мной поступали несправедливо».

 

Ибн Сирин сказал: «Не я запрещал гыйбат, и не мне его разрешать. Поистине, Аллах запретил гыйбат на кого-либо, и я никогда не буду разрешать то, что запретил Аллах».

 

Однако, прощение человека является намного лучшим делом.

 

Имам аль-Хасан приводит, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Глашатай скажет в Судный день: «Где те, награды которых были от Аллаха?» И тогда встанут те, которые прощали людей, и они войдут в Рай».

 

У Пророка Мухаммада (ﷺ) спросили о нравственности, и он прочитал аяты, ниспосланные ему Всевышним:

 

«Возьми (себе на вооружение) умение прощать (будь снисходительным, мягким, учтивым); побуждай (следовать) общепризнанным нормам (благородства, этики, морали, нравственности) и отвернись от невежд (не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим)» (7:199),

 

- а затем добавил: Высокий нрав – это, когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой (восстанавливаешь дружеские или родственные отношения с тем, кто оборвал); когда даешь тому, кто лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».

 

Сообщается, что некий человек сказал Хасану Басри (р.а.): «Поистине, один человек злословил о тебе». Хасан Басри пришел к этому человеку, дал ему свежие финики и сказал:

 

«Поистине, ты подарил мне свои благодеяния. Я благодарю тебя за это. Но я прошу твоего прощения, потому что я не в силах дать тебе подарок равный твоему подарку».

 

В нашем цикле уроков остались еще несколько грехов, которые совершаются человеком посредством своего языка. О них с дозволения Аллаха расскажем в следующих уроках. Пусть Всевышний убережет нас всех от всего плохого.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi