Урок 34: Беды от языка, часть 6 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 06:11
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:50 06:11 12:56 17:37 19:36 20:56
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Рамадан 1442
Григорианский
13 апреля 2021

Циклы уроков

Урок 34: Беды от языка, часть 6

Урок 34: Беды от языка, часть 6

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: Мади Рахман


 

По Воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. В этом уроке речь пойдет о таком грехе как гыйбат (хула). Гыйба упоминается в Священном Коране, так же есть множество хадисов Пророка (ﷺ) и слов от сподвижников и ученых. В Коране сказано:

 

«Не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата?!...». (49:12)

 

Этот аят говорит о том, что совершение этого действия – отвратительно. В хадисе говорится:

 

«Поистине, честь, имущество и кровь одного мусульманина запретны для другого».

 

Если Аллах в Коране сравнивает гыйбат с поеданием мяса покойного брата, то Пророк (ﷺ) сравнивает с проливанием крови невинного и кражей чужого имущества. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Не завидуйте друг другу, не проявляйте ненависти, не подстрекайте друг друга, не враждуйте, не поносите другу друга, будьте рабами Аллаха и братьями». (Бухари, Муслим)

 

Передает Анас (р.а.):

 

«Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Во время Мираджа я встретил людей, у которых были медные ногти. Этими ногтями они царапали свои лица и грудь. Я спросил: «О Джибриль! Кто эти люди?». Джибриль ответил: «Это те, кто ест мясо людей (сплетничает) и оскорбляет их честь».

 

Имам Катада сказал:

 

«Из того что нам известно, причиной наказания в могиле являются три вещи: гыйбат (хула), сплетни и не очищение после исправления малой нужды».

 

Также есть слова Ибн Аббас:

 

«Если хочешь вспомнить о недостатках своего брата, вспомни сначала о своих».

 

Малик ибн Динар передал: «Однажды, когда пророк Иса (а.с.) со своими сподвижниками проходил мимо мертвой собаки, один из сподвижников сказал: «Какой же от нее неприятный запах!» А пророк (а.с.) сказал: «Какие же у нее белые зубы!». Этим пророк Иса (а.с.) запретил своим сподвижникам возводить хулу и указал на то, чтобы они упоминали из творений Всевышнего только хорошее.

 

Как-то раз Али ибн аль-Хасан увидел человека, который поносил другого, тогда он повернулся к нему и сказал:

 

«Остерегайся хулы, поистине хула является пищей адских псов».

 

Гыйбат (хула) – это упоминание о мусульманине с использованием таких слов, который не понравились бы ему, независимо от того, будет ли речь о его теле, происхождении, словах или делах, то есть во всем что касается этого человека, даже пусть это будет внешний вид его автомобиля. Если слова, которые дойдут до него ему не понравятся, то это и есть гайбат. То есть говорить о нем, описывать в такой форме, которая ему не понравится. К примеру, говорить об одежде, какая она дешевая, или об автомобиле, какой он старый, или касаемо религии человека, что он смотрит на запретное и т.п. Даже если человек будет говорить правду, он все равно совершает гыйбат.

 

Однажды Пророк (ﷺ) спросил: «Вы знаете что такое гыйбат?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его Посланник лучше знают». Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Это поминание тобой твоего брата тем, что ему не нравится, если в твоих словах есть правда, то ты совершил хулу, а если нет, то ты оклеветал его».

 

Имам аль-Хасан аль-Бусри говорил: «Запретное напоминание бывает трех видов: аль-гыйба, аль-бухтан и аль-ифк». Они отличаются тем, что гыйбат – это когда кто-то говорит правду, которая кому-то не нравится. Бухтан – это говорить неправду, аль-ифк – это необоснованное обвинение кого-то, слепой пересказ всего что услышал.

