Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллаха мы продолжаем уроки, по книге имама Абу Хамида аль-Газали «Ихъя улюмиддин» на тему воспитания своего нафса.
На прошлом уроке мы начали тему гыйбат (хула, злословие). Мы изучили виды и причины, которые приводят к гыйбату. На этом уроке мы узнаем, как нам избежать гыйбата. Основное, что должен усвоить человек, это то, насколько греховным деянием является гыйбат и его последствия в Судный день. Человек должен увеличивать свои знания о религии и о тяжестях грехов.
От Абу Хурейры сообщается, что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил у своих сподвижников:
«Знаете ли вы кто такой муфлис (банкрот)?». Сподвижники ответили: «Муфлисом принято считать того, у кого нет денег или имущества». Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, муфлисом (банкротом) в моей общине является тот, кто придет на великий суд с вознаграждением за намазы, пост или закят, а потом выяснится, что при жизни он кого-то обругал, кого-то безосновательно обвинил в прелюбодеянии, бесправно завладел чужим имуществом, кого-то побил. И за это, его благие деяния будут розданы тем, кого он обидел, и если его благих дел не хватит на всех этих людей, то их грехи будут возложены на него, а после этого он будет брошен в Ад». (Муслим, Тирмизи)
Гыйбат тоже относится к категории грехов, которые являются причиной аннулирования благих дел и ведут человека в Ад.
Сообщается, что некий человек сказал Хасану аль-Басри (р.а.): «Поистине, один человек злословил о тебе». На что Хасан аль-Басри ответил: «Добро пожаловать новым благодеяниям». Иными словами, нельзя злословить даже на своего врага, тем самым вы ему делаете только лучше.
Человек будет избегать гыйбата, если будет помнить о том, что, говоря о ком-то плохо, он отдает свои благодеяния. Так же, человек должен думать больше о своих недостатках и стараться их исправить. На прошлом уроке мы приводили причины гыйбата, теперь рассмотрим, как противостоять и избавиться от них.
Человек должен задаться вопросом, почему я совершаю гыйбат. Первая причина, побуждающая к гыйбату, это выплескивание своего гнева. Порой гыйбат совершают на эмоциях. Важно предотвратить свои гнев на ранней стадии. Если хочешь проявить гнев, то прояви ее к гневу засевшей у тебя в сердце. Не проявляй гнев к другим, а враждуй со своим нафсом.
Второе, это гыйбат ради поддержания разговора с друзьями. Человек должен задуматься, что в Судный День, каждый будет отвечать за себя по отдельности. Твои друзья не разделят с тобой твой грех. И не смогут заступиться за тебя, когда падет гнев Аллаха. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (43:67)
Следующая причина, это гыйбат ради оправдания себя. Оправдываться можно, но это не дозволяет вам злословить на другого. В шариате есть правило - хорошая цель не делает запретное дозволенным.
Еще одна причина гыйбата, это желание похвастаться и возвысит себя перед другими. К примеру, когда один говорит, вчера стоял за имамом в намазе, чтение у него так себе… Иными словами человек возвышает себя, принижая другого. Пусть даже намеками говоря, что он знающий и углядел ошибки в чтении имама. Человек на любую вещь должен смотреть через призму ахирата. Поистине, степень человека измеряется степенью перед Аллахом.
Так же причиной гыйбата является проявление необоснованной зависти. В этом мире, если вы насмехаетесь перед людьми, то в Судный День вы станете посмешищем перед ангелами, пророками, шахидами и всеми мусульманами. Такой человек не только заражен болезнью сердца, но и является глупцом. Потому что он мучается видя, как кто-то построил дом и т.п. Зависть вредит здоровью и душе человека. Но если по причине зависти человек злословит, то он навредит еще и своему положению в ахирате. В Судный день завистник отдаст свои блага, а если их не будет, то заберет грехи того, кому он завидовал, говорил плохо, распускал сплетни. А тот, кого он осуждал за глаза, сплетничал, завидовал, будет наоборот радоваться, ибо он увидит справедливость Всевышнего, что ничего не остается безнаказанным. Поэтому, человек не должен проявлять зависть, говорить гыйбат, чтобы не стать посмешищем перед Аллахом.
Следующая причина зависти – сострадание и жалость к человеку. Это может быть искренне переживание, но шайтан пользуется этим моментом, используя невежество человека, и наущает говорить гыйбат. Если, проявляя искреннюю жалость, человек говорит о ком-то плохо, то тем самым он отдает ему свои блага. В этом случае жалеть нужно наоборот тог, кто проявляет жалость.
Один из видов гыйбата, это гыйбат сердцем. Гыйбат сердцем – это думать о ком-то плохо, не увидев его своими глазами, менять свое мнение в сердце о нем, основываясь на чужое предположение. Гыйбат сердцем, как и словами запрещено в нашей религии. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«О вы которые уверовали! Избегайте подозрений и дурных мыслей. Ведь некоторые подозрения – грех, который заслуживает наказания». (49:12)
Сердце человека для нас тайна. Только Всевышний Аллах обладает знаниями тайн сердца. Опираясь на чьи-то слова или слухи, мы не можем утверждать, что человек плохой, пока не узнаем это сами. Откуда эти плохие мысли? Если мы не видели своими глазами и не слышали достоверное своими ушами? Эти мысли наущает нам шайтан. В Коране сказано:
«О вы которые уверовали! Если любой нечестивый, преступивший установления шариата Аллаха, пришел к вам с какой-то вестью, удостоверьтесь в правильности сообщения и разузнайте, правдив ли он, чтобы вы по неведению не причинили вреда невиновным, а затем, узнав, что они невиновны, не горевали и не раскаивались в том, что совершили». (49:6)
Также, говорится в хадисе:
«Поистине, Аллах запретил посягать на кровь (жизнь), имущество мусульманина, а также думать о нем плохо». (Аль-Байхаки)
Шайтан может наущать, что вы какой-то особенный, что вы видите то, что другие не видят, что только вам удалось разглядеть этот грех, и вам нужно рассказать об этом. Все это уловки и методы шайтана.
Если же к вам придет надежный человек, и расскажет о каком-то человеке, вы должны принять эту информацию, иначе вы обвините его во лжи. Чтобы оставить хорошее мнение об этом человеке, дозволяется узнать нет ли между ними вражды или ссоры, что могло бы стать причиной таких разговоров.
Если шайтан наущает плохими мыслями, то следует усердно противостоять этим мыслям, думать о хорошем, и совершать мольбы тому, о ком вы так думаете. Поистине, это разозлит шайтана, он отдалится от вас, боясь, что вы начнете совершать мольбу, получать блага, укреплять отношения с мусульманином. Этим методом уже не будет вас наущать шайтан, но не раслабляйтесь, у шайтана множество других путей.
Одно из последствия гыйбата сердцем – это выискивание недостатков. В Священном Коране Аллах говорит:
«Не подглядывайте, выискивая недостатки, и не поносите друг друга за глаза». (49:12)
Когда в сердце человека утверждается плохое мнение о ком-либо, он желает укрепить в себе в качестве правды. Чтобы избавиться от такого шпионажа, человек должен скрыть то, что было скрыто Аллахом. Расспрашивать, выискивать недостатки, все это плоды гыйбата сердцем. Иными словами, это тоже относится к гыйбату и является запретным.
В следующем уроке с дозволения Аллаха, мы узнаем в каких случаях гыйбат дозволяется. Пусть Аллах убережет нас от гыйбата и сплетен. Амин.