 

Гыйбат может быть не только словами, но и жестами, намеками, пародиями и т.п. Передают от Айши (р.а.):

 

«К нам зашла одна женщина, а когда она ушла, я показала рукой какая она коротышка. Пророк (ﷺ) мне сказал: «Ты совершила гыйбат по отношению к ней». (Ибн Аби Дунья)

 

Это же касается и письменного гыйбата, как говорят арабы: «Перо – это второй язык». Если человек говорит обобщенно, не имея ввиду конкретных людей, к примеру, если сказать, почему люди так говорят? То это не считается гыйбатом. Но если человек обобщает, при этом добавляя некоторую конкретику, к примеру, если сказать вот мусульмане, такой-то мечети…, то это будет считаться гыйбатом.

 

Абу Хамид аль-Газали приводит еще один вид гыйбата, это когда человек восхваляет себя за счет принижения достоинств других. Человек с набожностью может сказать, что такой-то совершил такой-то грех, хвала Аллаху что нас не постигла такая же участь, мы избежали такой-то фитны и.т.п.

 

Со стороны может показаться что это очень набожный человек, который переживает за своего брата, но на самом деле он, во-первых, хвалит себя, во-вторых, совершает гыйбат, в-третьих, совершает рия (показуха).

 

К гыйбату относится не только тот, кто говорит, но и тот, кто слушает. В хадисе приводится:

 

«Слушающий один из хулящих». (Табарани)

 

Иными словами, если вы слушаете гыйбат, но не вмешались в разговор, не перевели на другую тему, не сказали остановиться, то вы относитесь к хулителю. Если же человек останавливает его, но в сердце желает, чтобы тот продолжал, подогревая разговор словами: да не может быть, разве он такой и т.п. тем самым еще больше раскрывая подробности, то он тоже относится к хулителю. В Коране Всевышний говорит:

 

«Они слушают ложь и пожирают запретное...». (5:42)

 

То есть приравнивает тех, кто слушает ложь, к пожирателям запретного. Поэтому, человек должен наоборот стараться оберегать своего брата, защищать его честь от гыйбата. Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Тот, перед кем унизили муъмина, а он не помог ему, имея на это силы и возможности, будет унижен в Судный день перед всеми людьми». (Табарани)

 

Так же в хадисе передается, что Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах защитит от Огня в День Суда». (Ахмад, Табарани)

 

 

Почему же люди говорят гыйбат? Есть несколько причин побуждающих к этому:

 

1. Выплескивание своего гнева. К примеру, если человек не может высказать начальнику или взрослому человеку причину своего гнева на него, то эта злость копится у него в сердце и превращается в ненависть. И это служит причиной заглазного осуждения другого человека.

 

2. Желание поддержать разговор с друзьями. Когда человек боится помешать им, чтобы они не отдалились от него. Конечно же нужно поддерживать дружеские отношения, но если вы не в состоянии помешать им, если вас не слушают, то лучше не сидеть в месте где совершается гыйбат и другие греховные дела.

 

3. Говорить о другом плохо, предчувствуя, что он начнет говорить о тебе плохо. То есть с намерением опередить в этом другого. К примеру, когда человек первым забегает к начальству и начинает хулить другого, предполагая, что другой тоже сделает это.

 

4. Желание похвастаться перед другими, унижая других ставить себя выше, тем самым показывая себя более знающим.

 

5. Проявление зависти, к человеку, который не сделал вам ничего плохого, который ничем вам не навредил, это может быть ваш друг, сосед или родственник. Когда человек просто завидует работе, имуществу, положению, славе другого, говоря о его недостатках и желая, чтобы он потерял это. Таким образом зависть приводит к гыйбату.

 

6. Упоминание недостатков других ради шутки или забавы. Часто это проявляется среди молодежи. Насмехаться над другими и т.п.

 

7. Так же причиной гыйбата является злость ради Аллаха. К примеру, когда человек видит, как другой совершает грех и обвиняет его в этом, раскрывая свою злость и человека, который совершил грех. Человек не должен сосредотачивать злость и ненависть к тому, кто совершил грех. Аллах сделал грешные деяния ненавистными верующим, но не предписал ненависть по отношению к людям.

 

По воле Аллаха на следующем уроке мы расскажем, как избавиться от гыйбата, какие виды гыйбата дозволены. Да поможет нам Аллах отдалиться от лжи, гыйбата и всего греховного совершаемого посредством языка и одарит нас полезными знаниями. Амин.

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi